Современные концептуальные подходы к имиджу

И.Ф.Симонова

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ «ИМИДЖ И МОДА»

Санкт-Петербург


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ «ИМИДЖ И МОДА»

Современные концептуальные подходы к имиджу.

Имидж – это многогранное и многоаспектное явление, которое рассматривается с позиции различных наук и интерпретируется в соответствии с их особенностями, а так же с целями, задачами конкретных исследований.

Представляя собой универсальную категорию, имидж может быть отнесен к любому объекту или предмету социального познания: индивид, социальная группа, профессия, организация.

Современные подходы к проблемам имиджа в гуманитарных науках, позволяют обобщить некоторые представления об этом феномене, где имидж, представляется, как феномен реальной действительности (философия), как результат восприятия (психология), или как совокупность доступных восприятию свойств, характеристик субъекта (экономика, менеджмент) и т.д.

Например, в рамках социологии имидж определяется, как мнение, как оценочное суждение (Д.П.Гавра), как социальный портрет, совокупность свойств, приписываемых объекту рекламой, пропагандой с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему и т.д. В ряде работ психологов и экономистов имидж также отождествляется понятиями репутация (А.Т.Зуб), мнение (А.Ю.Панасюк).

Максимально дифференцированное от близких понятий определение имиджа предложено в рамках социально-психологического подхода, где имидж определяется как специфический образ-представление (Г.М.Андреева, Ю.В.Андреева, Е.В.Егорова-Гантман, Е.А.Петрова).

К категории образ исследователи обращаются в подавляющем большинстве случаев, определяя имидж как образ-восприятие, образ-представление (А.Б. Зверинцев, Т. Э. Гринберг и др.), как «визуальный образ» (Е.А. Блажнов, В.М.Шепель), как искусственную имитацию или внешний вид объекта, человека (В. Л.Музыкант), как символический образ субъекта (Е.Б.Перелыгина). Имидж определяется также, как упрощенный публичный портрет объекта, который подчеркивает его специфичность и уникальность (Е.Н.Карцева), как совокупность свойств, характеристик, особенностей объекта(О.Г.Данильян и Н.И.Панов и др.), как специфическое единство типичных признаков, управляющих индивидуальным, групповым и массовым сознанием (В.Я.Белобрагин, Д.В.Журавлев), как виртуальный набор оценочных характеристик, существующий в сознании людей относительно определенного объекта (А.В. Мозолин).

К проблеме определения имиджа.

На сегодня общепринятого определения имиджа нет. Понятие имидж уже более пятидесяти лет находятся в процессе постоянного переформулирования, уточнения и дополнения.

В настоящее время существует несколько, как полярно различающихся определений понятия имидж, так и дополняющих друг друга. Практически все исследователи имиджа встают перед проблемой раскрытия сущности этого загадочного понятия и его определения.

В сфере практической деятельности, как правило, стоит вопрос выбора, или точнее - подбора определения из того, что уже создано.

Для практиков выбор определения – это вопрос деятельности.

Обращение к проблемам создания имиджа сопряжено с решением определенных задач, которые можно свести к правильным ответам на три важнейших вопроса:

· Что собственно создаем?

· Зачем создаем?

· Как создаем?

Ответ на вопрос что создаем, обязательно указывает на действие.

Ответ на вопрос зачем, описывает применение.

Ответ на вопрос как, выводит на необходимость получить навыки, умение выполнять конкретные действия, успешно осуществлять деятельность.

Неправильный (с точки зрения конкретной ситуации) ответ на вопрос что создаем, влечет за собой ошибки, причем применительно к имиджу, речь идет о практической, публичной (в смысле - открытой) деятельности компании, учреждения в лице конкретных людей.

То, как определяется имидж, определяет и то, что именно будет создаваться.

Результаты опросов руководителей учреждений культуры г.Санкт-Петербург, В.Новгород, Псков), проводившихся в 2006-2013 годах, показали:

· более 90 % респондентов уверены в необходимости создания благоприятного имиджа учреждения и руководителя;

· около 73% участников опроса предпринимали реальные действия, направленные на создание/коррекцию имиджа учреждения.

· около 31% респондентов из числа совершавших попытки, не смогли позже ответить на вопрос о том, что такое имидж.

Подобное положение неизбежно и существенно размывает границы деятельности по созданию имиджа, нарушает процесс и приводит к случайным результатам и, как правило, к нежелательным последствиям для всех его участников.

Проблема выбора определения – далеко не простая и не однозначная, но чрезвычайно важная. Её правильное решение позволяет определить границы того, что в каждом конкретном случае будет создаваться и сделать процесс создания имиджа более понятным, ясным и чётким.

Понятия имидж и репутация.

Слово имидж происходит от латинского imago, которое чаще переводится как образ, подобие, отражение, образное выражение, представление о чем-либо, мысль, мечта, вид. В определении понятия имидж ключевыми являются слова образ, публичный портрет. Имидж формируется, прежде всего, на эмоциональном, чувственном уровне и является эффективным инструментом привлечения внимания, повышения привлекательности, популяризации даже без непосредственного опыта общения и взаимодействия. Имидж может корректироваться или создаваться заново, причем, довольно быстро, часто и на любой период времени. Целью его создания является формирование психологического притяжения – аттракции.

Слово репутация происходит от латинского слова reputatio, что означает обдумывание, размышление или, во втором значении - расчёт, исчисление. Под репутацией понимается общественная оценка, общее мнение, сложившееся о достоинствах и недостатках кого-либо. Ключевыми в определении понятии репутация являются слова оценка и мнение. Репутация формируется на протяжении жизни человека или периода существования объекта (предприятие, организация, страна) на сознательном, рациональном, аналитическом уровне восприятия. Целью формирования репутации является создание авторитета на основе доверия, которое является ключевой составляющей процесса возникновения и существования репутации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: