Народы и племена Восточной Европы и Русь

оворя о народах, частью вошедших в состав Древне­русского государства, частью так или иначе с ним связанных, мы должны прежде всего помнить, что каждый народ есть продукт очень сложной и весьма длительной истории. Задача историка — проследить, насколько возможно, процесс образования известных нам народов, но нужно сознаться, что эта задача по своей трудности целиком невыполнима.

К тому же и наши письменные источники говорят о народах очень невразумительно: называют один н тот же народ разными именами, иногда смешивают различные народы; наконец, говоря о народах, уже более или менее сформировавшихся, ие дают материала для суждения о процессе их образования. Поэтому в в предложенном изложении краткой политической истории Древнерусского государства о народах говорится далеко не в том масштабе, какой кажется автору необходимым.

Древнерусское государство в конце X века уже занимало огромное пространство, на котором жило много народов, стояв­ших на различных ступенях развития. Это огромное, хотя лишь относительно единое государство в своем территориальном росте, на пути включения в свой состав различных этнических единиц (имевших свою собственную историю и до этого включения), в конце X века доходит н до своих, так сказать, «естественных» границ, перейти которые в целях дальнейшего своего расшире; ния оно не имеет достаточно сил.


На северо-востоке граница Древнерусского государства со­прикасается с Болгарским (на Волге) государством. Несмотря на то, что источники об этом говорят сбивчиво, иногда смешивая дунайских и волжских болгар, у нас нет основания отвергать факты общения киевских князей и их дружин как с дунайски­ми, так и с волжскими болгарамн. Как бы то ни было, волжские болгары в состав Древнерусского государства не входилн, а вступали с Киевом в договорные торговые отношения.

На севере и северо-западе Древнерусское государство частью втянуло в свой состав ряд племен финской группы языков и племя ятвягов, дойдя до Балтийского моря и прокладывая пути к Белому; на юге его границы в отдельных пунктах доходили до Черного моря. Во всяком случае Черное море было хорошо известно Киеву. На западе киевские владения соприкасались с Польшей.

Южная часть Древнерусского государства по своей сложности вообще представляет для историка большой интерес и не меньше трудности. Она была населена издавна кочевымн н оседлыми народами, из которых древнейший народ из известных нам — киммерийцы — был завоеван, а частью и вытеснен отсюда при­близительно около VIII века до н. э. скифами. О скнфах мы имеем особенно полные известия греческого этнографа и исто­рика Геродота, посетившего нашу страну в V веке до н. э. Эти свидетельства Геродота значительно дополняются археоло­гическими материалами.

Скифы — это собирательное имя многих народов и племен, живших в Восточной Европе, — именно в южной и отчасти в средней полосе нашей страны. Греки называли эти народы и племена скифами. Сами они называли себя разными именами, различая племена и народы — сколотами, саками и др. Нои греки под общим именем скифов иногда различали отдель­ные народы и племена, входившие в их состав. Та евро­пейская Скифия, которую описывает в своем знаменитом труде Геродот, обнимала приблизительно следующие земли: Бес­сарабию, Одесскую, Запорожскую, Днепропетровскую области, Крым, Подолию, Полтавщину и части Черниговщины, Кур­ской и Воронежской областей. Геродот имел сведения, правда не очень точные, и о более северных частях нашей страны. Ближайших к греческому городу Ольвии скифов он назы­вает каллипидамн. Они жили к западу от Днепра, выше них жили алазоны. Это народы оседлые и земледельческие. Геродот отме­чает, что каллипиды сильно затронуты греческой культурой. Это «эллинизированные скифы». К северу от алазонов до истоков южного Буга жили скифы-пахари; на левой стороне Днепра — борисфениты (Борисфеном называли Днепр). Степи к востоку отсюда были заняты скифами-кочевииками.

В областях Черниговской, Курской, Харьковской, Воронеж­ской, Полтавской и Днепропетровской жили «царские скифы», по определению Геродота — храбрейший и многолюднейший народ, властвовавший над другими скифскими народами. За До­ном к востоку жили сарматы, или савроматы.

Среди греков было распространено мнение, — что скифы пришли из Азии, хотя имеются данные и об автохтонности части, скифов. В конце VI века до н. э. скифы столкнулись с персами. Персидский царь Дарий не мог покорить этот народ, хотя, повидимому, имел дело не со всеми скифами, а лишь с частью их, со скифами-кочевникамн. Во главе скифских полчищ, сумев­ших защитить себя от грозного завоевателя, стоял скифский вождь Иданфирс.

Само собой разумеется, что все эти племена н народы, объе­диняемые общим именем скифов, стояли не на одинаковой сту­пени культуры, в этническом отношении они тоже не представ­ляли единства. Это положение доказывается и археологиче­скими материалами.

Часть территории будущего Древнерусского государства Геродот наблюдал непосредственно.

Привыкший к пейзажу своей гористой и безречной страны, ученый грек был удивлен равнинностью Поднепровья и поражен могучестью наших рек. Вот как описывает ои Днепр:

«Река Борнсфен (Днепр) — самая прибыльная, доставляет стадам прекраснейшие и очень питательные пастбища, превосход­ные луга и рыбу в огромном количестве. Вода очень приятна на вкус и отличается чистотой среди мутных рек Скифии. Вдоль нее тянется превосходная пахотная земля или растет очень высокая трава там, где почва не засевается. В устье ее есть сама собой за­легающая соль, в ней ловится для соления большая рыба без костей» (повидимому осетр. — Б. Г.). Страна скнфов, — говорит далее Геродот, — производит хлеб, чечевицу, лук, чеснок, лен, коноплю. Из животных здесь водятся лошади, быки, кабаны, олени, зайцы, козы и т. д.

Кроме Геродота, изображение отдельных скифских племен и народов мы имеем также и у других греческих и римских писа­телей (Страбон, Гиппократ, Клеарх Солийский, Плиний). Так как они наблюдали различные народы, то понятно, почему их описания ие сходятся между собою. Страбон говорит об умеренности их жизни, Клеарх — об их роскоши, Гиппократ — об их кочевом образе жизни и о полигамии, Геродот — о моногамии и оседлости.

Между греками и скифами было установлено общение. Греки получали от скифов хлеб, скот, мед, воск, соленую рыбу, металлы, янтарь и рабов, а привозили в Скифию изделия своего произ­водства: предметы роскоши, находимые сейчас нашими археоло­гами, вино, масло, глиняную посуду, ткани.

Но ие только мирные отношения характеризуют связи скифов с греками. Нам известны н нх военные столкновения. Филипп Македонский и один из преемников Александра Македонского


Лисимах воевали со скифами, и иногда нм удавалось облагать скифов данью.

На роскошных вазах и других предметах, найденных в моги­лах скифских царей, имеются изображения скифов, нз которых мы можем получить представление об их антропологическом типе, одежде, вооружении, конской сбруе и пр. Во II веке до и. э. скифы еще господствовали в Причерноморье и Приазовье, но могущество их было сломлено здесь Боспорским царством и на­ступлением на них савроматов.

Итак, греки называли скифами не какой-либо один народ, а ряд племен и народов, живших в южной и срединной частях нашей страны. Возможно, что предки восточных славян вхо­дили в состав объединения некоторых племен скифского времени.

Характерно, что и значительно позднее у византийских писа­телей термином «скифы» или «тавро-скифы» обозначается народ русский. Лев Диакон один только раз говорит о руси, а обычно пользуется для обозначения руси термином «тавро-скифы», Зонара выражается очень определенно: «некий скифский род «русь»; Айна Комнииа о русских поселенцах по Дунаю говорит: «какое-то скифское племя»

В период от II до IV века и. э. в нашей стране становятся известными готы, история которых несомненно в сильно при­украшенном внде изображена придворным историком готов Иорданом (VI век). Он ставил своей задачей прославление своего короля Германариха и стремился к этой цели путем явного пре­увеличения его военных подвигов и размеров государства.

Подлинный древний народ, носивший наименование готов, повидимому жил на иижией Висле и к северо-востоку по побе­режью Балтийского моря. Части этих готов удалось проникнуть отсюда в бассейны рек Днепра и Днестра. Здесь они смеша­лись с гетами2, родственными киммерийцам, и с некоторыми сарматскими и другими жившими здесь племенами. Античные писатели называли всю эту совокупность народов то скифами, то готами.

Иордану известны и славяне. Он называет их «мощными своей численностью» н знает их под тремя именами (венеты, анты и склавины), но ничего не говорит об их происхождении. Иордан поселяет славян «от города Наветунского (дельта Дуная) и озера Муршанского (близ р. Дравы) по самый Днепр, а на север — по Вислу». «Могущественнейшие, — по его Словам, — из антов живут близ лукоморья Понта от Днестра до Днепра».


Прокопий, византийский писатель тоже VI века, говорит о «бесчисленных антских народах». Все эти авторы отмечают большую близость между антами и славянами: они-де говорят на одном языке, не отличаются по наружности, у них одни и те же обычаи.

Анты были расположены в VI веке на территории от северо- восточного склона Карпат до Дона и далеко к северу (ни Проко­пий, ни Иордан северной границы не указывают, очевидно потому, что она была неизвестна), т. е. они занимали основную территорию будущего Древнерусского государства. Это обстоя­тельство заставило Б. А. Рыбакова обратить самое серьезное вни­мание иа историю антов, поскольку эта история есть история восточных славян.

Б. А. Рыбаков в своей специальной работе «Анты, сла­вяне и Византия в IV—VII вв.»[491] на основании письменных и археологических источников приходит к заключению, что от истории антов к истории Древнерусского государства идет непре­рывная линия развития. Это одна и та же этническая масса, говорившая на одном языке, верившая в Перуна, плававшая на «моноксилах» (однодревках), сжигавшая рабынь на могиле умершего князя. Ои считает центром области антов Среднее Поднепровье н бассейн р. Роси, где найдено наибольшее коли­чество антских вещей VI—VIII веков. Он склонен искать здесь и народ рос-рус, упоминаемый псевдо-Захарией в VI веке[492]. Он указывает, что даже направление походов антов VI и Ру­си X веков — одно и то же. Нет перерыва и в археологическом материале.

Антское общество VI века уже знает частную собствен­ность, прекрасно знакомо с рабством. Внутренний процесс эво­люции антов привел к образованию государства Куявии, пред­шественника обширного Древнерусского государства с центром в Киеве.

Нам важно по возможности показать тот общественно-поли­тический процесс, который нельзя игнорировать при решении нашей основной задачи — истории образования и жизни Древне­русского государства. В разд. II настоящей книги об этом пред­мете уже говорилось. Сейчас мне кажется необходимым подчер­кнуть, что вся предшествующая Древнерусскому государству общественная и политическая жизнь народов юга нашей страны связана с последующими событиями, развернувшимися на той же территории.

Важный мотив, проходящий через сумму крупных и мелких фактов этой предистории Древнерусского государства, — это борьба двух миров: античного рабовладельческого и так называе­мого «варварского» общинного; общества более высокой куль­туры, носителями которой было меньшинство свободных граждан античного общества (cives, яоЛши),живших за счет рабского труда, и примитивной народной, однако, несмотря на свою прими­тивность, имевшей возможности дальнейшего прогрессивного развития и вызывавшей симпатии и надежды угнетенных масс античных государств. Факты перехода римских рабов и римского плебса на сторону наступавших на Рим «варваров» нам хорошо известны. Известны нам и восстания рабов в рабовладельческих государствах, поддержанные «варварами».

Разбитые гуннами в 70-х годах IV века, готы потеряли даже и то свое политическое значение, которое они имели, н вынуждены были отодвинуться на запад, частью смешавшись с другими пле: меиами Восточной Европы.

Юг нашей страны в то же время находился в постоянных сно; шениях с народами Кавказа и Средней Азии.

2. НАРОДЫ КАВКАЗА[493]

Историческая судьба народов Кавказа необычайно сложна. Основной факт, бросающийся в глаза каждому, — это большая этническая пестрота Кавказа. Трудность изучения народов Кав­каза осложняется и тем, что народы эти за время, доступное иссле­дователю, всегда находились на различных ступенях своего общественного развития и в очень сложных отношениях как между собой, так и с окружающим их миром. Тут мы имеем боль­шой период древней истории с характерными признаками рабо­владельческого способа производства, позднее здесь развива­ются феодальные отношения.

Исследователи Древнего востока единодушно признают Бай­ское царство халдов, иначе государство Урарту, государством рабовладельческим[494].

Государство Урарту (приблизительно с XIV по VI век до н. э.) со столицей в г. Тушпа (ныне г. Ван), занимавшее терри­торию нынешних Армянской и частично Грузинской ССР, было древнейшим государством в Закавказье. В разных местах За­кавказья сохранились высеченные на скалах и камнях клино­писные надписи о походах халдских царей и о массовых угонах халдами людей в плен и рабство. Государство это прекратило свое самостоятельное существование под разрушительным нати­ском киммерийцев и скифов, а также частью под ударами других противников. Ослабленное государство халдов подпало под власть мидян и персов в VI в. до и. э.

Об армянах впервые говорят клинописные надписи персид­ского царя Дария (522—486). Это народ, совершенно отличный от халдов и в своем общественном развитии стоявший в это время ниже халдов. Длительная совместная жизнь халдов и армян под властью мидяи, а потом и персов, способствовала их взаимному сближению.

В VII—VI веках до н. э. в политической жизни Передней Азии произошли существенные изменения. На смеиу государ­ствам Древнего Востока — Ассирии, Вавилону, Урарту и Египту появились новые государства мидийцев и персов.

Ксенофонт в своем «Анабазисе» описал значительную часть Армении, по которой проходил с войском в 401—400 гг. до н. э. Армяне, живя родовым строем, занимались тогда главным обра­зом земледелием, скотоводством и садоводством. Сообщения Страбона, Плутарха, Тацита и Плиния дают материал для сужде­ния о дальнейшей эволюции общественных отношений у армян. К I веку до н. э. мы виднм здесь огромное государство, возглав­ляемое Тиграном Великим (96—95 гг. до н. э.).

В этот период в Армении развиваются рабовладельческие отношения. Однако рабство, игравшее весьма значительную роль, по всем имеющимся письменным источникам никогда здесь не вытесняло крестьянского труда.

Внешнеполитическая обстановка была тогда крайне неблаго­приятной для этой страны: Армения в конце I в. до и. э. очу­тилась между двумя соперничавшими между собой госу­дарствами— Римом и Парфией, с которыми она вела упорную борьбу.

Аналогичным представляется мне и развитие иберов, пред­ков нынешних картвелов — грузин, которые во второй половине первого тысячелетия до н. э. господствовали в нынешней Грузии. Греческие писатели называли народы восточного Закавказья об­щим именем албанцев, а страну нх — нынешний Советский Азербайджан — Албанией. В III—I веках до н. э. в Иберии и Албании были уже свои цари и государственная власть. Страбон (вторая половина I в. до в. э. и начало I в. н. э.) сообщает, что населениеИберии состоялоиз четырех основных групп: базилевсы, жрецы, воины-земледельцы, простолюдины (oi Xaoi). «Имуще­ства у них, — говорит Страбон, — общи по родам. Управляет же и распоряжается имуществом старейший». По согласному мнению акад. И. А. Джавахишвили, акад. Я. А. Манандяна и акад. С. Н. Джанашиа, J.aoi — зависшие крестьяне, поло­жение которых приближалось к колонату. Рабов Страбон здесь не называет, но в их наличии в это время сомневаться не приходится. Грузия, так же, как и Армения, весьма энергично, хотя и безуспешно боролась с рабовладельческим Римом.

На Кавказском побережье Черного моря был ряд греческих колоний; Фазис, Диоскурия, Питиуцт.

За обладание Закавказьем, через которое пролегали пути европейско-азиатской торговли, боролись, с одной стороны, Рим (I век до н. э. — IV век н. э.), позднее Византия (V—VII ве­ка), с другой стороны, — Парфянское царство в Иране (ок. 250 г. до н. э. — 226 г. и. э.), позднее — Среднеиранское царство (династия Сасанидов, 226—651 гг. и. э.). В IV веке в Армении, Иберии (Грузии) и Албании христианство стало государственной религией феодального общества; в связи с этим усилились суще­ствовавшие уже задолго до того культурные связи этих стран с греко-римским миром. В Армении и Грузии были созданы алфа­виты (в первой половине V века) и стала развиваться письмен­ность. Впрочем, существует мнение, что письменность в этих странах существовала еще до принятия христианства на базе арамейского (сирийского) алфавита. Создан был и албанский алфавит.

В IV—VI веках нашей эры Закавказье находилось под властью сасанидского Ирана, и царства Армянское (с 428 г.), Албанское (ок. 491 г.) и Грузинское (с 532 г.) прекратили свое существование. В I—IV веках и. э. страны Закавказья подвергались нападениям живших на Северном Кавказе аланов (предки нынешних осетин), в V веке — гуинов, в VI веке — савиров, потом тюрок, с VII века — хазар.

С 641 г. начались завоевания арабов в Закавказье; к началу VIII века Армения, Албания (до Дербента включительно) н восточная Грузия прочно вошли в состав Арабского халифата; постепенно стало распространяться мусульманство.

Арабские мусульманские феодалы, разделяя власть на местах с армянскими и грузинскими христианскими феодалами, усиливали эксплуатацию крестьянства. Это вызвало ряд почти непрерыв­ных крестьянских восстаний главным образом в прикаспий­ских областях (VIII—X века). Символом восставших крестьян было красное знамя (впервые в 778 г.). Наибольшее значение имело восстание крестьян и ремесленников в 816—837 гг. в Азербайджане и Западном Иране — так называемое восстание хурремитов во главе с талантливым вождем Бабеком. Оно глу­боко потрясло Арабский халифат и было подавлено с большим трудом.

Период VII—X веков в Закавказье связан с развитием здесь городов, ремесл и торговли (особенно в X веке). Крупнейшими городами тогда считались Бердаа (в нынешнем Азербайджане), Дербент, Тифлис (Тбилиси), Двин (в Армении), Гянджа (ныне Кировабад) н др. Из Закавказья вывозились в восточные страны шелк, шерстяные и хлопчатобумажные ткаии, ковры, марена, кошениль, меха, плоды, мед, рыба, лошади, ослы, бараны. Большое развитие получила торговля закавказских городов со странами Восточной Европы, в частности, — со славянами. Араб­ские купцы заходили по Волге очень далеко на северо-запад, по разным речным систел'ам добирались до берегов Балтийского моря, а на юго-западе доходили до Днепра и за Днепр. В Дер­бенте и других городах Закавказья продавались для вывоза в восточные страны в огромном количестве рабы — хазарскне, даге­станские, осетинские, русские (и вообще славянские), печенеж­ские. С X века вывозилась бакинская нефть, употреблявшаяся главным образом для целей военной техники (метательные со­суды с зажигательным веществом, заменявшие нынешнюю артил­лерию).

Для защиты Закавказья от нападений северных народов у Дербента еще нранскнмн царями в V—VI веках н. э. были вы- строены мощные укрепления — стены, восстановленные ара­бами в 733 г. н сохранившиеся в развалинах поныне. Тем не менее, в VII—IX веках в Закавказье не раз вторгались хазары.

В X веке в Закавказье совершали морские походы руссы (походы 912 и 943—944 гг.; во время последнего похода руссы дошли до крупнейшего города Закавказья — Бердаа). После разгрома Хазарского царства киевским князем Святославом усилилось влияние руссов на Северном Кавказе (русское кня­жество в Таматархе нли Тмутаракани).

С распадом Арабского халифата на ряд феодальных государств в Закавказье создалось несколько отдельных государствен­ных образований, частью христианских, частью мусульман­ских. В Армении образовалось пять царств; самое значитель­ное из них — Ширакское (династия Багратидов, 864—1045 гг.) со столицей в г. Ани (с 961 г.), одном из величайших и краси­вейших городов Передней Азии; развалины Ани являются на­стоящим музеем армянского средневекового искусства. В 1045 г. большая часть Армении с г. Ани была присоединена к Визан­тии, но уже в 1064—1071 гг. была завоевана тюрками-сельджу­ками.


Образовавшиеся в IX веке в Грузии царства, так называемое Абхазское (т. е. Западногрузинское), Тао-Кларджийское и Карт- лийское в конце X века слились в единое Грузинское царство. Рост политического могущества Грузии, задержанный в XI веке нашествием сельджуков и внутренней борьбой между царской властью и крупными владетельными феодалами, особенно заметен в XII — начале XIII века. При царе Давиде II Строителе (1089— 1125) был проведен ряд реформ, усиливших царскую власть путем ограничения привилегнйфеодальнойзпати и церкви; было создано, между прочим, наряду с феодальным ополчением постоянное наем­ное войско из40 000кипчаков(половцев),когорыестехпорстали играть заметную роль в истории Закавказья. В 1122 г. грузины отвоевали Тифлис у местного мусульманского эмира, в 1123 г. подчинили Ширван (северо-восточная часть нынешнего Советского Азербайджана), в 1173 г. окончательно заняли Ани, принадле­жавший до того курдским эмирам из династии Шеддадидов; при этом армянское население оказало активную помощь родственным им по культуре грузинам, встретив их как осво­бодителей.

Больших успехов Грузия достигла при царнце Тамаре (1184—■ 1213). Ее власть признавалась во всем Закавказье, кроме Дер­бента. В ее царствование было завершено освобождение Армении от власти курдских и сельджукских эмиров. Сельджуки Малой Азии потерпели страшное поражение (1203 г.). Грузины пред­принимали походы в глубь Ирана. Активнейшую роль играла Грузия и в создании полугреческой, полугрузинской Трапезунд- ской «империи» (1204—1461 гг.).

Как Грузия, так и Армения, составившая под властью Грузии особые наместничества князи! Мхаргрдзели (Долгору­кие, Захариды), — достигли в этот период значительного про­цветания. XII —начало XIII века для обеих стран были пе­риодом и культурного расцвета. В Грузии в этот период жили фнлософ-неоплатоннк Иоанн Петрици и великий мировой поэт шага Руставели.

В XII — начале XIII века северо-восточную часть Азербай­джана занимало государство ширваншахов (Ширван) со столи­цей в Шемахе, служившей центром торговли шелком, — в част­ности, с Италией. Ширван находился в вассальной зависимости от Грузин; политические, хозяйственные и культурные связи между обоими государствами были очень тесиы.

Южная и югозападная части Азербайджана находились под управлением азербайджанских атабеков (династия Ильде- гизндов 1136—1225 гг.) со столицей в Тебризе.

Сношения Руси со странами Закавказья были значительны. Грузинская царица Тамара в первом браке была женою Георгия (Юрня), сына Андрея Боголюбского. В 1175 г. ширваншах Ахси- тан в союзе с грузинскими войсками одержал близ Баку мор­скую победу над русским флотом из 70 кораблей, находившимся на службе у эмнра дербентского. Влияние грузино-армянского искусства отразилось в строительстве в Ростово-Суздальской Руси (Дмитриевский собор во Владимире).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: