Звуки | Русский язык | Украинский язык | Молдавский язык | Немецкий язык | Английский язык | Общие семантические признаки | Данные А.Б. Михалева | Объединяемые гиперсемы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
r | грубый темный шероховатый быстрый угловатый громкий могучий подвижный активный холодный | большой сильный холодный темный быстрый твердый | большой сильный быстрый острый скорее темный, твердый горячий | сильный быстрый большой твердый скорее темный, холодный | большой сильный быстрый | большой сильный быстрый острый твердый темный [громкий] | резкое движение, дрожание битье ломание шероховатость грубость горечь | 1. – разрушать 4. – движение 5. – звук 7. – цвет 18. – хватать |
l | светлый горячий слабый гладкий яркий округлый медлительный | маленький слабый светлый горячий мягкий скорее медленный | слабый медленный мягкий тупой; другие признаки – нейтральные | слабый мягкий светлый скорее теплый | маленький слабый медленный | светлый слабый медленный округлый мягкий теплый [гладкий] | жидкость полирование вялость скольжение лизание лакание, липкий плавное движение | 3. – гнуть 6. – сиять 7. – цвет 9. – влага, течь 12. – пухлый, набухать 17. – мазать 15. – отпускать, слабый 22. – гореть, теплый |
j | хороший маленький светлый активный горячий быстрый красивый яркий скорее угловатый | слабый горячий светлый мягкий скорее маленький | данных нет | мягкий светлый теплый скорее слабый скорее медленный | слабый быстрый скорее большой | светлый горячий быстрый слабый | данных нет | 6 – сиять 11 – давить 17 – мазать 21 – желать |
v/w | активный сильный горячий быстрый яркий округлый громкий подвижный грубый | большой сильный холодный темный быстрый твердый | большой сильный быстрый острый теплый светлый приятный твердый | скорее большой, скорее теплый; другие признаки – нейтральные | большой сильный медленный | большой сильный быстрый теплый светлый | дуновение вялость, мягкость движение течение, протекание, речевая деятельность | 4 – движение 5 – звук 6 – блестеть 12 – пухлый 13 – причинять вред 22 – гореть, теплый |
m | хороший большой скорее грубый скорее темный пассивный скорее слабый холодный | большой слабый холодный темный твердый | скорее большой медленный скорее теплый, темный приятный | пассивный мягкий скорее темный горячий | большой медленный | большой твердый темный | мягкость вялость нежность плавность приятный удар речевая деятельность | 1. – разрушать 7. – цвет 8. – запах, дым 9. влажный, течь 10. вкус 11. давить 20. покой |
n | данных нет | большой сильный холодный темный быстрый твердый | большой медленный скорее тупой холодный скорее темный | слабый медленный мягкий темный теплый | большой слабый медленный | большой медленный | то, что внутри жидкость вялость стонущий отрицание внутреннее звучание | 2 – связывать 4 – движение 11 – давить 12 – набухать 16 – тянуть |
Таблица 64
|
|
|
|
Распределение [r] в семантических классах
Звуки Классы | r | Другие звуки | Всего | χ2 = 16,2 К = 0,097 |
1, 4, 5, 7, 18 | ||||
Другие классы | ||||
Всего |
Таблица 65
Распределение [l] в семантических классах
Звуки Классы | l | Другие звуки | Всего | χ2 = 10,02 К = 0,08 |
3, 6, 7, 9, 12, 17, 15, 22 | ||||
Другие классы | ||||
Всего |
Таблица 66
Распределение [?] в семантических классах
Звуки Классы | ? | Другие звуки | Всего | χ2 = 35,31 К = 0,14 |
6, 11, 17, 21 | ||||
Другие классы | ||||
Всего |
Таблица 67
Распределение [?] в семантических классах
Звуки Классы | ? | Другие звуки | Всего | χ2 = 24 К = 0,12 |
4, 5, 6, 12, 13, 22 | ||||
Другие классы | ||||
Всего |
Таблица 68
Распределение [n] в семантических классах
Звуки Классы | n | Другие звуки | Всего | χ2 = 30,32 К = 0,132 |
2, 4, 11, 12, 16 | ||||
Другие классы | ||||
Всего |
Таблица 69
Распределение [m] в семантических классах
Звуки Классы | m | Другие звуки | Всего | χ2 = 10,79 К = 0,08 |
1, 7, 8, 9, 10, 11, 20 | ||||
Другие классы | ||||
Всего |
Таким образом, можно предположить, что на том этапе развития ие. праязыка, который представлен в словаре [Pokorny], произошла заметная «денатурализация» (по выражению С.В. Воронина – см. Воронин 1982: 187) первично мотивированных языковых знаков, выступавших в роли ие. расширителей: первоначальное фонетическое (символическое) значение звуков r, l, m, n,?,? уже в значительной степени заменено функциональным значением этих звуков.
В целом развитие ие. формальных и содержательных единиц, т.е. единиц плана выражения и плана содержания характеризуется движением от «диффузного» к «дифференцированному», т.е. соответствует теории, развиваемой Х. Вернером и Б. Капланом (см. Werner/Kaplan 1963). Диффузность в плане содержания на ранних стадиях развития языка находит свое яркое проявление в синкретизме понятий «резать/связывать», что полностью подтверждено результатами осуществленного нами статистического анализа лексики, представленной в этимологическом словаре Ю. Покорного. Движение от диффузности к дифференцированности в плане выражения проявляется в постепенной замене диффузного фонетического (символического) значения звуков расчлененным функциональным значением.
Какими бы спорными ни представлялись выдвинутые нами гипотезы о первичных символических значениях ие. расширителей, их нельзя игнорировать полностью. Существование звукосимволизма сегодня уже не вызывает сомнения.