Военная безопасность и ее обеспечение в современных условиях

Военная безопасность занимает особое место в системе национальной безопасности, защите национальных интересов. Оно определяется тем, что: во-первых, военная безопасность представляет собой компонент национальной безопасности, обеспечивающий защиту национальных интересов от наиболее сложных для них опасностей и угроз: войны и военного насилия, которые всегда были и пока остаются самыми действенными способами изменения и разрушения социальных систем. Сложившаяся в настоящее время структура международных отношений, основанная на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США, означает их главенствующую роль в решении ключевых проблем мировой политики, в том числе с использованием военно–силовых методов. «… Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях, подчеркивается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, продолжает оставаться существенным.[91]» Поэтому надежная и эффективная военная безопасность любой страны, интегрированная в систему национальной и международной безопасности, является важнейшим сдерживающим фактором для агрессивных экстремистских сил, делающих ставку на военно-силовое решение проблем социальных отношений; во-вторых, военная безопасность, деятельность современных государств по ее обеспечению создают условия для предотвращению и ограничению войн и военных конфликтов на глобальном и региональном уровнях современного мирового развития, которые, как свидетельствует история человечества, были и остаются его постоянными спутниками. По очень приблизительным подсчетам с 3600 г. до н.э. и по 2000 г. в том или ином районе земного шара войны велись на протяжении 5300 лет. Мир на планете Земля существовал лишь около 300 лет. Историки насчитывают свыше 15000 войн, которые унесли около 3,5 млрд. человеческих жизней.[92] Военная безопасность в современных условиях – это гарантия сохранения стабильности и мира на земном шаре; в-третьих, военная безопасность являясь основным, компонентом национальной безопасности, диалектически взаимосвязанным с другими ее составляющими, оказывает значительное влияние на их укрепление. Место военной безопасности в системе национальной безопасности можно определить так: безопасность есть такое состояние, при котором нация не жертвует своими интере­сами из-за боязни оказаться вовлеченной в войну и способна защитить эти интересы, если войны избежать не удается.

Военная безопасность представляет собой объективное явление, обусловленное историческим опытом и уроками существования человечества, содержанием и характером современных общественных отношений, тенденциями и перспективами их развития. Они свидетельствуют о том, что, во – первых, война - неустранимое зло в жизни человечества. Ее глубинные причины лежат в природе человека и ограниченности ресурсов, необходимых для существования человеческой цивилизации, в сущности власти и политики, для которых война выступает средством, в наличии технических и технологических средств насилия; во – вторых, ни одно государство само по себе не застраховано от военной опасности и не может не учитывать этого; в – третьих, смысл и содержание учета военной опасности при обеспечении национальной безопасности должны заключаться в разработке и проведении такой политики, которая предупреждает применение военного насилия, обеспечивает перевод его в русло мирного разрешения противоречий или, по крайней мере, к минимизации последствий его применения; в – четвертых, продуманная и эффективная политика по обеспечению национальной безопасности не может строиться только на осуждении военного насилия как способа решения экономических, политических и других противоречий. Она должна опираться на необходимые и достаточные средства противодействия ему. «Обеспечение военной безопасности Российской Федерации, - отмечается в военной доктрине, - является важнейшим направлением деятельности государства».[93]

В современной научной и учебной литературе имеются различные определения понятия "военная безопасность"[94]. Обобщая и систематизируя их можно дать следующее определение этому понятию. Военная безопасность - это такое состояние и развитие общества, государства и его военной мощи, при которых они способны обеспечивать надежную защиту страны от военных опасностей и угроз, отражать попытки военно-политического диктата и агрессии, предотвращать и пресекать действия внутренних и внешних деструктивных сил, наносящих ущерб военными средствами национальным интересам.

Военная безопасность, как составная часть национальной безопасности обладает специфическими чертами, отличающими ее от других компонентов национальной безопасности. Важнейшей характеристикой военной безопасности является отсутствие в данный момент непосредственных и вполне конкретных военных опасностей и угроз интересам личности, государства, общества. Безусловно, что полного отсутствия военных опасностей и угроз национальным интересам не существует, так как преодоление одних из них, в условиях современных социально – политических противоречий и конфликтов на региональном и глобальном уровнях, сопровождается возникновением новых военных опасностей и угроз. Особая черта военной безопасности – надежная защищенность страны от реальных и возможных военных опасностей и угроз. Степень этой защищенности зависит во многом от способности субъектов военной политики, играющих ведущую роль в обеспечении защиты национальных интересов страны военными средствами, прогнозировать потенциальные и реальные угрозы, оперативно принимать действенные меры по их преодолению. При этом, особенно важно обнаруживать зарождение военных опасностей на ранней стадии и предотвращать их перерастание в военные угрозы, а последних - в открытые военные действия. И, наконец, чертой военной безопасности является способность государства и институтов гражданского общества оперативно устранять возникающие военные опасности и угрозы. Для этого государству и обществу необходимо иметь силы, адекватные реальным и потенциальным военным опасностям и угрозам, что позволяет им с наименьшими издержками и в кратчайшие сроки пресекать вооружённые действия деструктивных сил, защитить национальные интересы.

Военная безопасность, как образование, имеет свою структуру. С учетом объектов военной защиты в ней выделяют три основных компонента: военную безопасность личности, отражающую степень защищенности военными средствами и способами жизни, здоровья, конституционных прав и свобод, достоинства и собственности личности; военную безопасность общества, которая отражает степень защищенности военно – силовыми средствами и способами законности и порядка, социальной стабильности, условий труда и быта людей, деятельности общественно – политических организаций; военную безопасность государства, характеризующую защищенность военно-силовыми способами существующего режима политической власти, государственного суверенитета, государственной целостности страны и государственных институтов. Все компоненты структуры военной безопасности взаимосвязаны между собой. Их качественное состояние в современных условиях зависит от наличия, организованности и степени обеспечения военно – силовых структур государства, их взаимоотношений с обществом, способности государственно-политического руководства страны легитимно, своевременно и эффективно применять военную силу для защиты национальных интересов. Это связано с тем, что значение военной-силовых средств в системе общественных отношений в последнее время не уменьшилось, что предполагает способность и готовность государства к применению военной силы, вооруженной защите страны.

В последние годы новые требования предъявляются к качественному состоянию военной силы, военно-силовым средствам обеспечения безопасности Российской Федерации. Они обусловлены масштабом и уровнем военных опасностей и угроз[95] безопасности Российской Федерации. Являясь составной частью, важнейшим аспектом всей совокупности потенциальных и реальных угроз интересам личности, общества и государства, современные военные опасности и угрозы национальным интересам России подразделяются на: внешние, внутренние и трансграничные.

К основным внешним военным угрозам Российской Федерации относятся: развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на РФ или ее союзников; территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий; осуществление государствами, организациями и движениями программ по созданию оружия массового поражения; вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами; демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями; наличие вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов угрожающих их безопасности; нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах; расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации или ее союзников; деятельность международных радикальных группировок, усиление позиций исламского экстремизма вблизи российских границ; ввод иностранных войск (без согласия Российской Федерации и санкции Совета Безопасности ООН) на территорию сопредельных и дружественных Российской Федерации государств; вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе Российской Федерации или границах ее союзников; действия, препятствующие работе российских систем государственного и военного управления, обеспечению функционирования стратегических ядерных сил, предупреждению о ракетном нападении, противоракетной обороне, контролю космического пространства и обеспечению боевой устойчивости войск; действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям; дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах; распространение оборудования, технологий и компонентов, используемых для изготовления ядерного и других видов оружия массового поражения, а также технологий двойного назначения, которые могут использоваться для создания ОМП и средств его доставки.

Внутренними военными угрозами для безопасности Российской Федерации являются: попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России; планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народнохозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры; создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований; незаконное распространение (оборот) на территории нашей страны оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.; широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъекта Российской Федерации; деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в Российской Федерации.

Трансграничные военные угрозы Российской Федерации составляют: политические, военно-политические или силовые угрозы интересам и безопасности Российской Федерации, которые по форме являются внутренними, а по источникам возникновения и стимуляции, возможным участникам и т.д. относятся к внешними угрозами. Трансграничные угрозы для России сегодня это: создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории Российской Федерации или территориях ее союзников; деятельность прямо или косвенно поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан; трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности Российской Федерации или стабильности на территории союзников РФ; ведение враждебных по отношению к Российской Федерации и ее союзникам информационных (информационно-технических, информационно-психологических и т.д.) действий; деятельность международных террористических организаций; деятельность наркобизнеса, создающая угрозу транспортировки наркотиков на территорию РФ, или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны. Трансграничные угрозы для безопасности России имеют тенденцию к возрастанию, становятся все более масштабными и значимыми.

Нейтрализация внешних, внутренних и трансграничных военных угроз, защита от них составляет основное содержание обеспечения национальной безопасности России. Создание эффективной системы военного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации неразрывно связано с ее местом и ролью в системе глобальных военно-политических отношений, требует учета новых условий и факторов обеспечения военной безопасности. Сегодняшняя глобальная военно-политическая обстановка характеризуется, с одной стороны, стремлением сформировать новую, более справедливую и демократичную систему международных экономических и политических отношений, а с другой, - расширением практики применения вооруженной силы на основании национальных решений и вне мандата ООН. Наряду с этими, относительно новыми явлениями и тенденциями в международных отношениях, продолжают существовать и стереотипы периода «холодной войны», существенно осложняющие международную обстановку и негативно сказывающиеся на внутренней ситуации в отдельных странах.

Россия последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значение военной силы будет минимизировано, а ее функции сведены к сдерживанию вооруженных конфликтов. Однако, с учетом объективно существующих тенденций в системе международных отношений она отводит важную роль своим Вооруженным силам в обеспечении национальной безопасности страны. Наличие у России современных и эффективных Вооруженных Сил становится одним из условий ее успешной и безболезненной интеграции в современную систему международных отношений.

Существенное влияние на специфику внешнеполитических отношений России, на роль и место Вооруженных Сил в обеспечении национальной безопасности, оказывают новые глобальные явления и процессы, затрагивающие национальные интересы страны и требующие их военной защиты. Во-первых, на первый план в мировой системе военно-политических отношений выходит противодействие новым вызовам, стимулированными процессами глобализации. В числе этих вызовов: распространение ОМП и средств его доставки, международный терроризм, этническая нестабильность, деятельность радикальных религиозных сообществ и группировок, наркоторговля, организованная преступность. Характер этих вызовов таков, что с ними невозможно эффективно бороться в рамках отдельных государств. В связи с этим резко повышается важность международного сотрудничества силовых структур, включая спецслужбы и вооруженные силы.

Во-вторых, становится реальностью осуществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций. Военная сила все чаще применяется в рамках коалиций, сформированных на временной основе. Такая практика, вероятно, будет в дальнейшем расширяться. Это является отражением объективного характера современной ситуации в мире. Однако Россия выступает за строгое соблюдение при формировании подобных коалиций и, в особенности, при применении ими военной силы, норм международного права и будет вступать в них, только если этого потребуют ее внешнеполитические интересы.

В-третьих, происходит дальнейшая экономизация внешнеполитических приоритетов государств. Экономические интересы становятся более важными по сравнению с политическими и военно-политическими. Более того, возникает все более сложное сочетание экономических интересов отдельных государств и интересов крупных транснациональных компаний. В результате существенно изменилось понимание условий, достаточных для применения вооруженной силы. Если раньше основанием для принятия решений об использовании военных средств чаще всего служило наличие прямой военной угрозы безопасности или интересам того или иного государства, то сейчас военная сила все чаще применяется для обеспечений экономических интересов той или иной страны. Это объективно расширяет сферу внешнеполитической востребованности военной силы.

В-четвертых, произошло сращивание внутреннего и международного терроризма. В современных условиях, когда возникновение международной антитеррористической коалиции государств стало реальностью, бессмысленными становятся попытки разделения террористической активности на внутреннюю и международную. Это касается как политических подходов к пресечению террористической активности, так и силовых мер по нейтрализации активности террористов. Очевидно, что терроризм превратился из политической угрозы в военно-политическую, а сфера ответственности вооруженных сил, в частности, Вооруженных Сил России, по противодействию ему значительно расширилась.

В-пятых, существенно повысилась роль негосударственных участников системы международных отношений в определении характера внешнеполитических приоритетов различных государств мира. Неправительственные организации, международные движения и сообщества, межгосударственные организации и неформальные «клубы» оказывают широкое, порой противоречивое воздействие на политику отдельных государств. Россия стремится к активному участию в межгосударственных и международных организациях в целях реализации своих внешнеполитических интересов и интересов и обеспечения защиты своей безопасности.

Современные глобальные явления и процессы свидетельствуют, что нынешняя международная обстановка характеризующаяся сложностью, динамизмом и противоречивостью. Это обязывает по-новому реалистически оценивать систему опасностей и угроз безопасности Российской Федерации в военной сфере, и на этой основе вырабатывать научно обоснованные приоритеты военной политики и военного строительства, соответствующие международному статусу России и имеющимся у нее ресурсам. А, «Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска, - отмечается в военной Доктрине, - должны быть готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, ведению активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и вооруженных конфликтов, в условиях массиро­ванного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том числе оружия массового уничтожения всех разновидностей»[96].

* *

*

Безопасность представляет собой отсутствие опасности, сохранность, надежность, положение, при котором опасность не угрожает кому – чему нибудь. Разновидностью безопасности, как самого широкого явления, является социальная безопасность, характеризующая степень защищенности человеческой цивилизации, общественных образований и групп, социальных институтов и организаций, личности от опасностей и угроз их существованию и развитии. Социальную безопасность политико – территориальной общности людей, объединенных в единую страну, называют национальной безопасностью.

Национальная безопасность аккумулирует безопасность личности, безопасность государства и безопасность общества. Она представляет собой состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних опасностей и угроз, обеспечивающее безопасное существование и прогрессивное развитие личности, общества и государства. Национальная безопасность, как системное образование имеет сложную структуру, включает различные компоненты, характеризуется многообразием разновидностей. Специфическими особенностями обладает система национальной безопасности современной России.

Составной частью и разновидностью национальной безопасности является военная безопасность. Военная безопасность – это состояние защищенности страны и ее национальных интересов от военных опасностей и угроз, способность общества и государства отразить, предотвратить или пресечь с помощью военных сил и средств действия внутренних и внешних деструктивных сил. Военной безопасности присущи специфические черты и определенная структура. Обеспечение военной безопасности России в современных условиях достигается совокупностью различных сил и средств. Особую роль в этом выполняют Вооруженные силы.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «национальная безопасность». Как соотносятся безопасность и национальная безопасность как явления и специфические образования?

2. Раскройте структуру национальной безопасности с учетом различных подходов к ее определению.

3. Перечислите основания классификации национальной безопасности, выделите и охарактеризуйте ее различные разновидности.

4. Какие особенности присущи системе национальной безопасности современной России?

5. Дайте определение понятия «военная безопасность». Перечислите ее характерные черты.

6. Раскройте систему современных опасностей и угроз национальным интересам Российской Федерации. Выделите в ней военные опасности и угрозы.

7. Какова роль Вооруженных сил в обеспечении национальной безопасности России и защите ее национальных интересов?

Литература

Антюшин С.С. Военная безопасность как фактор стабильности общества (социально – философская концепция). – ВУ, 2004.

Военная доктрина Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. – М., 2000 - № 17.

Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. – М.: изд. – во РАГС, 2002

XXI век: новые вызовы национальной безопасности России. / К.П. Буртный и др./ Под общ. ред. А.Б. Макушкина. - М.: ВУ, 2003.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. – М., 2000. № 2.

«О безопасности». Закон Росс. Федерации от 5 марта 1992 // Собрание законов Российской Федерации. – М., 2001. – С.462-464.

Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.Л. Прохожева. – М.: РАГС, 2002


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: