В отчёте представить результаты анализа цельного молока на содержание белка по двум методам исследования: формольного титрования и рефрактометрического (см. таблицу 2).
Привести расчёты биологической ценности белков пищевых продуктов по химическому скору, указать лимитирующие аминокислоты (см. таблицу 5). Дать качественную характеристику белкам молока и молочных продуктов.
Провести сравнительный анализ биологической ценности основных пищевых продуктов по группам: молочных, мясных, рыбных, овощных, зерновых.
Контрольные вопросы к части 1
1. Какова роль белков в питании человека?
2. Дайте характеристику проблемы дефицита белка. Каковы пути её решения?
3. Какова роль нетрадиционного растительного и животного сырья для пополнения ресурсов пищевого белка?
4. Перечислите основные функциональные свойства белков. Какова их роль в технологических процессах производства пищевых продуктов?
5. Какие физико-химические и химические превращения претерпевают белки в технологическом потоке производства пищевых продуктов?
|
|
6. Какие изменения претерпевают белки сырья при хранении в процессе технологической обработки при производстве пищевых продуктов?
7. Дайте определение понятиям: пищевая и биологическая ценность белков, незаменимые аминокислоты, лимитирующие аминокислоты.
8. Какие свойства характерны для аминокислот?
9. Перечислите незаменимые аминокислоты.
10. Какие методы качественного и количественного определения белков вы знаете?
11. В чём состоит сущность определения общего количества белка рефрактометрическим методом?
12. В чём состоит сущность определения общего количества белка методом формольного титрования?
13. В чём заключается методика расчёта химического скора аминокислот белков молока?
14. Как определяется биологическая ценность белков?
15. В чём заключается принцип нингидриновой реакции?
16. Назовите серосодержащие аминокислоты. С помощью какой реакции их можно обнаружить в продукте?
17. Какую реакцию проводят для обнаружения пептидных связей в белках?
18. В чём состоит сущность биуретовой реакции?
19. Перечислите ароматические незаменимые аминокислоты.
20. Объясните принцип ксантопротеиновой реакции.
21. Какой реакцией можно обнаружить остатки ароматических циклических аминокислот?
22. С помощью каких цветных реакций можно обнаружить остатки карбоновых кислот, входящих в состав белков?
23. Перечислите незаменимые аминокислоты.
24. Какова роль незаменимых аминокислот в питании человека?
25. Приведите классификацию белков.
26. Какова энергетическая и пищевая ценность белков?
|
|
27. Структуры белковой молекулы.
28. Понятие денатурации.
29. Какие факторы способны денатурировать белки?
30. Существует ли разница между денатурацией и коагуляцией?
31. Как коагуляция белков влияет на их биологическую ценность?
32. Изменяются ли физические свойства белка в процессе денатурации, какие именно?
33. Как изменяется биологическая активность белка при денатурации?
34. Приведите примеры соле-, водо-, щелоче-, спирто-растворимых белков.
35. Продукт гидролиза белков.
36. В чём отличие процессов денатурации и гидролиза белков?
37. Ферментативный гидролиз белка.
38. От чего зависит скорость гидролиза белка?
часть 2. углеводы
Углеводы являются важными энергетическими компонентами пищи. По химическому составу углеводы делятся на простые сахара и полисахариды (Приложение Б, рисунок Б.1). К простым сахарам относятся моносахариды (глюкоза, фруктоза, ксилоза, арабиноза), дисахариды (сахароза, мальтоза и лактоза) (рисунок Б.2), трисахарид (раффиноза), тетрасахарид (стахиоза). К полисахаридам относят гемицеллюлозу, крахмал, инулин, гликоген, целлюлозу, пектиновые вещества, камеди, декстраны и декстрины, которые состоят из различной длины цепочек тех или иных моносахаридов.
С точки зрения усвояемости в организме человека углеводы разделяются условно на две группы: усвояемые организмом человека и неусвояемые (так называемые пищевые волокна). К усвояемым углеводам относятся: глюкоза, фруктоза, сахароза, мальтоза, галактоза, лактоза, рафиноза, инулин, крахмал и декстрины (продукты промежуточного гидролиза крахмала). К неусвояемым углеводам относятся: целлюлоза, гемицеллюлоза, лигнин (эти три группы иногда объединяют под названием «грубые пищевые волокна»), пектиновые вещества, камеди и декстраны (в свою очередь, эти группы углеводов иногда называют «мягкие пищевые волокна»). К неусвояемым углеводам обычно относятся фитиновая кислота и, как отмечалось выше, лигнин – ароматический полимер неуглеводной природы. Целлюлоза, гемицеллюлоза, пектин, лигнин составляют основу клеточных стенок растений.