Функции процесса обучения, связь между ними

Учебный процесс как составная часть общего процесса воспитания всесторонне развитой личности, отвечающей потребностям современного общества, должен обеспечить выполнение этой задачи реализацией трех функций: образовательной, развивающей и воспитательной.

Образовательная функция призвана обеспечить усвоение учащимися системы научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков.

Знание - обобщенный опыт человечества, отражающий различные области действительности в виде фактов, правил, выводов, закономерностей, идей, теорий, которыми располагает наука.

Знание - основной компонент образования. Выделяют следующие виды знаний: основные термины и понятия, без которых невозможно понять ни одного текста; факты ежедневной действительности и научные факты, без знания которых невозможно понять законы науки, формировать убеждения, доказывать и отстаивать идеи, основные законы науки, раскрывающие связи отношения между различными объектами и явлениями действительности; теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупность объектов, методы объяснения и предсказания явлений определенной предметной области; знания о способах деятельности, методы познания и истории получения знаний (методологические знания), знание о нормах отношения к различным явлениям жизни (оценочные знания).

Виды знаний разделяют на теоретические и фактические.

Теоретические знания - понятие, системы понятий, абстракции, теории, гипотезы, законы, методы науки.

Фактические знания - единичные понятия (знаки, цифры, буквы, географические названия, исторические личности, события).

Среди знаний, должны усвоить учащиеся в процессе обучения, особая роль принадлежит тем, выражающие способы деятельности и используются на практике. Они алгоритмический характер (например, знания о способах и порядке выполнения арифметических действий). В учебных предметах они оформлены в виде правил.

Образовательная функция обучения должна обеспечить: полноту знаний, которая определяется усвоением предусмотренных учебной программой сведений из каждой учебной дисциплины, необходимых для понимания основных идей, существенных причинно-следственных связей; системность знаний, их упорядоченность, чтобы любое знание вытекало из предыдущего и прокладывало путь для следующего; осознанность знаний, заключающийся в понимании связей между ними, стремлении самостоятельно постоянно пополнять их; действенность знаний, предполагает умение оперировать ими, быстро находить вариативные способы применения их с изменением ситуации.

Кроме усвоение системы знаний, образовательная функция обеспечивает формирование у учащихся умений и навыков.

Умение - осознанная, спланированная интеллектуальная деятельность, в учебном процессе необходима для решения новых сложных задач.

Навык - точная, безошибочная деятельность, которая после многократного повторения становится автоматической.

Различают умения и навыки теоретические (в их основе - правила оперирования понятиями, они являются результатом анализа-синтеза) и практические (действия, регулируемые с помощью формул, моделей, образцов).

Развивающая функция процесса обучения предполагает развитие учащихся в процессе обучения. Развивающее обучение способствует развитию мышления, формированию воли, эмоционально-чувственной сферы; учебных интересов, мотивов и способностей. Обучение и развитие связаны между собой, но обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время оно само опирается на актуальное развитие ребенка. Следовательно, обучение, по мнению Л.Выготский, должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день, который является принципиальным для всей организации обучения.

Воспитательная функция обучения призвана обеспечить воспитание учащихся на основе формирования мировоззрения как основания моральных, эстетических, физических качеств личности. Воспитывающий характер мяуканье - объективная закономерность, которая проявлялась во все эпохи.

Рассмотрены функции тесно связаны между собой, и реализация одной из них обязательно предопределяет реализацию определенных аспектов другой. Поэтому педагог, готовясь к уроку, должен четко определить его образовательную, развивающую и воспитательную цель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: