Ме с т о транспорта в политике распре де ле ния коммерческого предприятия

Пространственная и временная разобщенность требует значительных затрат на доставку до потребителя товаров и оказание услуг клиентам. Поэтому каждое коммерческое предприятие осуществляет политику распределения. Сам процесс распределен ия представляет собой совокупность стадий, действий и мероприятий по выявлению, определению, выбору и привлечению потребителей, рационали-зации пу те й и средств пос тавки товаров согласно ус ло в иям договора купли-продажи, обоснованию способов и видов складирования этих товаров (рис. 1.3). С процессом распределения связаны все решения, так или иначе соприкасаемые с движением то в ар а от производителя к потребителю.

Политика распределения – совокупность и направление действий по разработке и реализации комплекса маркетинга (распределительного микса), входящих в этот комплекс действий и операций по доведению продукта до ко-нечного потребителя (рис. 1.4).

По л и тик а распределения на правлена на с оздание и поддержание эф-фек тивног о взаимодействия между всеми субъектами экономической системы, которые осуществляют перемещение подготовленного для продажи товара оп-ределенного качества и количества в конкретное время в установ ленное место. В коммерческом отношении такая взаимосвязь обеспечивает предпринимател ю получение запл анированно й прибыли и наибол ее качес твенное удовлетворение по требнос тей поку па тел ей.

Организация товародвижения осуществляется посредством каналов сбыта и пу тей сбыта.

Канал сбыта – совокупность юридических и (или) физических лиц, а та к ж е средства цепи движения то в а р а, которые осуществляют перед ачу оче-


редному субъекту цепи распределения права собственности на конкретный то -вар или услугу на их пути от производителя к потребителю.

  Элементы распреде­ления      
      --------- ► Конечный потребитель  
Производитель ------ ►      
Распределитель­ные органы про­изводителя    
       
  Сбытовые по­средники    
< Партнеры по сбыту    
         

Рис. 1.3. Пр оцесс р аспр еделения товаров

Путь сбыта – способ, при помощи которого осуществляется переме-щение то в ар а от производителя к потребителю. От выбранного канала зависят скорость, время, эффек тивнос ть движения и качество пос тавки то в а р а. Выбор пу ти распределения предполагает тех нико-экономическое обос нование с уче-том социально-экологических факторов.

Товар как фактор системы распределения имеет следующие характери-стики:

1) способность к складированию;

2) транс по р табел ьно с ть;

3) уровень непрерывнос ти, частота по треб ности в продукте;

4) отзывы о потреблении продукта.

Одновременно с этим система распределения сама включает функции, обеспечивающие конкурентоспособность то в а р а. К этим функ циям относятся:

- накопление, сортировка и размещение товаров;

- обеспечение сохранности и защиты то в ара, находящегося на хранении или в процессе передачи прав на владение им;

- передач а прав собс твеннос ти на то в ар от про давца к покупател ю;

- поддержание коммуникаций, ведение переговоров и коммерческих сделок между покупателями и продавцами;

- концентрация и рассредоточение товаров.

Сбыт является неотъемлемым элементом коммерческой дея-те л ьно с ти, та к как он представляет собой завершающую, наибо лее о тв е тс тв ен-ную стадию достижения целей предпринимателя и обеспечения потребителей необходимыми товарами. Классической функцией сбыта является формирова-ние и поддержание эффек тивной системы перемещения продукта от производи-тел я до конечного потребителя. Эту же функцию, тол ьк о с технологических по-


зиций, выполняет транспорт. Таким образом, очевидно, что тр анс пор тно е обеспе-чение непосредственно влияет на организацию сбыта, а значит, и на кон-курентоспособность продукта.

Решения политики распределения


Решения по организации ка­налов сбыта товаров


Решения по разработке и реализации маркетинговых мероприятий для физи­ческого перемещения товара



Политика распределения с ориентацией на организаци­онные функции


Политика распределения с ориентацией на организацию маркетинг-логистики, выбор а тр анспор та, тр анспор тны х фир м, складов, мест и способов доставки, по­средников, реальных товаров



Система формирующих кана­лов


Система распределения каналов, марке­тинг-логистика



Пути и каналы сбыта Посредники по сбыту Работники внешней службы фирмы-производителя

I

Уровень (степень) распределения

I

Результат


Тр анспор тные ср ед ств а Тр анспор тные фир мы Распределительные склады Места поставок

I

Готовность поставки

I

Затраты


Рис. 1.4. Распределительный комплекс маркетинга

Рассмотрим бо л ее детально, какие факторы влияют на конкурентоспо-собность продукта. В прак тике маркетинга разработана следующая табл и ца оценки сильных и слабых сторон продукта (рис. 1. 5).

Как видно из рис. 1. 5, транспорт влияет, по меньшей мере, на два крите рия из шести: скорость пос тавки и надежнос ть пос тавки. Кроме то г о, выбранная транспортная схема может существенно повлиять и на качество тов ар а, и на связи с пос тоянными покупателями.

Перспективным направлением, позволяющим уменьшить ошибки при выборе транспорта, является логистика. Логистика в социально-экономическом


аспекте изначально связана с организацией материально-технического и тр а нс -портного обс л уж ив ания. В общем, логистика – это сфера управленческой дея-тельно с ти, совокупность сложившихся методологий, теорий, методов и спо-собов исследования и оптимизации всех видов потоков (физических, информа-ционных, финансовых, энергетических и т. д.), сопровождающих экономические, социальные, экологические и коммуникативные процессы в сфере формирования, с оздания, обращения и потребления товаров и ус л уг.

Оценка

Кр итер ии очень хо - рошо (5) хор ошо (4) удовлет- вори-тельно (3) плохо (2) очень плохо (1)
М онополия на определенную технологию производства то-вара            
Высокий уровень качества то-вара            
Скорость поставки товар ов          
Надежность поставки товаров          
Квалификация сотру дников          
Возможность установления устойчивых связей с постоян-ными покупателями          

Рис. 1.5. Анализ конку р ентоспо собно сти пр оду кта по основным критериям

В частности, распределительн ая логистика охватывает исследование и оп-тим из а ци ю по токов, с о пр ов ож дающ их процесс разработки стратегии рас-пределения (выбор путей, каналов и органов сбыта продукции) и процесс фор-мирования и функционирования системы физического перемещения то в ара по выбранному каналу. Распределительная логистика может быть разделена на две взаимодополняющие части: логистику стратегического распределения и логисти-ку физического распределения (маркетинг-логистика). Очевидно, что м а рк ет ин г-логистика является разделом логистики, ос у щ ес тв л яющ им исс ледования и опти-мизацию всех видов потоков, внутри которых происходит физическое пе-ремещение то в а р а по выбранной схеме (каналу, пути). Структура маркетинг-логистики в графическом виде приведена на рис. 1. 6.

На рис. 1.6. видно, что транспорт занимает в управленческой производ-ственной подсистеме значительную часть. В свою очередь рационализацию вы-бора транспортной схемы обеспечивает тр а нс по р тна я логистика. Главная цель маркетинг-логистики заключается в обеспечении г о то в но с ти поставки то в а р а по-купателю с высоким ур ов нем сервиса их обслуживания и раз у м ным и затратами.

Вы б о р и реализация каналов и путей распределения являются одним из наи-более сложных в о прос ов коммерческой и управленческой деятельности. По дан-ным исследователей издержки на логистику в развитых странах составляют около 11–15 % национального дохода. Не о с л аб е в а ющ ая актуальность проблем переме-


щении грузов подтверждается тем, что около 50 % всех затрат на логистику при-ходится на транспорт. Расходы на транс пор т относительно к производственным издержкам составляют 15–20 %. Поэтому выделенная из системы маркетинг-логистики транспортная логистика яв л я е тс я одной из важнейших частей организа-ции производственной и коммерчес кой деятельности.


Факторы производства


Логистическая система


Сервис поставки



Складирование

Вход

Затраты на логистику


Транс­порти­ровка


Маркетинг-логистика

Упаковка


Исследо­вание за­казов и запасов


Выход

Услуги потре­бите­лям


Рис. 1.6. М аркетинг-логистика к ак подсистема логистики

Тран спортная логистика занимается определением потоков, которые пред-приятие осуществляет на внутреннем и внешнем уровнях производственно-коммерческой деятельности.

Задачами транспортной логистики, позволяющими достичь цели, являются:

- обоснование лиз инг а ил и привлечения транспортных средств от спе-циализированных организаций;

- аренда транспортных средств;

- выбор оптимального ком плекс а, комбинации транспортных средств;

- определение оптимальных транспортных маршрутов;

- разработка планов использования и загрузки тр а нс пор тных средств. Очевидно, что повышение уровня сервиса требует дополнительных затрат,

в том числе, для улучшения обслуживания клиентов за счет более быстрой и каче-ственной транспортировки то в ара, необходимы дополнительные средства, кото-рые могут более или менее сильно повлиять на продажную стоимость тов ар а.

Вы б о р между собс твенным парком по д в иж н о г о состава и ус лу г ам и спе-циализированной организации осуществляется с учетом удаленности по треби-тел я, скорости, частоты и надежности поставок, пропускной способности, дос-тупности, загруженности тр а нс по р тн ых линий, а также стоимостных показа-тел е й, используемых топлива и электроэнергии.

Пер ем ещ ен ие товаров может производиться посредством железнодо-рожного, воздушного, ав то м о б ил ь но г о, водного и трубопроводного видов


транспорта. Очень часто при транспортировке комбинируются услуги не-скольких видов тр а нс по р та. Непо средственно процесс перевозки даже при ис-пользовании то л ьк о одного вида транспорта может выполняться по-разному.

Пр и выборе вида транспорта наряду со стоимостными затратами (тра нс -портные расходы, складские расходы, затраты на упаковку и т. д.) необходимо учитывать то, что во время непосредственно транспортировки возможны порча и утрата груза, потеря массы и другие виды рисков. Кроме тог о, задержка груза в пути следования может привести к отказу потребителя от товаров данного по-ставщика. В некоторых случаях за несвоевременную поставку грузов преду-смотрены штрафы.

Во время выбора вида транспорта необходимо учитывать не то льк о из-держки, но и долгосрочные последствия, связанные с качеством сервиса и имиджем предприятия. Вы б о р транспорта зависит от множества так их фак-торов, как состояние рыночной конъюнктуры, устойчивость цен, уровень за-пасов товаров и сырья на предпр иятии. В связи с этим решения по выбору транспортной схемы, как правило, имеют краткосрочный, оперативный ха-рактер.

Контрольные вопросы:

1. Определите место тр анс по р та в коммерческой деятельности.

2. На з о в и те основные виды операций, обеспечивающ их перемещение груза.

3. Пер ечис л и те основные вопросы транспортного обеспечения коммерче-ской деятельности.

4. Определите влияние качества транспортного обеспечения на конкуренто-способность предпр иятия.

5. Дайте по нятие и определите структуру сервиса послепродажного обслу-живания.

6. Сформулируйте определение процесса распределения и распределитель-ной политики. Каковы их основные цели и задачи?

7. Дайте определение каналу сбыта и пути сбыта. В чем их отличие?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: