Основополагающим методологическим принципом исследования проблем безопасности является принцип системности. В его основе лежит соотношение целого и части. Целое по своим основным характеристикам не тождественно сумме составляющих частей, т.к. обладает новым качеством, отсутствующим в частях и возникающим в результате их взаимодействия. При этом часть, в свою очередь, обладает относительной самостоятельностью и может рассматриваться как целое со своими частями, но уже меньшего масштаба.
Иначе говоря, каждая часть оказывает определенное влияние на сущность целого и его развитие. С одной стороны, любое явление в сфере безопасности надо изучать как целое, относительно самостоятельное и включающее ряд явлений меньшего масштаба. С другой – само оно есть часть большего явления, испытывает его влияние и на него воздействует. Новое качество целого в сравнении с обычной суммой его частей возникает благодаря структуре, представляющей способ сочетания и взаимосвязи компонентов, в него входящих. Структура и организация в совокупности создают стройную систему связей и отношений между всеми элементами, делая их цельным и мощным организмом, предназначенным для выполнения главной задачи.
|
|
Таким образом, каждое явление процесса обеспечения безопасности должно изучаться как определенная система составляющих его элементов, как единство взаимосвязанных и взаимодействующих предметов, процессов, отношений.
В сфере безопасности, под целым понимается система «Субъект – Объект – Система безопасности» для любых объектов, любых уровней и масштабов (см. рис.2).
Рис. 2. Обобщенное представление целого:
Система «Субъект – Объект – Система безопасности
Под объектом здесь подразумевается любая система, в том числе планету, страну, личность, технические средства, сооружения, элементы природной среды, т.е. все, что необходимо для обеспечения безопасности человека в самом широком смысле слова и что может подвергаться негативному воздействию различного характера.
Соотношение части и целого изучаются общенаучными методами анализа и синтеза. Анализ – это процесс расчленения исследуемого события, явления на составные части, элементы, признаки, противоположности и изучение их с целью раскрытия сущности. Синтез представляет собой процесс установления связей между выделенными элементами, признаками, противоположностями, соединение их и воспроизведение используемого события в его существенных признаках и отношениях. Анализ и синтез – это противоположно направленные (первый – от целого к части, второе – от частей к целому) и вместе с тем неразрывно связанные способы познания.
|
|
Системный подход позволяет представить объект исследования с макро-. микро- и мезопозиций. При макроподходе объект защиты рассматривается как единое целое (система безопасности в единстве всех составляющих ее элементов). Это означает, что его внутреннее устройство, внутренние связи не рассматриваются, а исследуются только входы и выходы и их взаимная зависимость. При микроподходе объект защиты рассматривается как бы изнутри, используются внутренняя структура и связи его элементов (анализ отдельных элементов системы безопасности – политической, экономической, социальной и т.д.). Мезоподход позволяет рассматривать любой объект защиты на уровне сложной системы с большим количеством связей как внутренних, так и внешних (исследование каждого элемента системы безопасности как самостоятельной системы – политической, зкономической, социальной, экологической и т.д.).
Системный подход вообще заключается в том, что, поскольку все компоненты и процессы в системе широко и тесно взаимосвязаны, их нельзя рассматривать независимо друг от друга. Изменение любого фактора, любого параметра вызывает изменение (мгновенное, вскоре или через достаточно длительное время) других переменных в системе. Более того, состояние других переменных может меняться не сразу и не скачком, а постепенно, эволюционно. Так как изменения будут происходить в разное время, то и система будет меняться по-разному, в зависимости от времени.
Принцип системности дополняется другим методологическим принципом изучения проблем безопасности – взаимосвязи и взаимозависимости. Суть его заключается в том, что мир, в котором живет человек, представляет собой единое целое. Все его части неразрывно связаны между собой. Ни в природе, ни в общественной жизни нет абсолютно изолированных явлений и предметов. Объективное существование всеобщей взаимосвязи явлений и процессов действительности, как и взаимодействие всех их сторон, обусловливаются именно этими связями.
В исследовании проблем безопасности широко применяется также и принцип определяющих факторов, который состоит в выделении существенных связей и отношений, оказывающие решающее влияние на состояние безопасности. Этот принцип позволяет отсеять второстепенные воздействия, не оказывающие значительного влияния на функционирование тех или иных исследуемых систем.
Сама жизнедеятельность человеческого сообщества ставит вопрос о создания системы безопасности адекватной характеру и уровню угроз и опасностей, под которой подразумевается специально созданная совокупность правовых норм, законодательных и исполнительных органов, а также направлений, методов и средств их деятельности, обеспечивающих надежную безопасность всей совокупности объектов жизнедеятельности социума.
Зарубежный и отечественный опыт изучения проблем безопасности позволяет сделать следующие обобщения.
1. Обеспечение безопасности не может быть одноразовым актом. Это непрерывный процесс, заключающийся в обосновании и реализации наиболее оптимальных путей, методов, способов развития и совершенствования системы безопасности, непрерывном контроле и выявлении реальных и потенциальных угроз и опасностей.
2. Безопасность может быть обеспечена лишь при комплексном использовании всего арсенала имеющихся сил и средств. Наибольший эффект достигается тогда, когда все используемые силы, средства и методы объединяются в единый, целостный механизм – систему обеспечения безопасности.
3. Никакая система безопасности не может обеспечить требуемого уровня защищенности без надлежащей подготовки и обеспеченности необходимыми силами и средствами, без участия соответствующих органов управления и необходимых правовых, организационных и технических мер.
|
|
Стратегическая цель обеспечения безопасного и стабильного развития социума требует видеть одновременно и в комплексе все угрозы безопасности. При таком концептуальном подходе основной целью безопасности является поддержание динамичной стабильности социума, т.е. предсказуемого, контролируемого хода основных процессов его жизнедеятельности, для обеспечения такого сочетания внутренних и внешний условий, которое было бы максимально благоприятным для эволюционного развития человеческой цивилизации.
Даже краткий исторический экскурс и анализ современного состояния проблемы безопасности свидетельствует о том, что емкое и всеобъемлющее понятие «безопасность» многие десятилетия искусственно дробилось на отдельные составляющие, сферы влияния и зоны ответственности тех или иных социальных структур. На таких важнейших сферах общественной жизни, как политическая, экономическая, военная, экологическая, информационная безопасность многие годы стоял негласный запрет, проявляющийся в стойком отсутствии интереса к ним со стороны властных структур и ведомств, практически исключающий возможность проведения по ним широкомасштабных исследований и практических работ.
Поскольку безопасность связана с различными сферами жизнедеятельности социума, поэтому, говоря об ее проблемах, следует вести речь о системной характеристике, учитывающей способность одних объектов угрожать, а других парировать такие угрозы, уклоняясь, защищаясь или уничтожая их носителей в превентивном порядке. Использование же понятия «безопасность» в качестве признака отдельных компонентов систем, за исключением социума, нецелесообразно. Ведь из всех обитателей нашей планеты только человек наделен способностью мыслить и осознавать опасность, сводить безопасность к собственной персоне, считать себя жертвой вследствие угроз своей жизни, непосредственного ущерба здоровью либо через уничтожение принадлежащих ему материальных и духовных ценностей, в том числе окружающей его природной среды.
|
|
При анализе проблем безопасности одним из ключевых выступает понятие «социальная система». Система как таковая представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих определенное единство, целостность. Причем каждый элемент этой целостности функционален и вносит свой вклад в характеристики этой системы. Важным моментом является и то, что целостность представляет собой особое системное свойство, позволяющее выделить конкретную систему из окружающей среды, и которого в отдельности не имеет ни одно из ее частей при любом способе ее дробления.
Социум, рассматриваемый как система, представляет собой множество сложных, развивающихся по своим законам различных и противоречивых процессов и структур, причем для каждого из них есть свое место, все они оказываются необходимыми для функционирования системы в целом и обеспечения ее устойчивости и безопасности. Таким образом, в понятие «социальная система», входит вся совокупность структур, институтов, социальных групп и индивидов, а также отношений между ними в их социально-политическом, экономическом, экологическом и других аспектах.
Каждая отдельная система обладает комплексом свойств, регулирующих ее поведение таким образом, чтобы в условиях динамичных изменений внешней среды и собственной внутренней структуры была бы обеспечена ее устойчивость и безопасность. Если этого нет, система утрачивает свои системообразующие свойства. Ее целостность нарушается. Это касается и человека (личности), общества и государства, которые также могут быть представлены как социальные системы, дифференциация которых связана с решением конкретных вопросов, а выделение их элементов определяется наличием социальной стратификации особых политических, экономических, экологических и других систем, различных институтов, играющих в жизни общества определенную роль.
В этом контексте крайне важно определиться с безопасностью как функцией социальной системы, содержание которой определяется как цель, способ и условие ее существования. Безопасное и устойчивое развитие системы при этом рассматривается как особая форма движения, характеризующаяся такими категориями, имеющими философский статус, как количество (число, величина, численная определенность), качество (целостная нерасчлененная определенность предметов и явлений), структура (целостность, качественное отличие от составляющих ее элементов). Структура теснейшим образом связана с количеством и особенно с качеством. Изменение качества предметов во всех случаях связано с перестройкой структуры составляющих их элементов. Развитие же рассматривается как совокупное изменение во взаимосвязи количественных, качественных и структурных параметров в системе.
Количественные изменения – это увеличение или уменьшение составных частей данного целого, выражаемое увеличениями или уменьшениями их числовых значений, приводящих на определенных этапах своего изменения к качественному скачку. Структурные изменения – это изменения взаимоотношения составных частей, которые совсем необязательно должны сопровождаться увеличением или уменьшением их числа. Они также могут приводить к качественному скачку.
Для развивающихся систем характерны как устойчивость структуры, так и потеря ее устойчивости, разрушение одной структуры, потерявшей устойчивость, и создание другой, устойчивой, структуры, что является проявлением одного из законов диалектики – перехода количественных изменений в качественные.
Таким образом, процесс развития можно представить как последовательность циклов эволюционного изменения состояний внутри цикла со скачкообразным переходом состояния в конце цикла на новый качественный уровень, означающий начало нового цикла развития.
Следствием такого циклического развития является невозможность перехода от новообразованной структуры к старой разрушенной структуре, т.е. его необратимость, которая так же как устойчивость и потеря устойчивости – атрибут любой развивающейся системы.
Как свидетельствует общественная практика, слишком устойчивая система к развитию не способна, ибо она подавляет любые отклонения от своего гиперустойчивого состояния. Для перехода в качественно новое состояние система обязательно должна в какой-то момент оказаться неустойчивой.
Вместе с тем и перманентная неустойчивость – другая крайность, крайне вредная для развивающейся системы, как и гиперустойчивость, так как она исключает запоминание и закрепление в системе характеристик, полезных для взаимодействия с внешней средой, т.е. того, что определяет устойчивую структуру системы. В модели развивающейся системы и должны быть отражены объективные соотношения между устойчивостью системы и ее неустойчивостью, порождающей необходимые изменения, т.е. процесс развития.
В конечном итоге, все действия, направленные на обеспечение безопасности, самым непосредственным образом связаны с обеспечением стабильности социума, под которой понимается свойство системы, позволяющее ей сохранять свои базовые, качественные характеристики и основные тенденции устойчивого и безопасного развития.
Иными словами, это состояние системы, где не по отдельности, а в совокупности проявляются следующие факторы:
- динамика всех жизненных процессов, остановить которую невозможно, которая не искажена экстремальностью внешних и внутренних условий жизни, особенно создаваемой искусственно;
- предсказуемость наиболее существенных, принципиальных параметров в состоянии системы, направлений и тенденций ее эволюции и развития;
- возможность рационально, практически и эффективно реагировать на перемены, вызываемые жизнью, особенно на потенциально наиболее угрожающие или нежелательные из них.
При этом наиболее важен именно последний фактор, так как угроза существенно снижается, если человек в принципе к ней готов и в состоянии ее парировать. Иначе говоря, категория стабильности непосредственно соприкасается с понятием и явлением безопасности как объективного состояния и субъективного восприятия некоей данности.
В качестве основных функций системы обеспечения безопасности Закон РФ «О безопасности» определяет:
- выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
- создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
- управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
- осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
- участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами государства в соответствии с международными договорами и соглашениями.
Исходя из общего понимания безопасности как отсутствия опасности, можно определить понятие «безопасность» с системных позиций. В этом контексте безопасность – это состояние, характеризующее отсутствие противоречий в развитии и функционировании человека или социальной системы с внешней по отношению с ним средой, наличие или рост которых может привести человека или социальную систему к уничтожению или изменению системообразующих свойств.
Важной особенностью безопасности является и то, что она выступает для любой развивающейся системы характеристикой также системной. Как уже отмечалось, угроз и опасностей самого разнообразного характера имеется множество, а безопасность – это одна, единая, целостная характеристика. Общепринятое искусственное дробление безопасности системы на отдельные виды и формы является лишь методическим приемом, способом моделирования реальных процессов, позволяющим рассмотреть эту сложную проблему во всем ее многообразии. И не случайно в Законе РФ, как объектами, так и субъектами безопасности определяются личность, общество и государство, т.е. социум, а не экономика, политика, экология, техносфера, природа и т.д.
Все это означает, что когда речь идет о безопасности, то следует говорить не об обеспечении ее отдельных компонентов (экономическая безопасность, политическая безопасность, социальная безопасность, экологическая безопасность и т.д.), как это распространено в настоящее время, а об обеспечении безопасности социума в различных сферах его жизнедеятельности, считая ее единой интегральной характеристикой, и используя такие понятия, как «безопасность в экономической сфере», «безопасность в политической сфере», «безопасность в социальной сфере», «безопасность в сфере экологии».
В Концепции национальной безопасности РФ системообразующие сферы, в которых должна осуществляться деятельность, направленная на обеспечение безопасности социума, так и определяются – экономическая (внутренняя и внешняя), социальная, духовная, международная, информационная, военная и экологическая сферы безопасности. Сюда же включаются и опасности, связанные с терроризмом и криминализацией общественных отношений.
Конечно, имеют место и исключения. Так, при разработке доктринальных аспектов безопасности информационной сферы, документ все-таки получил название «Доктрина информационной безопасности РФ».
Необходимо подчеркнуть, что сфера обеспечения безопасности социума и сегодня остается одним из слабо разработанных направлений научного исследования, что требует особого внимания к выбору эффективных системных методов его анализа. С этих позиций проблему следует рассматривать в нескольких аспектах.
Во-первых, как деятельность конкретных социальных субъектов, сферу отношений, возникающих между этими субъектами, сферу, в которой функционирует и развивается общественное, групповое и индивидуальное сознание.
Во-вторых, как предмет научного познания, ибо исследовать сущность, закономерности развития и особенности функционирования этого сложного социального явления можно лишь с помощью теоретического анализа. Однако сам этот анализ, чтобы быть достоверным, должен опираться на практический материал, поставляемый эмпирическим уровнем сознания.
В-третьих, как системный анализ с позиций политики, экономики, социальных отношений, права, морали, экологии, что позволяет представить данный процесс как социальное явление, направленное на защиту всех компонентов социума – на поддержание политической власти, стабильности государства, экономической системы, общественных отношений, интересов больших социальных общностей и отдельного человека.
В целом, при исследовании проблем безопасности должна быть использована вся совокупность этих подходов, Лишь в этом случае можно говорить о всестороннем и целостном анализе этой актуальной научной и практической задачи.
Как уже отмечалось, системный подход является одним из наиболее эффективных методов исследования систем различного рода, представляющий собой направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Он ориентирует исследователей на изучение целостности объекта, выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.
Сущность системного подхода при исследовании проблем обеспечения безопасности заключается, прежде всего, в том, что деятельность социума в этой сфере рассматривается как открытая динамическая система в совокупности ее важнейших внутренних и внешних взаимосвязей в целях нахождения путей оптимизации этой системы. Поскольку социум является как объектом, так и субъектом обеспечения безопасности, то его компоненты (личность, общество и государство) объединяются при решении стоящих перед ними задач по достижению конкретных целей и направляют совместные усилия на получение нужного результата. Эта цель определяет все взаимоотношения между компонентами системы, ее структуру и функции, а также конкретные задачи управления, связанные с поддержанием безопасности на определенном уровне или изменением ее состояния. Узловым при этом является фундаментальное положение об единстве и неразрывности экономической, социальной и экологической среды обитания социума. Следствием такого подхода является тесная связь социально-экономической, политической, правовой и других систем со средой обитания.
Известно, что социальные системы являются специфическими системами материальных и информационных отношений между отдельными людьми, социальными группами и общностями как элементами и составными частями социума. Эти связи характеризуются чрезвычайной сложностью, причинно-следственные воздействия в них порой трудно уловимы или сознательно скрыты, а поэтому часто с трудом поддаются научному анализу. В контексте этого, наиболее емкой категорией представляется понятие «социум» – социальная реальность как объект социологической науки, т.е. общество, рассматриваемое с позиций общих форм человеческого взаимодействия. В науке пока еще нет четкого определения социума. Общепризнанным является то, что содержание этого понятия включаются: личности и их объединения, социальные связи, действия и взаимодействия, социальные институты и организации, социальные ценности и нормы, социальное регулирование, культура и т.д.
Обобщенная схема системного разрешения проблем обеспечения безопасности социума можно представить в виде трех базовых элементов:
Исходя из этой схемы, алгоритм действий по обеспечению безопасности социума можно представить следующим образом:
Сферу безопасного и устойчивого развития социума, ее компоненты и взаимосвязи с окружающим миром с различных сторон изучают как гуманитарные (философия, экономика, социология, история, социальная психология, социальная экология, социальная информатика и др.), так и естественные (биология, химия, физика, медицина, валеология, экология и т.д.), технические и даже точные науки. Эти давно сложившиеся частные научные дисциплины при анализе отдельных сторон объекта создают некие условные конструкции, отвлекаясь от несущественных с профессиональных позиций, свойств реального объекта или процесса. Такая процедура научной абстракции в теории познания общепринята и обладает большой разрешающей силой. Системные аналитики, рассматривая процессы, происходящие в социуме, в частности, касающиеся его взаимоотношения с окружающей природной средой, с точки зрения системного анализа, используют все указанные дисциплины, однако при этом оперируют значительно более широким кругом характеристик.
Потребность привлечения системного подхода как методологии исследования процессов обеспечения безопасности и устойчивого развития социума объясняется не тем, что исчерпаны возможности других наук, а тем, что он конечной своей целью имеет повышения эффективности проводимых исследований. Именно системный подход, дающий возможность анализировать конкретные ситуации, позиции и цели в комплексе всех социально-экономических и экологических факторов, позволяет по-новому подойти к решению ряду актуальных проблем.
На основе системного анализа безопасности в самом общем виде можно выделить основные системные угрозы и опасности для российского социума:
- в политической сфере – любые действия, направленные на подрыв целостности России, интеграционных процессов в сфере его национальных интересов; нарушение прав и свобод человека; обострение проблем терроризма; действия, ведущие к ослаблению или подрыву международных позиций страны;
- в экономической сфере – деиндустриализация России, потеря ею своего интеллектуального, технологического и промышленного потенциала; закрепление топливно-сырьевой специализации страны в мировой экономике; ослабление ее экономической самостоятельности;
- в социальной сфере – резкое имущественное расслоение общества, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности; кризис системы здравоохранения и системы социальной защиты населения; ослабление роли семьи; криминализация общественных отношений; снижение духовного и нравственного потенциала общества;
- в военной сфере – сохраняющаяся военная опасность со стороны ведущих стран Запада, наращивание ими военной мощи, расширение НАТО на восток к границам России; множащиеся очаги локальных конфликтов в непосредственной близости от российских границ; распространение ядерного оружия, других средств массового поражения, а также средств их доставки; сохраняющаяся возможность подрыва стратегической стабильности в результате нарушения международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений, их качественного и количественного наращивания;
- в экологической сфере – обострение экологической ситуации в стране в результате усиления техногенного воздействия на окружающую среду; снижение качества продуктов питания; приближение к критическому уровню состояние земельных угодий и водоемов.
Серьезные угрозы и опасности существуют также в других сферах безопасности – информационной, интеллектуальной, технологической и т.д.
Результатом проведения системного анализа угрозы как категории безопасности является установление некоторой «шкалы приоритетов безопасности», классификация и ранжирование угроз по характеру и степени той опасности, которую они представляют.
При такой классификации могут использоваться различные признаки угроз российскому социуму:
- по сферам человеческой деятельности – политические, экономические, социальные, правовые, военные, экологические, информационные и др.;
- по источникам – внутренние (находящиеся на территории России) и внешние (находящиеся за ее пределами);
- по отношению к человеческой деятельности – объективные (формируемые независимо от целенаправленной деятельности социума) и субъективные (создаваемые сознательно, например, разведывательной и иной подрывной или преступной деятельностью);
- по вероятности реализации – реальные (могут быть осуществлены в любой момент) и потенциальные (могут реализоваться в случае формирования определенных условий);
- по последствиям – всеобщие (отражаются на всем социуме или большинстве субъектов), локальные (отражаются на части социума, отдельных его субъектах), частные (отражаются на отдельных структурах и субъектах).
Подобная «шкала приоритетов» не является постоянной величиной и может претерпеть значительные изменения в зависимости от конкретной ситуации, характера и степени угроз. Так, в настоящее время, в сложившейся международной обстановке и нестабильности социально-экономической и политической ситуации в России, несмотря на заметный прогресс в ее развитии за последние годы, главная угроза безопасности находится по-прежнему во внутренней сфере.
Реальные процессы системного обеспечения безопасности социума осуществляется в рамках сложившейся конкретно-исторической обстановки и определяются соответствующим фоном общественной ситуации:
- социальным – расстановкой общественных сил, интересов и потребностей, отражающихся в программах политических партий, социально-политических взглядах населения и т.п.;
- экономическим – природными и человеческими ресурсами, развитием экономики, уровнем жизни населения, финансами, состоянием народного хозяйства и его отраслей, внешней торговлей и пр.;
- организационным – показателями функционирования организаций, от которых зависит уровень управления на всех уровнях;
- научно-техническим – научным потенциалом (кадрами, их численностью и квалификацией, материально-техническим и информационным обеспечением исследований), темпами и масштабами развертывания НТП и т.д.
Для современной России системное обеспечение безопасности означает деятельность всего социума (государства, всего общества, каждого гражданина в отдельности), направленную на защиту национальных интересов, национальных ценностей и их приумножении, т.е. на то, что называется национальной безопасностью. Идея национальной безопасности тесно связана с концепцией устойчивого демократического развития и выступает в качестве ее неотъемлемой части и одновременно является условием ее реализации.
Это означает, что обеспечение безопасности должно быть направлено не только на предотвращение угроз и опасностей, но и осуществление комплекса мер по развитию и укреплению прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства. Иначе говоря, речь идет о долгосрочной государственной политике и стратегии обеспечения безопасности, что предполагает определенную культуру безопасности, как всего общества, так и конкретной личности, реальное состояние которой сегодня представляет не самый высокий уровень