В Средней Азии уже в первом тысячелетии до нашей эры находились богатые области, расположенные по Д0Я!';]?аМг!5й Сыр-Дарьи, Зеравшана, Кашка-Дарьи, Аму-Дарьи, Теджана. Это были земледельческие оазисы, культурная я™31 которых держалась на искусственном орошении, основанном и выведении каналов из рек, берущих свое начало в горах. седству с оазисами в степях жили разноплеменные ко •
НИКИ.
Жившее здесь население: согдийцы — по рекам Зеравшану и Кашка-Дарье, хорезмийцы — по нижнему течению Аму-Дарьи, бактрийцы — к югу от Аму-Дарьи, — принадлежали к народам, упоминающимся с глубокой древности. Уже с VI века до н. э. мы встречаем имена этих народов в составе древнеираиского (Ахе- менидского) государства. В конце IV века до н. э. Александр Македонский после завоевания Ирана отправился в области Средней Азни и покорил их, в том числе и существовавший тогда Самарканд. Греческие писатели, бывшие в походе Александра Македонского, оставили свои записи, из которых видно, что уже тогда эта земледельческая страна имела много городов. Впоследствии, к VI веку н. э., наибольшей известностью стали пользоваться Мерв, Бухара и Самарканд. Через эти города проходил старинный торговый путь из Ирана и Кавказа в Монголию и дальше, в Китай. По всей стране, на территории которой в настоящее время находятся наши братские советские республики — Узбекская ССР, Туркменская ССР и Таджикская ССР, раскинуты были замки крупных землевладельцев-феодалов, называвшихся тогда дехканами[495]
|
|
В зависимости от дехкан находилось земледельческое население, трудолюбиво обрабатывавшее оазисы, где наряду с пшеницей и ячменем культивировали хлопок, рис, виноград, шелковичные и плодовые деревья.
Существовала письменность (много документов на согдийском языке дошло до нашего времени). Благодаря транзитной торговле укреплялись культурные связи с Передней Азией, Кавказом, Ираном, Индией, Китаем, что выразилось в распространении в городах Средней Азии христианства, зороастризма, манихейства, буддизма.
В 60-х годах VI века н. э. в степях нынешнего Казахстана сложилась мощная держава кочевнивов-тюрок, подчинившая себе и культурные оазисы.
В половийе VII века арабы завоевали нынешний Туркменистан, а в начале VIII века — области к северо-востоку от р. Аму-Дарьи (Мавераниахр — буквально: «то, что за рекой»). Арабы разбили и отбросили как тюркских кочевников, так и проникших было в район Ферганы китайцев. После распада Арабского халифата в Средней Азии образовалось государство Саманидов (874—1005) со столицей в г. Бухаре, в котором главную роль играл таджикский элемент. В VIII—X веках оазисы Средней Азии достигли высокого расцвета; развилась городская жизнь; Мерв, Бухара, Самарканд, Ургенч и др. стали большими и богатыми городами. Представителями умственной культуры были: знаменитый математик Мухаммед аль-Хорезми (конец VIII — начало IX века, салгеброй и логарифмами Европа впервые познакомилась по его трудам), географ Ахмед-аль- Бальхи (половина IX — начало X века), величайший ученый мусульманских стран Бируни (половина X — начало XI века), вольнодумный философ ибн-Сина (Авиценна; коиец X — начало XI века), писавшие на арабском языке; великими поэтами были Рудаки и Дакики (X век), писавшие на таджикском языке.
|
|
В конце X — начале XI века Средняя Азия к востоку от р. Аму-Дарьи была завоевана кочевыми тюркскими племенами, принявшими ислам и объединенными под властью династии Кара- ханидов. Области к западу от Аму-Дарьи (нынешняя Туркмения) после падения государства Саманидов некоторое время входили в состав государства Газневидов, объединявшего нынешний Афганистан, Восточный Иран и северо-западную Индию, но после бнтвы при Денденакане (1040 г.) были завоеваны туркменами, во главе которых стояла династия Сельджуков. После распада Сельджукской империи (1092 г.) Мерв стал столицей восточного удела Сельджуков. В 1141 г. тюрки-караханиды должны былн подчиниться «язычникам» кара-китаям — кочевому народа', вероятно монгольского происхождения, незадолго до того вытесненному из Северного Китая и осевшему в иыиешием Сннцзяие (китайский Туркестан). Со второй половины XII века заметно усиление Хорезмнйского государства (в низовьях р. Аму-Дарьи). Хорезмшаху Текешу (1172—1200) удалось завоевать нынешнюю Туркмению и почти весь Иран; хорезмшах Мухамед (1200— 1221) в союзе с племенем найманов, вытесненных Чингисханом из Монголии, разбил и разгромил государство кара-китаев и присоединил Бухару, Самарканд и другие районы к северо-востоку от Аму-Дарьн к своим владениям (1210 г.). Таким образом, незадолго до монгольского нашествия вся Средняя Азия и весь Иран входили в состав Хорезмийского государства с центром в г. Ургенче.
Между народами Средней Азни и Русью издавна установились разнообразные отношения. В степях Приазовья и Причерноморья беспрерывно появлялись азиатские скотоводы-кочевники, с которыми Русь то воевала, то мирилась, выступала в совместных походах, заключала соглашения о службе, отводя им для поселения свои земли, и в постоянном общении некоторых из них превращала в своих граждан. Между странами Востока и народами восточноевропейской равнины до самых берегов Балтики, особенно во время существования Арабского халифата, по Волге установилась оживленная торговля и культурное общение.
i. ГРЕЧЕСКИЕ КОЛОНИИ В ПРИЧЕРНОМОРЬЕ
Греки, как мы уже видели, очень рано (с начала VII века до н. э.) по Черному морю стали проникать в нашу страну. С VI века возникают на побережье постоянные поселения греков. Греческие колонии буквально усеяли берега Черного и отчасти Азовского морей и обнаруживали явную тенденцию распространиться и дальше на север.
Эти очаги, по тогдашнему времени высокой культуры, не могли не оставить заметного следа на развитии окружавших их более отсталых соседних народов. Постоянное общение между эллинами и «варварами» на почве экономических интересов осложнялось тем, что греческие рабовладельческие государства старались пополнять кадры необходимых нм рабов из «варварской» среды, которая по мере успехов в собственном развитии делалась все более и более опасной для самого существования рабовладельческих государств. Восставшие рабы Боспорского царства опирались, несомненно, на сочувствие и поддержку «варварского мира».
Если греческие колонии в середине первого тысячелетия до н. э. эллинизировали скифов и в III веке часть скифов, живших по соседству с греками, так и назывались щ&Хцче?, т. е. полугре- камн, «не чистыми эллинами», то в конце I века н. э. мы имеем основание говорить о «варваризации» самих греков.
|
|
«Город борисфеннтов (Ольвия. — Б. Г.) по величине не соответствует своей прежней славе, — пишет Дион Хрисостом (вторая половина I и начало II века п. э.), — вследствие неоднократных разорений н войн: находясь уже так давно среди варваров, и притом почти самых воинственных, он постоянно подвергается нападениям и несколько раз уже был взят врагами; последнее и самое сильное разорение его было не более как за 150 лет: геты взяли и его и остальные города по левому берегу Понта вплоть до Аполлоння. Вследствие этого дела тамошних эллинов пришли в крайний упадок: одни города совсем не были восстановлены, другие — в плохом виде, и при этом нахлынула в них масса варваров...»
Друг Диона, борисфенит Каллнстрат, как рассказывает Дион, выехал к нему на копе. «Он был опоясан большим всадническим мечом, одежду его составляли шаровары и прочее скифское убранство, на плечах был небольшой тонкий черный плащ, какой обыкновенно носят борисфениты. И другая одежда у них по большей части черного цвета, по примеру одного скифского племени, которое, как мне кажется, от этого получило у эллинов название меланхленов». Маленькая, но очень яркая иллюстрация к тому, что происходило в начале нашей эры иа юге нашей страны. Воинственный Рим, взяв под свою защиту рабовладельцев и поддерживая рабовладельческий строй, задержал гибель античного общества еще иа три столетия, ио колесо истории совершенно определенно повернулось в другую сторону, в сторону врагов рабовладельческого Рима, в сторону тех новых народов, которые несли с собой обновление умирающему рабовладельческому миру и которых римские граждане пренебрежительно называли «варварами».
Как мы можем убедиться, аналогичные процессы в разное время протекали и в других концах нашей страны — в Средней Азии и на Кавказе, а за пределами нашей страны — в Западной Европе и Передней Азии.
|
|
Среди многочисленных греческих колоний особенно известны Тира (в устье Днестра, или Тирасы), Ольвия (в устье Юж-.и'ого Бута или Гипаниса), Херсонес, Феодосия, Пантикапей, Фанагория, Диоскурия и др. Все это рабовладельческие полисы, города-государства, характерные для греческой античности.
Одна из греческих колоний — Пантикапей — в IV веке до н. э. стала центром большого рабовладельческого государства, в состав которого вошли и некоторые нз греческих причерноморских городов. Это — Боспорское царство. Границы этого государства менялись. В цветущий период своего существования Боспорское царство простиралось с запада на восток, от Херсо- неса до Кубани, а на север—до устья Дона. Как видно из территориальных границ этого царства, в него входили и народы, населявшие издавна эти пространства. Боспор вел широкие торговые сношения с Аттикой и малоазиатскими городами южного побережья Черного моря. Предметами вывоза отсюда служили: хлеб, рыба, лес, меха, кожи, шерсть и другое сырье. Особенное значение имели торговые связи с Афинской республикой. Скудная хлебом Аттика получала из Боспора половину нужного ей хлеба.
Во II веке до н. э. Боспорское царство находилось в сфере влияния Римской державы. В III веке н. э. ослабевшая Римская империя оказалась не в состоянии осуществлять свой контроль над Причерноморьем, Конец почти тысячелетнему существованию Боспорского царства положили готы.
В первой половине VIII века хазары были вытеснены арабами из Закавказья. Это большое многоплеменное государство не имело достаточно средств для того, чтобы держать в повиновении временно обложенные даиыо народы и защищать свои владения от нападения соседей. Иногда за помощью оно обращалось к Византин. В X веке произошел распад этого грабительского государства.