Понятие транспортной услуги и ее основные особенности

До конца ХХ в. понятие «транспортная услуга» не применялось при ор­ганизации и управлении транспортом. Под транспортной услугой понималась непосредственно перевозка, измеряемая такими валовыми показателями, как объем погрузки и выгрузки, грузооборот и т. п. Однако такой способ оценки учитывал лишь количественный аспект работы транспорта. В условиях рыноч­ной экономики в понятие «услуга» помимо объемов выполнения необходимо включать и уровень качества и сервиса, сопровождающего осуществление ус­луги.

В принципе услуга - это не создающая материальных благ деятельность по удовлетворению потребностей отдельных лиц и общества в целом. Меж­дународный стандарт ISO 8402-86 дает следующее определение: услуга - это результат деятельности или процессов (услуга как нематериальная продукция); деятельность или процесс включает предоставление услуги. Таким образом, ус­луга - это деятельность, связанная с обменом стоимостей, направленная на удовлетворение потребностей, выраженных в форме спроса, которая не сводит­ся к передаче права собственности за некоторый материальный продукт.

Транспортная услуга, как таковая, относится к сфере материального производства. Не преобразовывая непосредственно сырье и материалы, транс­порт создает потребительную стоимость. Транспортная услуга является конеч-


ным процессом материального про изводства и одновременно начальным эта-пом производственного или конечного потребления.

В настоящее время под услугой понимается непосредственно переме-щение грузов в пространстве, а так ж е любая операция, не являющаяся дви-женческой, но обеспечивающая его подго товку и осуществление, а именно: упаковка и маркировка грузов, их пакетирование, промежуточное хранение, предоставление грузовладельцу необходимой информации и т. п.

Таким образом, основной вид тр анс пор тно й услуги – э то перевозка гру-зов, но, как правило, она сопровождается предоставлением целого комплекса дополнительных услуг.

К основным тр а н с п о р т н ы м услугам относятся:

- перевозка грузов, почты;

- погрузочно-разгрузочные операции (погрузка, выгрузка, перегрузка и т. д.);

- хранение грузов;

- подготовка тр а нс по р т ных средств к перевозке грузов;

- предоставление перевозочных средств на условиях аренды, проката;

- транспортно-экспедиционные и дополнительные операции, выполняемые при перевозке грузов, багажа и др., по обслуживанию пред приятий, орга-низаций, населения;

- перегон новых и отремонтированных перевозочных средств.

Вс е виды материальных услуг могут выполняться тол ьк о при обеспе-чении нематериальных услуг, которые с о пу тс тв ую т физическому распреде-лению. К ним можно отнести маркетинговые, коммерческие, информационные услуги, ус луг и страхования и др. Большое число факторов, влияющих на вид и специализацию транспортной услуги, позволяет систематизировать услуги в тр и большие группы:

1) по признаку взаимосвязи с основной деятельностью предприятий раз-
личают:

- перевозочные услуги;

- непер евозочные услуги;

2) по виду потребителя, которому п р е д о с та в л яе тс я услуга:

- внешние услуги пр е д о с та в л я ю тс я не транс пор тным предприятиям и орга-низациям;

- внутренние услуги пр е д о с та в л я ю тс я другим пред приятиям и орга-низациям тр а нс по р т ных отраслей;

3) по характеру услуги:

- технологические;

- коммерческие;

- информационные и др.

В силу то г о, ч то транспорт, являясь сферой материального про изводства, не производит вещественной продукции как так о в ой, транспортная услуга име-ет ряд специфических особенностей:


1. транспортная услуга является продолжением процесса производства в сфере обращения; процесс производства заканчивается в момент переда-чи продукции ее потребителю. Сама по себе транспортная услуга сущест-вовать не может, она обязательно обеспечивает коммерческую деятель-ность нетранспортных пред приятий;

2. услуга не может существовать вне процесса ее производства, а значит, нельзя сформировать запасы услуги;

3. предоставление услуги – это продажа процесса труда, а значит, качество услуги – это качество ее выполнен ия, т. е. качество труда;

4. потребительная стоимость услуги возникает пр и строгом соблюдении временных ограничений, направления движения то в ар а и других условий, что сужает возможность ее конкурентно й замены;

5. спрос на услуги подвержен резким колебаниям в зависимости от времен-ных и пространственных параметров, транспорт не имеет ресурсов, по-зволяющих сглаживать неравномерности спроса.

Спрос на услуги конкретного вида транспорта определяется, в частности, развитием в регионе других видов тр а нс по р та, степенью их интеграции, уров-нем тр а нс по р т ных та р иф о в, качеством сервиса, предоставляемого по-требителям различным и видами тр анс по р т ных предприятий и организаций.

Выдел яют два основных направлен ия организ ации тр а н с п о р т н ы х услуг:

1) приспособление ассортимента предлагаемых услуг к конкретным спе-цифическим условиям перевозки то в ара грузовладельцев;

2) активное формирование по треб нос ти, а значит, и спроса на тр а нс -пор тну ю услугу.

Проблема эффек тив ности распределения товаров и повышения уровня качества транспортного обслуживания в условиях рыночной экономики связана с проблемой качества услуг. Только высокий уровень качества обслуживания помогает транс по р тным предприятиям занять и удержать экономическую нишу на рынке тр анс по р тн ых услуг. Пр и этом высокий уровень сервиса и эффектив-ности обслуживания должен сопровождаться соответствующим уровнем мате-риально-технического обес печени я, а именно: развитой системой складских и контейнерных терм иналов, современной погрузочно-разгрузочной тех никой, электронными средствами информации и управления.

Пр и обеспече нии высокого качества тр а нс по р тн ых услуг возникае т сле-дующая проблемная ситуация. Транспортные предприятия и организации пы-та ю тс я достичь высокого качества перевозки путем предоставления заказчикам как можно большего количества с о пу тс тв у ющ их тр анс по р т ных услуг. Однако так о е комплексное обслуживание с более широким ассортиментом, чем это не-обходимо потребителю, существенно повышает стоимость транспортной услу-ги, что может значительно повыс ить цену перевозимого груза.

Поэтому при выборе тог о или иного комплекса тр анс пор т ных услуг сле-дует учитывать целесообразность и выгодность их использования.


Контрольные вопросы:

1. Дайте определение транспорту и тр а нс по р тно й системе.

2. Пе р е ч ис л и те основные фу нкции тр а нс по р та. В чем заключается их значение?

3. Наз о в и те основные пр изнаки классификации видов транспорта.

4. Пер ечис л и те элементы транспортной системы.

5. Дайте определение транспортной услуге. Какие виды обслуживания она включает?

6. Какие существуют основные виды транспортных услуг?

7. Какими особеннос тями обладает тр а нс по р тн а я услуга?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: