оворя о народах, частью вошедших в состав Древнерусского государства, частью так или иначе с ним связанных, мы должны прежде всего помнить, что каждый народ есть продукт очень сложной и весьма длительной истории. Задача историка — проследить, насколько возможно, процесс образования известных нам народов, но нужно сознаться, что эта задача по своей трудности целиком невыполнима.
К тому же и наши письменные источники говорят о народах очень невразумительно: называют один н тот же народ разными именами, иногда смешивают различные народы; наконец, говоря о народах, уже более или менее сформировавшихся, ие дают материала для суждения о процессе их образования. Поэтому в в предложенном изложении краткой политической истории Древнерусского государства о народах говорится далеко не в том масштабе, какой кажется автору необходимым.
Древнерусское государство в конце X века уже занимало огромное пространство, на котором жило много народов, стоявших на различных ступенях развития. Это огромное, хотя лишь относительно единое государство в своем территориальном росте, на пути включения в свой состав различных этнических единиц (имевших свою собственную историю и до этого включения), в конце X века доходит н до своих, так сказать, «естественных» границ, перейти которые в целях дальнейшего своего расшире; ния оно не имеет достаточно сил.
На северо-востоке граница Древнерусского государства соприкасается с Болгарским (на Волге) государством. Несмотря на то, что источники об этом говорят сбивчиво, иногда смешивая дунайских и волжских болгар, у нас нет основания отвергать факты общения киевских князей и их дружин как с дунайскими, так и с волжскими болгарамн. Как бы то ни было, волжские болгары в состав Древнерусского государства не входилн, а вступали с Киевом в договорные торговые отношения.
На севере и северо-западе Древнерусское государство частью втянуло в свой состав ряд племен финской группы языков и племя ятвягов, дойдя до Балтийского моря и прокладывая пути к Белому; на юге его границы в отдельных пунктах доходили до Черного моря. Во всяком случае Черное море было хорошо известно Киеву. На западе киевские владения соприкасались с Польшей.
Южная часть Древнерусского государства по своей сложности вообще представляет для историка большой интерес и не меньше трудности. Она была населена издавна кочевымн н оседлыми народами, из которых древнейший народ из известных нам — киммерийцы — был завоеван, а частью и вытеснен отсюда приблизительно около VIII века до н. э. скифами. О скнфах мы имеем особенно полные известия греческого этнографа и историка Геродота, посетившего нашу страну в V веке до н. э. Эти свидетельства Геродота значительно дополняются археологическими материалами.
Скифы — это собирательное имя многих народов и племен, живших в Восточной Европе, — именно в южной и отчасти в средней полосе нашей страны. Греки называли эти народы и племена скифами. Сами они называли себя разными именами, различая племена и народы — сколотами, саками и др. Нои греки под общим именем скифов иногда различали отдельные народы и племена, входившие в их состав. Та европейская Скифия, которую описывает в своем знаменитом труде Геродот, обнимала приблизительно следующие земли: Бессарабию, Одесскую, Запорожскую, Днепропетровскую области, Крым, Подолию, Полтавщину и части Черниговщины, Курской и Воронежской областей. Геродот имел сведения, правда не очень точные, и о более северных частях нашей страны. Ближайших к греческому городу Ольвии скифов он называет каллипидамн. Они жили к западу от Днепра, выше них жили алазоны. Это народы оседлые и земледельческие. Геродот отмечает, что каллипиды сильно затронуты греческой культурой. Это «эллинизированные скифы». К северу от алазонов до истоков южного Буга жили скифы-пахари; на левой стороне Днепра — борисфениты (Борисфеном называли Днепр). Степи к востоку отсюда были заняты скифами-кочевииками.
В областях Черниговской, Курской, Харьковской, Воронежской, Полтавской и Днепропетровской жили «царские скифы», по определению Геродота — храбрейший и многолюднейший народ, властвовавший над другими скифскими народами. За Доном к востоку жили сарматы, или савроматы.
Среди греков было распространено мнение, — что скифы пришли из Азии, хотя имеются данные и об автохтонности части, скифов. В конце VI века до н. э. скифы столкнулись с персами. Персидский царь Дарий не мог покорить этот народ, хотя, повидимому, имел дело не со всеми скифами, а лишь с частью их, со скифами-кочевникамн. Во главе скифских полчищ, сумевших защитить себя от грозного завоевателя, стоял скифский вождь Иданфирс.
Само собой разумеется, что все эти племена н народы, объединяемые общим именем скифов, стояли не на одинаковой ступени культуры, в этническом отношении они тоже не представляли единства. Это положение доказывается и археологическими материалами.
Часть территории будущего Древнерусского государства Геродот наблюдал непосредственно.
Привыкший к пейзажу своей гористой и безречной страны, ученый грек был удивлен равнинностью Поднепровья и поражен могучестью наших рек. Вот как описывает ои Днепр:
«Река Борнсфен (Днепр) — самая прибыльная, доставляет стадам прекраснейшие и очень питательные пастбища, превосходные луга и рыбу в огромном количестве. Вода очень приятна на вкус и отличается чистотой среди мутных рек Скифии. Вдоль нее тянется превосходная пахотная земля или растет очень высокая трава там, где почва не засевается. В устье ее есть сама собой залегающая соль, в ней ловится для соления большая рыба без костей» (повидимому осетр. — Б. Г.). Страна скнфов, — говорит далее Геродот, — производит хлеб, чечевицу, лук, чеснок, лен, коноплю. Из животных здесь водятся лошади, быки, кабаны, олени, зайцы, козы и т. д.
Кроме Геродота, изображение отдельных скифских племен и народов мы имеем также и у других греческих и римских писателей (Страбон, Гиппократ, Клеарх Солийский, Плиний). Так как они наблюдали различные народы, то понятно, почему их описания ие сходятся между собою. Страбон говорит об умеренности их жизни, Клеарх — об их роскоши, Гиппократ — об их кочевом образе жизни и о полигамии, Геродот — о моногамии и оседлости.
Между греками и скифами было установлено общение. Греки получали от скифов хлеб, скот, мед, воск, соленую рыбу, металлы, янтарь и рабов, а привозили в Скифию изделия своего производства: предметы роскоши, находимые сейчас нашими археологами, вино, масло, глиняную посуду, ткани.
Но ие только мирные отношения характеризуют связи скифов с греками. Нам известны н нх военные столкновения. Филипп Македонский и один из преемников Александра Македонского
Лисимах воевали со скифами, и иногда нм удавалось облагать скифов данью.
На роскошных вазах и других предметах, найденных в могилах скифских царей, имеются изображения скифов, нз которых мы можем получить представление об их антропологическом типе, одежде, вооружении, конской сбруе и пр. Во II веке до и. э. скифы еще господствовали в Причерноморье и Приазовье, но могущество их было сломлено здесь Боспорским царством и наступлением на них савроматов.
Итак, греки называли скифами не какой-либо один народ, а ряд племен и народов, живших в южной и срединной частях нашей страны. Возможно, что предки восточных славян входили в состав объединения некоторых племен скифского времени.
Характерно, что и значительно позднее у византийских писателей термином «скифы» или «тавро-скифы» обозначается народ русский. Лев Диакон один только раз говорит о руси, а обычно пользуется для обозначения руси термином «тавро-скифы», Зонара выражается очень определенно: «некий скифский род «русь»; Айна Комнииа о русских поселенцах по Дунаю говорит: «какое-то скифское племя»
В период от II до IV века и. э. в нашей стране становятся известными готы, история которых несомненно в сильно приукрашенном внде изображена придворным историком готов Иорданом (VI век). Он ставил своей задачей прославление своего короля Германариха и стремился к этой цели путем явного преувеличения его военных подвигов и размеров государства.
Подлинный древний народ, носивший наименование готов, повидимому жил на иижией Висле и к северо-востоку по побережью Балтийского моря. Части этих готов удалось проникнуть отсюда в бассейны рек Днепра и Днестра. Здесь они смешались с гетами2, родственными киммерийцам, и с некоторыми сарматскими и другими жившими здесь племенами. Античные писатели называли всю эту совокупность народов то скифами, то готами.
Иордану известны и славяне. Он называет их «мощными своей численностью» н знает их под тремя именами (венеты, анты и склавины), но ничего не говорит об их происхождении. Иордан поселяет славян «от города Наветунского (дельта Дуная) и озера Муршанского (близ р. Дравы) по самый Днепр, а на север — по Вислу». «Могущественнейшие, — по его Словам, — из антов живут близ лукоморья Понта от Днестра до Днепра».
Прокопий, византийский писатель тоже VI века, говорит о «бесчисленных антских народах». Все эти авторы отмечают большую близость между антами и славянами: они-де говорят на одном языке, не отличаются по наружности, у них одни и те же обычаи.
Анты были расположены в VI веке на территории от северо- восточного склона Карпат до Дона и далеко к северу (ни Прокопий, ни Иордан северной границы не указывают, очевидно потому, что она была неизвестна), т. е. они занимали основную территорию будущего Древнерусского государства. Это обстоятельство заставило Б. А. Рыбакова обратить самое серьезное внимание иа историю антов, поскольку эта история есть история восточных славян.
Б. А. Рыбаков в своей специальной работе «Анты, славяне и Византия в IV—VII вв.»[491] на основании письменных и археологических источников приходит к заключению, что от истории антов к истории Древнерусского государства идет непрерывная линия развития. Это одна и та же этническая масса, говорившая на одном языке, верившая в Перуна, плававшая на «моноксилах» (однодревках), сжигавшая рабынь на могиле умершего князя. Ои считает центром области антов Среднее Поднепровье н бассейн р. Роси, где найдено наибольшее количество антских вещей VI—VIII веков. Он склонен искать здесь и народ рос-рус, упоминаемый псевдо-Захарией в VI веке[492]. Он указывает, что даже направление походов антов VI и Руси X веков — одно и то же. Нет перерыва и в археологическом материале.
Антское общество VI века уже знает частную собственность, прекрасно знакомо с рабством. Внутренний процесс эволюции антов привел к образованию государства Куявии, предшественника обширного Древнерусского государства с центром в Киеве.
Нам важно по возможности показать тот общественно-политический процесс, который нельзя игнорировать при решении нашей основной задачи — истории образования и жизни Древнерусского государства. В разд. II настоящей книги об этом предмете уже говорилось. Сейчас мне кажется необходимым подчеркнуть, что вся предшествующая Древнерусскому государству общественная и политическая жизнь народов юга нашей страны связана с последующими событиями, развернувшимися на той же территории.
Важный мотив, проходящий через сумму крупных и мелких фактов этой предистории Древнерусского государства, — это борьба двух миров: античного рабовладельческого и так называемого «варварского» общинного; общества более высокой культуры, носителями которой было меньшинство свободных граждан античного общества (cives, яоЛши),живших за счет рабского труда, и примитивной народной, однако, несмотря на свою примитивность, имевшей возможности дальнейшего прогрессивного развития и вызывавшей симпатии и надежды угнетенных масс античных государств. Факты перехода римских рабов и римского плебса на сторону наступавших на Рим «варваров» нам хорошо известны. Известны нам и восстания рабов в рабовладельческих государствах, поддержанные «варварами».
Разбитые гуннами в 70-х годах IV века, готы потеряли даже и то свое политическое значение, которое они имели, н вынуждены были отодвинуться на запад, частью смешавшись с другими пле: меиами Восточной Европы.
Юг нашей страны в то же время находился в постоянных сно; шениях с народами Кавказа и Средней Азии.
2. НАРОДЫ КАВКАЗА[493]
Историческая судьба народов Кавказа необычайно сложна. Основной факт, бросающийся в глаза каждому, — это большая этническая пестрота Кавказа. Трудность изучения народов Кавказа осложняется и тем, что народы эти за время, доступное исследователю, всегда находились на различных ступенях своего общественного развития и в очень сложных отношениях как между собой, так и с окружающим их миром. Тут мы имеем большой период древней истории с характерными признаками рабовладельческого способа производства, позднее здесь развиваются феодальные отношения.
Исследователи Древнего востока единодушно признают Байское царство халдов, иначе государство Урарту, государством рабовладельческим[494].
Государство Урарту (приблизительно с XIV по VI век до н. э.) со столицей в г. Тушпа (ныне г. Ван), занимавшее территорию нынешних Армянской и частично Грузинской ССР, было древнейшим государством в Закавказье. В разных местах Закавказья сохранились высеченные на скалах и камнях клинописные надписи о походах халдских царей и о массовых угонах халдами людей в плен и рабство. Государство это прекратило свое самостоятельное существование под разрушительным натиском киммерийцев и скифов, а также частью под ударами других противников. Ослабленное государство халдов подпало под власть мидян и персов в VI в. до и. э.
Об армянах впервые говорят клинописные надписи персидского царя Дария (522—486). Это народ, совершенно отличный от халдов и в своем общественном развитии стоявший в это время ниже халдов. Длительная совместная жизнь халдов и армян под властью мидяи, а потом и персов, способствовала их взаимному сближению.
В VII—VI веках до н. э. в политической жизни Передней Азии произошли существенные изменения. На смеиу государствам Древнего Востока — Ассирии, Вавилону, Урарту и Египту появились новые государства мидийцев и персов.
Ксенофонт в своем «Анабазисе» описал значительную часть Армении, по которой проходил с войском в 401—400 гг. до н. э. Армяне, живя родовым строем, занимались тогда главным образом земледелием, скотоводством и садоводством. Сообщения Страбона, Плутарха, Тацита и Плиния дают материал для суждения о дальнейшей эволюции общественных отношений у армян. К I веку до н. э. мы виднм здесь огромное государство, возглавляемое Тиграном Великим (96—95 гг. до н. э.).
В этот период в Армении развиваются рабовладельческие отношения. Однако рабство, игравшее весьма значительную роль, по всем имеющимся письменным источникам никогда здесь не вытесняло крестьянского труда.
Внешнеполитическая обстановка была тогда крайне неблагоприятной для этой страны: Армения в конце I в. до и. э. очутилась между двумя соперничавшими между собой государствами— Римом и Парфией, с которыми она вела упорную борьбу.
Аналогичным представляется мне и развитие иберов, предков нынешних картвелов — грузин, которые во второй половине первого тысячелетия до н. э. господствовали в нынешней Грузии. Греческие писатели называли народы восточного Закавказья общим именем албанцев, а страну нх — нынешний Советский Азербайджан — Албанией. В III—I веках до н. э. в Иберии и Албании были уже свои цари и государственная власть. Страбон (вторая половина I в. до в. э. и начало I в. н. э.) сообщает, что населениеИберии состоялоиз четырех основных групп: базилевсы, жрецы, воины-земледельцы, простолюдины (oi Xaoi). «Имущества у них, — говорит Страбон, — общи по родам. Управляет же и распоряжается имуществом старейший». По согласному мнению акад. И. А. Джавахишвили, акад. Я. А. Манандяна и акад. С. Н. Джанашиа, J.aoi — зависшие крестьяне, положение которых приближалось к колонату. Рабов Страбон здесь не называет, но в их наличии в это время сомневаться не приходится. Грузия, так же, как и Армения, весьма энергично, хотя и безуспешно боролась с рабовладельческим Римом.
На Кавказском побережье Черного моря был ряд греческих колоний; Фазис, Диоскурия, Питиуцт.
За обладание Закавказьем, через которое пролегали пути европейско-азиатской торговли, боролись, с одной стороны, Рим (I век до н. э. — IV век н. э.), позднее Византия (V—VII века), с другой стороны, — Парфянское царство в Иране (ок. 250 г. до н. э. — 226 г. и. э.), позднее — Среднеиранское царство (династия Сасанидов, 226—651 гг. и. э.). В IV веке в Армении, Иберии (Грузии) и Албании христианство стало государственной религией феодального общества; в связи с этим усилились существовавшие уже задолго до того культурные связи этих стран с греко-римским миром. В Армении и Грузии были созданы алфавиты (в первой половине V века) и стала развиваться письменность. Впрочем, существует мнение, что письменность в этих странах существовала еще до принятия христианства на базе арамейского (сирийского) алфавита. Создан был и албанский алфавит.
В IV—VI веках нашей эры Закавказье находилось под властью сасанидского Ирана, и царства Армянское (с 428 г.), Албанское (ок. 491 г.) и Грузинское (с 532 г.) прекратили свое существование. В I—IV веках и. э. страны Закавказья подвергались нападениям живших на Северном Кавказе аланов (предки нынешних осетин), в V веке — гуинов, в VI веке — савиров, потом тюрок, с VII века — хазар.
С 641 г. начались завоевания арабов в Закавказье; к началу VIII века Армения, Албания (до Дербента включительно) н восточная Грузия прочно вошли в состав Арабского халифата; постепенно стало распространяться мусульманство.
Арабские мусульманские феодалы, разделяя власть на местах с армянскими и грузинскими христианскими феодалами, усиливали эксплуатацию крестьянства. Это вызвало ряд почти непрерывных крестьянских восстаний главным образом в прикаспийских областях (VIII—X века). Символом восставших крестьян было красное знамя (впервые в 778 г.). Наибольшее значение имело восстание крестьян и ремесленников в 816—837 гг. в Азербайджане и Западном Иране — так называемое восстание хурремитов во главе с талантливым вождем Бабеком. Оно глубоко потрясло Арабский халифат и было подавлено с большим трудом.
Период VII—X веков в Закавказье связан с развитием здесь городов, ремесл и торговли (особенно в X веке). Крупнейшими городами тогда считались Бердаа (в нынешнем Азербайджане), Дербент, Тифлис (Тбилиси), Двин (в Армении), Гянджа (ныне Кировабад) н др. Из Закавказья вывозились в восточные страны шелк, шерстяные и хлопчатобумажные ткаии, ковры, марена, кошениль, меха, плоды, мед, рыба, лошади, ослы, бараны. Большое развитие получила торговля закавказских городов со странами Восточной Европы, в частности, — со славянами. Арабские купцы заходили по Волге очень далеко на северо-запад, по разным речным систел'ам добирались до берегов Балтийского моря, а на юго-западе доходили до Днепра и за Днепр. В Дербенте и других городах Закавказья продавались для вывоза в восточные страны в огромном количестве рабы — хазарскне, дагестанские, осетинские, русские (и вообще славянские), печенежские. С X века вывозилась бакинская нефть, употреблявшаяся главным образом для целей военной техники (метательные сосуды с зажигательным веществом, заменявшие нынешнюю артиллерию).
Для защиты Закавказья от нападений северных народов у Дербента еще нранскнмн царями в V—VI веках н. э. были вы- строены мощные укрепления — стены, восстановленные арабами в 733 г. н сохранившиеся в развалинах поныне. Тем не менее, в VII—IX веках в Закавказье не раз вторгались хазары.
В X веке в Закавказье совершали морские походы руссы (походы 912 и 943—944 гг.; во время последнего похода руссы дошли до крупнейшего города Закавказья — Бердаа). После разгрома Хазарского царства киевским князем Святославом усилилось влияние руссов на Северном Кавказе (русское княжество в Таматархе нли Тмутаракани).
С распадом Арабского халифата на ряд феодальных государств в Закавказье создалось несколько отдельных государственных образований, частью христианских, частью мусульманских. В Армении образовалось пять царств; самое значительное из них — Ширакское (династия Багратидов, 864—1045 гг.) со столицей в г. Ани (с 961 г.), одном из величайших и красивейших городов Передней Азии; развалины Ани являются настоящим музеем армянского средневекового искусства. В 1045 г. большая часть Армении с г. Ани была присоединена к Византии, но уже в 1064—1071 гг. была завоевана тюрками-сельджуками.
Образовавшиеся в IX веке в Грузии царства, так называемое Абхазское (т. е. Западногрузинское), Тао-Кларджийское и Карт- лийское в конце X века слились в единое Грузинское царство. Рост политического могущества Грузии, задержанный в XI веке нашествием сельджуков и внутренней борьбой между царской властью и крупными владетельными феодалами, особенно заметен в XII — начале XIII века. При царе Давиде II Строителе (1089— 1125) был проведен ряд реформ, усиливших царскую власть путем ограничения привилегнйфеодальнойзпати и церкви; было создано, между прочим, наряду с феодальным ополчением постоянное наемное войско из40 000кипчаков(половцев),когорыестехпорстали играть заметную роль в истории Закавказья. В 1122 г. грузины отвоевали Тифлис у местного мусульманского эмира, в 1123 г. подчинили Ширван (северо-восточная часть нынешнего Советского Азербайджана), в 1173 г. окончательно заняли Ани, принадлежавший до того курдским эмирам из династии Шеддадидов; при этом армянское население оказало активную помощь родственным им по культуре грузинам, встретив их как освободителей.
Больших успехов Грузия достигла при царнце Тамаре (1184—■ 1213). Ее власть признавалась во всем Закавказье, кроме Дербента. В ее царствование было завершено освобождение Армении от власти курдских и сельджукских эмиров. Сельджуки Малой Азии потерпели страшное поражение (1203 г.). Грузины предпринимали походы в глубь Ирана. Активнейшую роль играла Грузия и в создании полугреческой, полугрузинской Трапезунд- ской «империи» (1204—1461 гг.).
Как Грузия, так и Армения, составившая под властью Грузии особые наместничества князи! Мхаргрдзели (Долгорукие, Захариды), — достигли в этот период значительного процветания. XII —начало XIII века для обеих стран были периодом и культурного расцвета. В Грузии в этот период жили фнлософ-неоплатоннк Иоанн Петрици и великий мировой поэт шага Руставели.
В XII — начале XIII века северо-восточную часть Азербайджана занимало государство ширваншахов (Ширван) со столицей в Шемахе, служившей центром торговли шелком, — в частности, с Италией. Ширван находился в вассальной зависимости от Грузин; политические, хозяйственные и культурные связи между обоими государствами были очень тесиы.
Южная и югозападная части Азербайджана находились под управлением азербайджанских атабеков (династия Ильде- гизндов 1136—1225 гг.) со столицей в Тебризе.
Сношения Руси со странами Закавказья были значительны. Грузинская царица Тамара в первом браке была женою Георгия (Юрня), сына Андрея Боголюбского. В 1175 г. ширваншах Ахси- тан в союзе с грузинскими войсками одержал близ Баку морскую победу над русским флотом из 70 кораблей, находившимся на службе у эмнра дербентского. Влияние грузино-армянского искусства отразилось в строительстве в Ростово-Суздальской Руси (Дмитриевский собор во Владимире).