Специфическим личностным фактором защиты являются антинаркотические установки, в структуре которых принято выделять информационный, оценочный и поведенческий компоненты [1].
Что касается информированности младших школьников по вопросам употребления психоактивных веществ, то, по данным Гусевой Н.А., «дети этого возраста о последствиях употребления наркотиков либо ничего не слышали, либо почти ничего не поняли. Знания о наркотиках - отрывочны». Большинство детей младшего школьного возраста в повседневной жизни сталкиваются с употреблением табака и алкоголя, и только единицы оценивают употребление психоактивных веществ положительно. Однако у многих детей существуют некоторые мифы относительно слабоалкогольных напитков («пиво, джин-тоник - это не алкоголь»), также некоторые дети (особенно в первом классе) некритично относятся к предложению пробы неизвестного вещества. Все это делает работу по формированию прочных антинаркотических установок у детей младшего школьного возраста актуальной и перспективной.
|
|
В зависимости от степени вовлеченности в проблему злоупотребления психоактивными веществами в профилактической работе с детьми можно выделить два направления:
1. Общая воспитательная работа с детьми, основная цель которой заключается в формировании у детей и подростков антинаркогенных установок как внутриличностных механизмов, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни. Эта работа охватывает всех учащихся начальных классов.
2. Работа с группой риска по отношению к возможности вовлечения в наркотизацию, или при существовании угрозы благополучию ребенка из-за употребления ПАВ в его ближайшем окружении, что предполагает выявление детей наиболее подверженных негативному влиянию среды.
Профилактическая работа с детьми группы риска направлена на коррекцию личностных особенностей, способных спровоцировать приобщение к одурманивающим веществам. Она предполагает помощь детям, испытывающим трудности социальной адаптации, - развитие у них коммуникативных навыков, приемов противостояния негативному социальному давлению, внутриличностных регуляционных механизмов, а также организацию условий для их успешной адаптации в детском коллективе.
Таким образом, в младшем школьном возрасте проявляются важные факторы риска наркотизации, что позволяет выявить детей группы повышенного риска приобщения к ПАВ и формирования зависимости от них. В то же время в этот период формируется значительный личностный потенциал, опора на который позволит предотвратить вовлечение в наркотизацию тех, кто в большинстве своем не имеет опыта употребления психоактивных веществ, то есть реализовать главную цель первичной профилактики наркозависимости.
|
|
Безусловно, чтобы профилактическая работа была эффективной, недостаточно только правильно определить ее целевую направленность, необходимо также подобрать адекватные и эффективные методы достижения поставленных целей. Рассмотрим теперь возрастные особенности младших школьников как опору при определении стратегии и тактики ведения профилактической работы с детьми, а затем и специфику организации и технологии ведения этой работы в начальных классах.
Одним из основных требований к профилактическому воздействию является соблюдение принципа когнитивной адекватности, то есть максимального соответствия форм, методов и организации профилактической деятельности специфическим особенностям возрастного развития конкретных групп детей. Рассматривая особенности младших школьников, необходимо отметить, что в младшем школьном возрасте сохраняются некоторые психологические черты, характерные для дошкольников. Такими общими чертами, в частности, являются: восприимчивость, внушаемость, податливость, большая подражаемость, любознательность и впечатлительность, которые могут использоваться при проведении профилактической работы с детьми этого возраста. Кардинальное отличие младшего школьника от дошкольника состоит в новой внутренней позиции, которая характеризуется принятием ребенком своего нового социального статуса, новой роли - роли ученика. Изменившееся положение ребенка в системе общественных отношений создает особую направленность ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая деятельность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей.
Стадия психосоциального развития, соответствующая младшему школьному возрасту, по мнению Э.Эриксона, является решающей в социальном отношении, поскольку трудолюбие влечет за собой совместное с другими детьми выполнение работы, осознание технологической культуры. Успешное разрешение конфликта, характеризующего эту стадию, - успехи в учении - позволяет ребенку почувствовать себя успешной личностью и впоследствии идентифицировать себя как успешную личность, решающую свои проблемы рациональными способами. Довольно распространенная ошибка современных родителей - недостаточное внимание к школьным успехам и трудностям ребенка. Для учеников начальных классов потребность в достижениях и положительной их оценке со стороны значимого окружения - одна из ключевых потребностей. Поэтому важно, чтобы родители интересовались успехами ребенка в школе: радовались хорошим оценкам и прогрессу в обучении, огорчались неуспеху. Конечно, важно не перегибать палку и в другую сторону - сводить все взаимодействие с ребенком исключительно к «школьным вопросам».
Традиционные возрастные периоды учащихся начальных классов объединяют в единую категорию «младшие школьники», тем самым как бы нивелируя различия в психическом развитии первоклассников, второклассников, третьеклассников. Однако ряд специалистов-практиков (Гусева Н.А., Никольская И.М., Овчарова Р.В., Хухлаева О.В.) считают, что в каждом из этих возрастных периодов (6-7, 8-9, 9-10 лет) проявляются специфические особенности и проблемы, которые должны быть учтены при проведении психолого-педагогической и, в частности, профилактической работы с учениками первого, второго и третьего класса.
Рассмотрим специфику проблем первоклассника. Ребенку трудно жить в атмосфере постоянной требовательности и контроля, он нуждается в помощи и поддержке родителей, однако не всегда получает ее (ситуация в семье первоклассника обсуждалась выше). Школьные уроки тяготят ребенка, он жалуется на трудности и скуку. Это требует целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей. Также важной задачей является развитие способности получать удовлетворение от процесса познания. Подобная работа должна проводиться в доступных и привлекательных для ребенка формах - форме сказки и игры. Другая важная задача в работе с первоклассниками - способствовать установлению атмосферы дружелюбия и доверия. Здесь также, как и в первом случае, специально подобранные игры помогают, актуализировать положительные эмоции, создавать ситуации для позитивного, конструктивного контакта детей друг с другом. Первый год обучения в школе - плодотворное время для работы с детскими страхами и тревогами. Обычные возрастные страхи, связанные с вхождением ребенка в новую среду и с изменением образа жизни, «могут при надлежащих психологических воздействиях снижаться, что исключает риск их перерастания в стойкие невротические фобии». Уменьшить силу страха ребенок может в процессе игр и упражнений, предлагаемых.
|
|
Второй учебный год ребенок начинает в качественно ином настроении, нежели первый. «Он уже привык к своему новому статусу, к школьным обязанностям, у него сформировался отчетливый образ хорошего ученика. Но у этих навыков есть оборотная сторона: ребенок в какой-то степени утрачивает свою детскую непосредственность, его индивидуальные особенности несколько стираются, снижаются творческие проявления» [4, 144]. Однако это явление обратимо, если вовремя начать работу по «реанимации фантазии», утверждению ее ценности в глазах детей и взрослых. Поэтому важным направлением профилактической работы становится актуализация созидательного, творческого начала в ребенке, например, через создание домов для слуг-чувств, совместное сочинение и разыгрывание сказок, ролевые игры. Другой важной особенностью второклассников, по мнению специалистов-практиков (Никольская И.М., Хухлаева О.В.), является изменение отношения детей к значимым взрослым. К этому времени учитель в сознании детей во многом утрачивает свой идеальный образ. Дети начинают смотреть на него более реалистично, но внутреннее отстранение от авторитета учителя может вызвать в душе ребенка страх перед ним или злость, или обиду. Эти чувства в случае их возникновения должны быть проработаны. А участие учителя в групповой работе с детьми (например, в качестве помощника ведущего) поможет поддержать в ребенке реальный образ учителя, не снижая при этом его ценности.
|
|
Сходная ситуация возникает и в отношениях с родителями. Их тоже нужно научиться воспринимать как живых людей со всеми достоинствами и недостатками, не переставая любить. Ребенок постепенно привыкает к тому, что самые близкие люди могут порой раздражаться или сердиться, нечаянно обидеть или быть невнимательными. Способность распознавать состояние других людей и умение адекватно выражать свои чувства позволяют сделать процесс дифференциации значимых взрослых более мягким, помогает налаживать отношения на новом уровне.
Важной остается тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями становятся более значимыми, чем в первый школьный год, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. «Формула «кого любит учитель, того и я люблю» утрачивает свою актуальность. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями: «я хороший, если у меня есть друзья, если меня уважают в классе». На занятиях должно уделяться особое внимание теме дружбы, поскольку этот период является благоприятным для формирования навыков сопротивления групповому давлению, и, в то же время, этот период очень важен в плане формирования и развития способности устанавливать близкие отношения с другими людьми.
Главной особенностью третьеклассников является, по мнению Хухлаевой О.В., «появление глубокого интереса к своему внутреннему миру... Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности» [4, 209]. Поэтому групповая психологическая работа с детьми в этом возрасте является очень своевременной и может стать достаточно эффективной. Дети довольно легко и доверчиво пускают взрослых в свой внутренний мир, а иногда сами «приглашают заглянуть туда». Однако необходимо помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт. Именно в этом возрасте можно помочь ребенку в разрешении его проблем, повлиять на его установки и поведение, деликатно используя особенности возраста.
Таким образом, поступление ребенка в школу может провоцировать проявление неблагоприятных микросоциальных факторов, сформировавшихся в более ранние периоды развития ребенка. Кроме того, важным фактором риска появления различных отклонений, в том числе вредных привычек, становится школьная дезадаптация, усугубляемая сложными отношениями в семье. И наоборот, гармоничные семейные отношения, построенные на эмоциональной близости и взаимном уважении, оптимальный стиль воспитания (сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью, принятием и эмоциональной поддержкой ребенка), хорошая адаптация ребенка к условиям учреждения образования, конструктивное взаимодействие и позитивные отношения со сверстниками и педагогами выступают защитными от злоупотребления психоактивными веществами факторами. Поэтому профилактическая работа с детьми младшего школьного возраста должна быть нацелена на уменьшение влияния факторов риска наркотизации, связанных с воспитанием в семье и обучением в школе, а также на усиление семейных и школьных защитных факторов. Кроме того, стратегия проведения работы по профилактике формирования вредных привычек с младшими школьниками предполагает целенаправленное всестороннее развитие личности и социальных навыков детей, а также разрешение специфических возрастных проблем: развитие способности получать удовольствие от процесса познания, содействие установлению атмосферы дружелюбия и доверия, снижение силы детских страхов и тревог, актуализация созидательного, творческого начала в ребенке, поддержание в ребенке реальных образов учителя и родителей, формирование навыков сопротивления групповому давлению, развитие способности устанавливать близкие отношения с другими людьми, влияние на установки и поведение ребенка.