Относительная масса конструкции
Вычисляется как сумма относительных масс крыла, фюзеляжа, оперения и шасси:
а) Относительная масса крыла вычисляется по эмпирической формуле:
где
коэффициент снижения прочности (увеличения массы) конструкции за счёт кинетического нагрева.
.
б) Относительная масса фюзеляжа определяется по формуле:
в) Относительная масса оперения вычисляется в зависимости от относительной массы крыла и от относительной площади оперения по формуле:
где
коэффициенты, характеризующие схему, материал и подвижность поверхностей;
.
г) Относительная масса шасси определяется по формуле:
,
где – высота основной стойки шасси (от поверхности аэродрома до конца стойки или до узла поворота стойки);
.
д) Относительная масса силовой установки определяется по формуле:
Где
е) Относительная масса оборудования и управления рассчитывается по статистической формуле:
.
ж) Относительная масса топлива:
Относительная масса топлива при заданной дальности полёта складывается из суммы относительных масс топлива, расходуемого на набор и разгон, полёт на крейсерском режиме, навигационного запаса и запаса на руление, а также топлива, расходуемого на снижение и посадку, соответственно:
|
|
.
Две последние составляющие суммы ( и ) соответствуют примерно 20% от всей массы топлива. С учётом этого формулы расчёта упрощаются и, в зависимости от типа силовой установки, имеют вид:
; ;
.
Вычисление массы самолёта:
а разница масс в приближениях:
Данные по массам сведены в табл. 1.5:
Слагаемые массы m0
Таблица 1.5.
Слагаемое | Значение | ||
1-ое приближение | 2-ое приближение | ||
mкон. | mкр. | 0,113 | |
mф. | 0,153 | ||
mоп. | 0,0243 | ||
mш. | 0,0281 | ||
mкон. | 0,27 | 0,319 | |
mсу. | 0,16 | 0,155 | |
mоб.упр. | 0,14 | 0,167 | |
mт. | 0,26 | 0,2445 | |
m0i | 14826,96 | ||
Δm0 | 4826,96 |