Значения звуков в психолингвистических экспериментах

Звуки Русский язык Украинский язык Молдавский язык Немецкий язык Английский язык Общие семантические признаки Данные А.Б. Михалева Объединяемые гиперсемы
1 2 3 4 5 6 7 8 9
r грубый темный шероховатый быстрый угловатый громкий могучий подвижный активный холодный большой сильный холодный темный быстрый твердый большой сильный быстрый острый скорее темный, твердый горячий сильный быстрый большой твердый скорее темный, холодный большой сильный быстрый большой сильный быстрый острый твердый темный [громкий] резкое движение, дрожание битье ломание шероховатость грубость горечь 1. – разрушать 4. – движение 5. – звук 7. – цвет 18. – хватать
l светлый горячий слабый гладкий яркий округлый медлительный маленький слабый светлый горячий мягкий скорее медленный слабый медленный мягкий тупой; другие признаки – нейтральные слабый мягкий светлый скорее теплый маленький слабый медленный светлый слабый медленный округлый мягкий теплый [гладкий] жидкость полирование вялость скольжение лизание лакание, липкий плавное движение 3. – гнуть 6. – сиять 7. – цвет 9. – влага, течь 12. – пухлый, набухать 17. – мазать 15. – отпускать, слабый 22. – гореть, теплый
j хороший маленький светлый активный горячий быстрый красивый яркий скорее угловатый слабый горячий светлый мягкий скорее маленький данных нет мягкий светлый теплый скорее слабый скорее медленный слабый быстрый скорее большой светлый горячий быстрый слабый данных нет 6 – сиять 11 – давить 17 – мазать 21 – желать
v/w активный сильный горячий быстрый яркий округлый громкий подвижный грубый большой сильный холодный темный быстрый твердый большой сильный быстрый острый теплый светлый приятный твердый скорее большой, скорее теплый; другие признаки – нейтральные большой сильный медленный большой сильный быстрый теплый светлый дуновение вялость, мягкость движение течение, протекание, речевая деятельность 4 – движение 5 – звук 6 – блестеть 12 – пухлый 13 – причинять вред 22 – гореть, теплый
m хороший большой скорее грубый скорее темный пассивный скорее слабый холодный большой слабый холодный темный твердый скорее большой медленный скорее теплый, темный приятный пассивный мягкий скорее темный горячий большой медленный большой твердый темный мягкость вялость нежность плавность приятный удар речевая деятельность 1. – разрушать 7. – цвет 8. – запах, дым 9. влажный, течь 10. вкус 11. давить 20. покой
n данных нет большой сильный холодный темный быстрый твердый большой медленный скорее тупой холодный скорее темный слабый медленный мягкий темный теплый большой слабый медленный большой медленный то, что внутри жидкость вялость стонущий отрицание внутреннее звучание 2 – связывать 4 – движение 11 – давить 12 – набухать 16 – тянуть

Таблица 64

Распределение [r] в семантических классах

Звуки Классы r Другие звуки Всего χ2 = 16,2 К = 0,097
1, 4, 5, 7, 18        
Другие классы        
Всего        

Таблица 65

Распределение [l] в семантических классах

Звуки Классы l Другие звуки Всего χ2 = 10,02 К = 0,08
3, 6, 7, 9, 12, 17, 15, 22        
Другие классы        
Всего        

Таблица 66

Распределение [?] в семантических классах

Звуки Классы ? Другие звуки Всего χ2 = 35,31 К = 0,14
6, 11, 17, 21        
Другие классы        
Всего        

Таблица 67

Распределение [?] в семантических классах

Звуки Классы ? Другие звуки Всего χ2 = 24 К = 0,12
4, 5, 6, 12, 13, 22        
Другие классы        
Всего        

Таблица 68

Распределение [n] в семантических классах

Звуки Классы n Другие звуки Всего χ2 = 30,32 К = 0,132
2, 4, 11, 12, 16        
Другие классы        
Всего        

Таблица 69

Распределение [m] в семантических классах

Звуки Классы m Другие звуки Всего χ2 = 10,79 К = 0,08
1, 7, 8, 9, 10, 11, 20        
Другие классы        
Всего        

Таким образом, можно предположить, что на том этапе развития ие. праязыка, который представлен в словаре [Pokorny], произошла заметная «денатурализация» (по выражению С.В. Воронина – см. Воронин 1982: 187) первично мотивированных языковых знаков, выступавших в роли ие. расширителей: первоначальное фонетическое (символическое) значение звуков r, l, m, n,?,? уже в значительной степени заменено функциональным значением этих звуков.

В целом развитие ие. формальных и содержательных единиц, т.е. единиц плана выражения и плана содержания характеризуется движением от «диффузного» к «дифференци­рованному», т.е. соответствует теории, развиваемой Х. Вернером и Б. Капланом (см. Werner/Kaplan 1963). Диффузность в плане содержания на ранних стадиях развития языка находит свое яркое проявление в синкретизме понятий «резать/связывать», что полностью подтверждено результатами осуществленного нами статистического анализа лексики, представленной в этимо­логическом словаре Ю. Покорного. Движение от диффузности к дифференцированности в плане выражения проявляется в по­степенной замене диффузного фонетического (символического) значения звуков расчлененным функциональным значением.

Какими бы спорными ни представлялись выдвинутые нами гипотезы о первичных символических значениях ие. расши­рите­лей, их нельзя игнори­ровать полностью. Существование звуко­символизма сегодня уже не вызывает сомнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: