Стадии технологического цикла

Рассмотренные выше физические свойства единичных экземпляров товаров и товарных партий формируются на разных стадиях технологического цикла товародвижения, даже если, они относятся к аналогичным количественным характеристикам. Так, масса, объем и другие размерно-массовые характеристики единичных экземпляров созда­ются на предтоварной стадии, а такие же характеристики товарных партий – на товарной стадии.

В связи с этим необходимо четко представлять основ­ные стадии и этапы технологического цикла, их влияние на формирование и сохранение количественных характерис­тик единичных экземпляров товаров и товарных партий.

Ниже показаны основные стадии и этапы технологичес­кого цикла:

I. Предтоварная стадия:1 – проектирование и/или разработка продукции, 2 – материально-техническое снаб­жение, 3 – приемочный контроль сырья, 4 – производст­во продукции (и/или разработка производства), 5 – окон­чательный контроль готовой продукции.

II. Товарная стадия:6 – формирование товарных пар­тий, 7 – хранение и транспортирование, 8 – предреализационная товарная обработка, 9 – реализация товаров, 10 – потребление (эксплуатация), 11 – послепродажное обслуживание при эксплуатации или консультирование.

III. Стадия утилизации отходов товаров:12 – по­вторное использование или уничтожение отходов.

Таким образом, на предтоварной стадии проектируется, разрабатывается и производится продукция, предназначен­ная для удовлетворения потребностей других производите­лей или конечных потребителей. Не вся произведенная про­дукция становится товаром. Часть ее может быть отбрако­вана на 5-м этапе при окончательном контроле как дефект­ная и отправлена на промпереработку или уничтожение.

Этапы предтоварной стадии должны одновременно за­вершать и продолжать маркетинговые исследования, в ходе которых выявляются реальные или предполагаемые по­требности. Для этого 1-й этап – проектирование и/или разработка продукции – должен осуществляться совмест­но маркетологами и технологами. Целесообразно и участие товароведов крупных фирменных или специализирован­ных магазинов, будущих получателей продукции, для кор­ректировки характеристик товара на этапе его разработки.

Следующими этапами предтоварной стадии – матери­ально-техническим обеспечением, включающим заготовку сырья, вспомогательных и комплектующих изделий; их приемочным контролем по количеству и качеству; произ­водством продукции – занимаются технологи. Товароведы должны учитывать эти этапы лишь с позиций формирова­ния качественных и количественных характеристик това­ров, а также для выявления причин возникновения техно­логических дефектов.

Окончательный контроль качества в промышленных и сельскохозяйственных организациях обеспечивается или спе­циальными контрольными подразделениями, или техноло­гами. Назначение этого этапа – проверка соответствия ка­чества готовой продукции установленным требованиям для предотвращения реализации некачественной продукции.

Этапы предтоварной стадии с 1-го по 5-й предназначе­ны для изготовления единичных экземпляров продукции и/или ее товарной массы (особенно для нефасованной про­дукции).

Товарная стадия начинается с формирования товарных партий из единичных экземпляров. Этот этап осуществля­ется на складе готовой продукции или в экспедиции пред­приятия-изготовителя. Признаки, по которым формируются партии, были указаны ранее, но порой применяются и слу­чайные признаки. Например, иногда недобросовестные изго­товители или продавцы при необходимости реализовать залежавшийся товар включают его в товарные партии вместе с продукцией, изготовленной в более поздние сроки.

Последующие этапы товарной стадии до реализации обеспечивают товародвижение партии в целом и предна­значены для сохранения ее целостности по количеству и качеству. Даже на этапе предреализационной товарной об­работки, несмотря на нарушение целостности единой то­варной массы в ходе разупаковывания, фасования, образо­вавшиеся части (фасованные изделия или отдельные эк­земпляры) принадлежат определенной товарной партии.

При реализации товарных партий оптовыми организа­циями происходит их разделение на более мелкие партии, обладающие своей целостностью. При реализации в роз­ничной торговле целостность товарной партии полностью и безвозвратно утрачивается, так как потребитель приоб­ретает один или несколько единичных экземпляров товара и/или товар определенных массы или объема (100 г масла, 1 л молока, 1 кг гвоздей и т.п.).

В результате этого из-за отсутствия признаков, позво­ляющих идентифицировать товарную партию, трудно, а по­рой невозможно установить принадлежность купленного то­вара конкретной товарной партии. Дата покупки, указанная на товарном или кассовом чеке, не является достаточно на­дежным признаком для идентификации товарной партии. Особенно остро проблема стоит при предъявлении претен­зий покупателем по поводу недоброкачественности товаров, в том числе скоропортящихся пищевых продуктов.

Этапы товарной стадии не завершаются реализацией товара. Единичные экземпляры его используются однократно или многократно. Однократное использование товаров при­нято называть потреблением, а многократное – эксплуа­тацией.

При потреблениитовар либо полностью утрачивает свои полезные свойства и не может быть вновь применен по назначению, даже если он сохраняется (например, одно­разовые шприцы, гигиенические товары), либо полностью используется (пищевые продукты, парфюмерно-гигиенические средства, лакокрасочные материалы и т.п.). В послед­нем случае не имеет принципиального значения, использу­ется ли единичный экземпляр товара за один прием или многократно. Например, батон хлеба может быть исполь­зован за один прием пищи или за несколько. Мыло, зубная паста используются за ряд приемов. Многократное исполь­зование, когда разовые потребления товара разделены определенными промежутками времени, существенно влияет на изменение качества товаров и не рекомендуется для скоропортящихся товаров.

Не случайно на некоторых видах консервов, особенно для детского питания, указывают предельные сроки хране­ния продукта после вскрытия банки. Покупателей необходимо проинформировать, если товары имеют многоразовое использование и при хранении потребительские свойства их могут значительно изменяться.

Эксплуатация товаров – особый вид потребления. Вследствие многократного использования товара, при ко­тором он не утрачивает функционального назначения, по­степенно снижается его качество. Для замедления процессов, ухудшающих качество, а также для предупреждения или устранения дефектов необходим этап послепродажно­го обслуживания товаров при их наладке и эксплуатации. На этом этапе о рациональном потреблении товаров одно- или многократного использования может быть дана информация, например в форме консультаций.

Использованные товары, частично или полностью со­хранившиеся, но утратившие потребительские свойства, переходят в категорию отходов (ликвидных или неликвид­ных) и подлежат повторному использованию (промпереработке) или уничтожению.Стадия утилизации отходов завершает технологический цикл товаров. Списание товар­ных отходов и контроль за их отправкой в специализиро­ванные организации по уничтожению отходов осуществля­ют представители органов санитарно-эпидемиологического надзора. Товароведы торговых организаций также прини­мают участие в этой работе.

Рассмотренный технологический цикл товаров отлича­ется от жизненного цикла товаров, принятого в маркетин­ге, тем, что последний изучает в основном стадии рыноч­ной «жизни» товара. Правильнее было бы назвать его «ры­ночным циклом товаров». С позиций товароведения и не­обходимости знания свойств не только готового товара, но и этапов предтоварной стадии, понятие «жизненный цикл товаров» в товароведении не может быть использован.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: