Идентификация и прослеживаемость товаров

Относятся к важнейшим составным элементам системы качества на производстве и в сфере обращения. Основные положения по организации в сфере производства работ по идентификации и прослеживаемости установлены между­народными стандартами серии 9000, а также рекоменда­циями «Система качества. Идентификация и прослеживае­мость продукции на предприятии» (Р 50-601-36-93).

На товарной стадии указанные элементы системы ка­чества не менее важны, особенно когда это относится к идентификации и прослеживаемости товарных партий на этапах хранения и предреализационной подготовки товаров. Ниже пойдет речь об одном из видов иденти­фикации – партионной (или товарно-партионной).

Партионная идентификация – деятельность по инфор­мационному обеспечению установления принадлежности единичных экземпляров товаров или совокупных упако­вочных единиц к определенной товарной партии. Целью идентификации является обеспечение прослежи­ваемости местонахождения товарной партии и/или входящих в ее состав единичных экземпляров товаров или сово­купных упаковок. Это облегчает выявление возможных причин технологических или предреализационных дефектов.

Потребность в партионной идентификации возникает на этапе формирования товарных партий и исчезает после полного использования товаров на стадии утилизации. Даже после реализации на этапе потребления (эксплуатации) могут быть выявлены критические дефекты и может воз­никнуть необходимость изъятия всей товарной партии, опас­ной для потребителя.

Прослеживаемость – способность проследить предыс­торию, использование или местонахождение объекта с по­мощью идентификации, которая регистрируется (МС ИСО 8402: 1994). Прослеживаемость товарных партий должна быть ус­тановлена на этапе их формирования, который является началом ее применения, а также на всех последующих эта­пах товарной стадии. В международном стандарте ИСО 9001 указывается, если прослеживаемость продукции является четко определен­ным требованием, то в пределах этих требований отдель­ные единицы продукции или партии должны иметь еди­ный характер идентификации. Такая идентификация соот­ветствующим образом регистрируется.

Комплекс работ по идентификации и прослеживаемос­ти включает следующие взаимосвязанные направления:

- техническое (технологическое) обеспечение;

- информационное обеспечение;

- организационное обеспечение.

Техническое (технологическое) обеспечение идентифи­кации и прослеживаемости на товарной стадии предпола­гает предварительное обеспечение за счет разработки и внедрения технологии маркирования единичных экземпля­ров товаров или упаковочных единиц на предтоварной ста­дии, что позволяет обеспечить индивидуальную идентифи­кацию.

Маркирование представляет собой процесс нанесения на объект идентификации соответствующей информации в виде совокупности текста, рисунка или условных обозна­чений (информационных знаков, шифров, кодов и т.п.), от­ражающих отличительные признаки товаров (наименова­ние, сорт, размер и т.п.).

Наряду с индивидуальными признаками на товар или его упаковку при маркировании должны быть нанесены условные обозначения, позволяющие осуществить партионную идентификацию и прослеживаемость товара. В ка­честве таких условных обозначений чаще всего использу­ют дату выпуска и номер смены, четко указывающие на принадлежность товара к конкретной товарной партии нап­ряду с обозначениями индивидуальной идентификации.

К товарам, технологическое обеспечение идентификации и прослеживаемости которых проводится на предтоварной стадии, относятся консервы, безалкогольные напитки, сыры, кондитерские изделия и другие пищевые продукты, а также парфюмерно-косметические товары. Это достигается путем маркирования товаров или их упаковки с указанием даты выпуска с предприятия-изготовителя, срока годности и но­мера смены (только для консервов и сыров).

Маркирование товаров на этапе производства не долж­но ухудшать качество готовой продукции. Способы марки­рования должны быть объектами операционного и инспек­ционного контроля. Технические средства для маркирова­ния (штампы, клейма и т.п.) должны поддерживаться в ра­ботоспособном состоянии и храниться в условиях, исклю­чающих возможность их бесконтрольного использования персоналом.

Информационное обеспечение. Наносимая при марки­ровании производственная маркировка является одним из средств информационного обеспечения идентификации и прослеживаемости единичных экземпляров, а при опреде­ленных условиях формирования товарных партий по при­знакам, указанным на маркировке, – и средством парти­онной идентификации.

Средствами партионной идентификации на товарной стадии служат также товарно-сопроводительные докумен­ты и иные носители информации (например, электронные носители при использовании технологии со штриховым кодированием, перфокарты).

Сопроводительная документация, используемая для це­лей идентификации, должна быть адресной, должна удов­летворять принципу информационной достаточности, обес­печивать преемственность, доступность и сохраняемость по всей технологической цепочке, иметь определенный уро­вень утверждения на предприятии.

Адресность заключается в четком и однозначном рег­ламентировании источников и потребителей сопроводитель­ных документов (фирм-получателей, их структурных под­разделений).

Информационная достаточность – отражение всех характерных признаков объекта идентификации, которые обеспечивают его прослеживаемость на всех этапах товар­ной стадии. К таким важнейшим признакам относятся на­именование товара и предприятия-изготовителя, дата вы­пуска и др.

Преемственность последующих и предыдущих сопро­водительных документов обеспечивается переносом из одного документа в другой характерных идентифицирующих при­знаков, благодаря чему и осуществляется прослеживаемость. Так, в новую товарно-транспортную накладную, заполняе­мую при переадресовке части товарной партии, должны быть перенесены все характеризующие партию основные данные (наименование товара, изготовителя, страны про­исхождения и др.).

Доступность сопроводительных документов достига­ется обеспечением свободного доступа ответственных лиц и персонала к ним, а также владением способами их офор­мления, учета и хранения на всех этапах товародвижения.

Сохраняемость сопроводительных документов заклю­чается в обеспечении условий их сохранности по всей тех­нологической цепочке и организации хранения документов в течение определенного времени в специально отведен­ном для этого месте.

Перечень товарно-сопроводительных документов, их назначение и носители рассматриваются в главе «Средства информации о товарах».

Организационное обеспечение идентификации и про­слеживаемости товарных партий предусматривает уста­новление функциональных задач и ответственности струк­турных подразделений предприятий-изготовителей и про­давцов, а также их должностных лиц. Кроме того, осущест­вляются разработка и документальное оформление проце­дур идентификации и прослеживаемости, обучение персо­нала и проведение внутренних проверок эффективности действующих процедур. Работы по партионной идентификации и прослеживае­мости должны проводиться на всех этапах товарной ста­дии.

При сдаче-приемке товарной партии контроль по ка­честву и количеству проводится совместно с контролем за информацией в товарно-сопроводительных документах, при этом действительные значения количественных и качест­венных характеристик товарных партий сравниваются с документальными данными, а также характеристиками то­варов на маркировке.

Любое несоответствие по количест­ву, качеству или основополагающей информации служит основанием для приостановления или отказа от приемки товаров. При погрузочно-разгрузочных работах и хранении организационное обеспечение идентификации и прослеживаемости достигается путем четкого порядка складирова­ния отдельных товарных партий с учетом очередности ре­ализации, особенно товаров с ограниченными сроками год­ности.

Для идентификации товарных партий на складах длительного хранения на штабелях вывешивают паспорта, в которых указывают идентификационные признаки то­варной партии. При этом обязательно должен соблюдаться принцип преемственности информационных данных в пас­порте, на маркировке и в товарно-сопроводительных доку­ментах.

При реализации должна обеспечиваться с помощью производственной и торговой маркировки индивидуальная и партионная идентификация и прослеживаемость, что по­зволяет выявить принадлежность дефектной продукции к определенной товарной партии, даже если скрытые де­фекты проявились при потреблении (эксплуатации) у по­требителя.

Кроме того, индивидуальная идентификация товара может служить подтверждением приобретения его у конкретного продавца или, наоборот, доказательством, что дефектный товар не мог быть приобретен у этого про­давца. Последнее обстоятельство подтверждается несоот­ветствием данных на маркировке дефектного товара и в товарно-сопроводительных документах за определенный пе­риод времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: