Агропромышленная интеграция и агропромышленный комплекс. Особенности рыночных отношений в сфере агробизнеса

Современное сельскохозяйственное производство невозможно представить обособленным, изолированным, развивающимся и функционирующим вне национальной экономики.

В реальной жизни оно базируется на межотраслевой производственной кооперации, связывающей сельское хозяйство и сопряженные с ними отрасли экономики, которые:

- с одной стороны, представляют сельскому хозяйству средства производства, все необходимые технические условия производства;

- с другой стороны, перерабатывают сельскохозяйственное сырье и доводят продукты питания, готовые к потреблению, до потребителя.

На основе такого взаимодействия различных отраслей возникает агропромышленный комплекс (АПК).

Агропромышленный комплекс (АПК) – это функциональное многоотраслевая подсистема, выражающая взаимосвязь, взаимодействие сельского хозяйства и сопряженных с ним отраслей экономики по производству сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации.

Практически все отрасли национальной экономики прямо или косвенно участвуют в функционировании АПК, который включает 3 сферы:

1. производства средств производства для сельского хозяйства;

2. собственно сельское хозяйство;

3. переработка и реализация сельскохозяйственной продукции.

Важнейшей составной частью АПК является продовольственный комплекс (ПК), в который не входят отрасли переработки сельскохозяйственного сырья непищевого назначения. Понятие продовольственного комплекса широко распространено применительно к экономике стран Западной Европы, где по существу отсутствует производство собственного технологического (технического) сырья: хлопка, льна и других. В США на долю ПК приходится 9/10 всей продукции, производимой АПК.

Материальной основой АПК (ПК) является:

1. углубление общественного разделения труда;

2. непрерывно расширяющийся процесс производственно-технологического кооперирования сельского хозяйства с другими отраслями национальной экономики.

Чем больше развита межотраслевая кооперация, тем меньше доля сельского хозяйства в стоимости конечного продукта АПК (ПК).

В рыночной экономике совокупность связей агропромышленных отношений составляет систему агробизнеса. Система агробизнеса включает ряд отраслей народного хозяйства, которые принимают участие в создании конечного продукта из сельскохозяйственного сырья.

Система агробизнеса состоит из четырех сфер:

1) сельскохозяйственное производство;

2) отрасли, производящие индустриальные средства для сельского хозяйства;

3) отрасли, осуществляющие переработку, хранение, транспортировку продукции и доведение ее до потребителя;

4) производственная и социальная инфраструктура.

Главным звеном агробизнеса является само сельское хозяйство. От успешного его функционирования зависит успех развития других отраслей. С другой стороны, чем выше развит агробизнес, тем выше производительность труда в сельском хозяйстве.

Комплексный характер производства и использования сельскохозяйственных продуктов и продовольствия в условиях рыночной экономики является основой для формирования агробизнеса.

Основоположники теории агробизнеса – американские экономисты ДЖ. Дэвис и Р. Голдберг, выпустившие в 1958 книгу «Концепции агробизнеса». Рей Голдберг долго был бессменным руководителем постоянно действующего международного семинара по агробизнесу

Агробизнес представляется им совокупностью всех операций:

- по производству на фермах;

- по хранению, переработке и реализации сельскохозяйственного сырья и предметов потребления, созданных из него

В условиях рыночной модели экономики агробизнес – это специфическая форма координации:

- обеспечение сельского хозяйства необходимыми ресурсами и

- осуществления последовательных операций: производства, переработки и распределения продовольствия и технического сырья.

Целью агробизнеса является максимизация дохода через удовлетворения потребностей.

Присущая странам с развитой экономикой тенденция преобладания в производственной системе АПК несельскохозяйственных сфер предопределяет и ведущее значение их в агробизнесе.

Для несельскохозяйственных предприятий, фирм, объединений современного агробизнеса закономерно постепенное усиление концентрации и централизации хозяйственной деятельности на все более крупных фирмах (объектах).

Основной организационной формой агробизнеса являются ведущие фирмы, представляющие собой крупные научно-производственные объединения:

- насчитывающие каждая от 10-100 тыс. занятых

- реализующих продукцию на сумму от 5 до 20 млрд. $ и более.

Развитие крупномасштабного производства обусловливает преобладание в несельскохозяйственных сферах акционерной формы хозяйственных субъектов. Однако в агробизнесе существенную, а иногда и возрастающую роль играют мелкие и средние несельскохозяйственные компании, способные к относительно быстрой структурной перестройке и являющиеся своего рода разведчиками и проводниками достижений научно-технического прогресса.

В собственно сельскохозяйственной сфере функционирующие организационные формы агробизнеса отличаются значительной спецификой, что обусловлено особенностями сельского хозяйства как отрасли. Преобладающим типом таких форм являются фермерские хозяйства:

- индивидуальные семейные фермы;

- семейно-групповые (партнерства, семейные корпорации и т. д.).

Занимаются сельскохозяйственным производством и крупные акционерные компании. Структура организационных форм сельскохозяйственной сферы можно представить следующим образом:

- акционерные компании – 10%;

- семейно-групповые фермы – 13%;

- индивидуальные семейные фермы – 77%.

Господствующей тенденцией в структуре организационных форм агробизнеса в сельскохозяйственной сфере является постоянное увеличение минимальных масштабов производства на одном предприятии (ферме, фирме), что способствует сокращению общего числа ферм и повышению роли крупных хозяйств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: