Русско-чешские отношения

Уже Святослав Игоревич в мотивировке своего стремления на Дунай отметил заинтересованность Руси в торговле с Чехией. Русь получала «из Чех и из Угор серебро и кони». Из других источников мы знаем о том, что из Чехии шло иа Русь стекло и олово. Русь вывозила сюда меха, воск, мед, челядь и другие товары.

Подводя итоги дипломатической деятельности Владимира, автор «Повести временных лет» указывает на то, что Владимир жил «с князи окольними миром; с Болеславом Лядским, и с Сте­фаном Угорским, и с Андрихом Чешским, и бе мир межю ими и любовь». Русь находилась в довольно тесных отношениях с этими «окольними» странами, в том числе и с Чехией. Есть указания в грамоте Болеслава II Чешского (X в.) на то, что границы Чехии соприкасались в это время с Галицко-Русской землей. Русь и Чехия обмениваются посольствами. О сношениях Руси с Чехией свидетельствуют и брачные связи между чешским и киевским княжескими домами: одна (а может быть даже две) жена Владимира была чехиня. От нее у Владимира был сын Выше- слав. Дочь Владимира от Рогнеды Предслава вышла замуж за чешского киязя Болеслава III Рыжего. Брачные связи повторя­лись и в XII веке.

Между Чехией и Русью в это время нам известно только одно военное столкновение. Причина этого столкновения не ясна. Однако можно предположить, что поскольку Чехия в это время подпадает под политическое влияние Германии, Русь в союзе с Польшей выступает против Чехии, как против союзницы Гер­мании. Под 1076 г. в «Повести временных лет» имеется запись: «ходи Владимир, сын Всеволода (Мономах) и Олег сын Свято­слава ляхом в помочь на Чехи». Сын Всеволода Владимир Моно; мах этот факт подтверждает в своем «Поучении».

Киев я Германия

Во время борьбы со Святополком и польским королем Боле­славом и в 30-х годах в борьбе с польским королем Мешком Яро­слав заключал союзы с германским императором Генрихом III. В 1040 и в 1043 гг. мы видим русские посольства в Германии.

Посольство 1043 г. имело целью устроить брак Генриха с до­черью Ярослава. Этот брак не состоялся, но зато в XI веке были заключены другие брачные союзы с Германией. Святослав Яро- славич женился на сестре трирского епископа Бурхарта, два других русских князя (очевидно младшие Ярославичи) жени­лись — один на дочери саксонского маркграфа Отгона, другой (кто именно, неизвестно) на дочери Леопольда, графа штадского. Сын от этого последнего брака Вратислав жил в русской земле. Внучка Ярослава вышла замуж за германского императора Генриха IV.

Кроме этих отрывочных известий, говорящих о тесных свя­зях Киева с Германией в XI веке, мы имеем много известий о тор­говых и политических отношениях Древнерусского государства с Германией и в X и в XI веках. О торговле Руси с немецкими землями упоминают ранние таможенные уставы (Раффелыцтет- теиский устав 903 г.), в которых устанавливаются пошлины для русских купцов, провозивших через Чехию в область Среднего Дуная воск и рабов.

Путь из Киева в немецкие земли лежал через Краков и Прагу. Важнейшим центром торговли Руси с Германией в XI веке был Регенсбург, который с давних пор являлся исходным пунктом дорог в славянские земли. В Регенсбурге даже образовалась особая корпорация купцов, торгующих с Русью, — так называе­мых «русариев», Киев привлекал немецких купцов роскошью и обилием товаров как русского, так и восточного и византийского происхождения.

О связях Киева с Западом, и в частности с Германией по вопросам церковным, говорилось выше.

Киев и Франция


Меньше сведений имеется у нас о связях Руси с Францией. Хорошо известен всем брак французского короля Генриха I с дочерью Ярослава Анной. Она пережила своего мужа и втот рично вышла замуж во Франции за графа де Крепи. Пережив и этого мужа, она вернулась к своему сыну, французскому королю Филиппу. Сохранились ее собственноручные подписи на фран­цузских документах 1063 г.

Киев, Скандинавия и Прибалтика

Гораздо более тесные связи установились со скандинавскими странами. Ярослав не раз приглашал скандинавские дружины. Король норвежский Олаф нашел приют в Киеве во время своего изгнания из Норвегии. Сын его с русской помощью вернул себе престол. Сам Ярослав был женат на Иигигерде, дочери шведского короля Олафа (Schosskonig). При дворе Ярослава жил и другой знаменитый викинг, Гаральд, после громких военных подвигов в Сицилии и Италии ставший королем Норвегии и сложивший свою голову в Англии. Он женился на дочери Ярослава Елиза­вете. В честь ее он сложил песню из 16 строф, каждая из которых оканчивалась фразой: «только русская девушка в золотой гривие пренебрегает мною»[530].

В 1030 г. Ярослав ходил на Чудь, занял чудские земли и построил здесь город Юрьев.

13. ПОПЫТКИ ПРЕДОХРАНИТЬ ГОСУДАРСТВО ОТ РАЗДРОБЛЕНИЯ. «ТРИУМВИРАТ»

Внутренний процесс расчленения Древнерусского государ­ства, иначе — процесс роста отдельных его частей, продол­жался, и сепаратизм их усиливался.

По смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) мы видим явные приз­наки феодального раздробления.

У Ярослава было пять сыновей. Умирая Ярослав думал, что дети его будут подчиняться старшему брату Изяславу, которому он поручил самые главные части земли — Киев и Новгород. Но надежды Ярослава не сбылись. Следующие по старшинству братья Изяслава оказались во главе достаточно сильных вла­дений, чтобы не считаться со старшим своим братом. Святослав владел Черниговом и землями, охватывавшими в общей слож­ности громадное пространство от Чернигова до Рязани и Мурома, включая сюда и землю вятичей. Ему же досталась и далекая Тмутаракань. Всеволод получил самую южную землю, Пере­яславскую, земли по Волге, а также Ростов, Суздаль и Бело- озеро. У остальных двух братьев были сравнительно небольшие владения и, естественно, со старшими братьями они конкуриро­вать не могли. Эти три старших брата заключают между собою союз, образуют «триумвират» и, таким образом, стараются поддер­живать мир и единство огромной территории Восточной Европы.

После смерти Ярослава эти три его старших сына начинают действовать совместно. Они втроем составили устав об управле­нии княжескими имениями, так называемую «Правду» Яросла­вичей. Они сообща вносят существенные изменения в «Правду Русскую», окончательно отменив, между прочим, месть и заме­нив ее денежным штрафом. Втроем они распоряжаются судьбами отдельных княжений, земли одних князей они передают по своему усмотрению другим, некоторые, особенно ценные, оставляют за собой в общем владении. Сообща они переводят своего брата Игоря из Владимира Волынского в Смоленск, сообща освобо­ждают из тюрьмы своего дядю Судислава, заточенного Яросла­вом, вместе предпринимают поход на торков.

Втроем.они делают попытку снова подчинить себе княжество Полоцкое. Мы не видим, чтобы старший из братьев, Изяслав, как-либо выделялся в своей деятельности. Однако из дальией- ших'событий выясняется, что едва ли он удовлетворялся ролью равного среди трех, и весьма вероятно, что именно попытка использовать свое старшинство окончилась для него изгнанием.

В своем разборе моей книги «Феодальные отношения в Киев­ском государстве» С. В'. Бахрушин упрекал меня в том, что я пользуюсь термином «триумвират», не соответствующим историче­ской действительности середины XI века. Я не настаиваю на необ­ходимости именно этого термина, пущенного в оборот впервые А. Е. Пресняковым[531], но настаиваю иа факте совместной дея­тельности трех договорившихся между собой князей.

Лаврентьевская летопись не знает, конечно, термина «триум­вират», но пользуется равнозначащим ему словом «трие»[532]. Пове­дение трех братьев-князей решительно говорит о взаимной их договоренности. М. Д. Приселков, склонный сильно преувели­чивать влияние Византии на Русь, высказал предположение о том, что это триединство поддерживалось не без ведома Визан­тии, боявшейся распада страны, хорошо охранявшей целостность империи с севера[533].


Нет ни малейшего основания сомневаться в наличии триумви­рата на Руси в 50—60-х годах XI века, как бымы его ии называли.

Но «триумвират» оказался непрочным. Первую брешь в нем пробило антифеодальное выступление киевской городской массы в 1068 г.

11. УСИЛЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РОЛИ ГОРОДОВ3

XI—XIII века есть время заметного роста городов и усиления их политического значения, выразившееся в деятельности город­ских вечевых собраний.

Летописи неоднократно сообщают нам о городских вечевых собраниях, иногда весьма бурных. Мы можем здесь наблюдать, особенно в жизни городов, ставших центрами особых княжений, на которые раздробилось.Древнерусское государство, проявление у горожан большого интереса к судьбам как.своего города, так и своего княжества. Горожане выступают здесь как серьезная политическая сила, то вступающая в союз с местным боярством и побеждающая княжескую власть для того, чтобы оказаться в конечном счете во власти боярства (Новгород Великий), то поддерживающая княжескую власть в ее борьбе с боярством и отодвигающая политическую роль последнего на второе место (Владимир на Клязьме).

Но в какой бы группировке ни участвовало городское купе­чество и ремесленники, какие бы следствия ни получались в результате выступлений горожан — оии, эти выступления, всегда свидетельствуют о растущем политическом значении городов.

К сожалению, наши летописи останавливают свое внимание главным образом на бурдых вечевых собраниях. Отсюда у неко­торых исследователей и лолучалось впечатление, что вечевые собрания неразрывны с смертоносными боями.

В описаниях вечевых ообраний мы ясно видим столкновения классов я мотивы этих столкновений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: