Определяются следующие характеристики переходного процесса по нормальной перегрузке в короткопериодическом движении:
- опорная частота недемпфированных колебаний ;
- относительный коэффициент затухания колебаний ;
- время срабатывания ;
- относительный заброс перегрузки (относительное перерегулирование) .
Расчетные формулы для определения динамических характеристик:
;
,
где , , ,
, .
Результаты расчетов динамических характеристик представлены в таблице 2.12. На рис. 2.27. и 2.28. – представлены зависимости , соответственно.
таблице 2.12
Динамические характеристики | ||||||||||||||||||||||||
Н=500m | ||||||||||||||||||||||||
М | Cугп | V | Kz | Mzα | Mzωz | mzα | ω0 | 2h0 | x0 | tср, с | Dny | |||||||||||||
0,3 | 0,576 | 101,4 | 6,89 | 5,29 | -1,06 | -1,695 | -0,546 | 1,479 | 2,908 | 0,983 | 13,169 | 0,000 | ||||||||||||
0,5 | 0,208 | 169,0 | 19,88 | 14,70 | -3,42 | -2,850 | -0,910 | 2,590 | 4,914 | 0,949 | 5,531 | 0,000 | ||||||||||||
0,7 | 0,106 | 236,6 | 43,21 | 28,82 | -10,99 | -4,218 | -1,214 | 4,307 | 7,224 | 0,839 | 2,269 | 0,008 | ||||||||||||
0,9 | 0,064 | 304,2 | 69,86 | 47,64 | -36,76 | -5,277 | -1,308 | 6,975 | 8,838 | 0,634 | 1,105 | 0,076 | ||||||||||||
0,052 | 338,0 | 88,17 | 58,81 | -61,80 | -6,026 | -1,222 | 8,788 | 9,807 | 0,558 | 0,879 | 0,121 | |||||||||||||
1,1 | 0,043 | 371,8 | 101,6 | 71,16 | -75,63 | -7,166 | -1,209 | 9,738 | 11,055 | 0,568 | 0,846 | 0,115 | ||||||||||||
H=9000m | ||||||||||||||||||||||||
М | Cугп | V | Kz | Mzα | Mzωz | mzα | ω0 | 2h0 | x0 | tср, с | Dny | |||||||||||||
0,5 | 0,641 | 152,0 | 6,43 | 4,76 | -1,11 | -1,026 | -0,327 | 1,238 | 1,768 | 0,714 | 3,037 | 0,041 | ||||||||||||
0,7 | 0,327 | 212,8 | 13,98 | 9,33 | -3,56 | -1,518 | -0,437 | 2,130 | 2,600 | 0,610 | 1,926 | 0,089 | ||||||||||||
0,9 | 0,198 | 273,6 | 22,61 | 15,42 | -11,90 | -1,899 | -0,471 | 3,666 | 3,181 | 0,434 | 1,171 | 0,220 | ||||||||||||
0,160 | 304,0 | 28,54 | 19,04 | -20,00 | -2,169 | -0,440 | 4,691 | 3,529 | 0,376 | 0,975 | 0,279 | |||||||||||||
1,1 | 0,132 | 334,4 | 32,87 | 23,03 | -24,48 | -2,579 | -0,435 | 5,193 | 3,979 | 0,383 | 0,933 | 0,272 | ||||||||||||
1,3 | 0,095 | 395,2 | 42,96 | 32,17 | -32,52 | -2,743 | -0,543 | 5,954 | 4,352 | 0,366 | 0,856 | 0,291 | ||||||||||||
1,5 | 0,071 | 456,0 | 56,64 | 42,83 | -40,72 | -2,980 | -0,396 | 6,660 | 4,594 | 0,345 | 0,794 | 0,315 | ||||||||||||
1,7 | 0,055 | 516,8 | 72,45 | 55,02 | -30,33 | -3,228 | -0,299 | 5,897 | 4,902 | 0,416 | 0,905 | 0,238 | ||||||||||||
0,040 | 608,0 | 99,95 | 76,15 | -67,43 | -3,669 | -0,264 | 8,564 | 5,546 | 0,324 | 0,686 | 0,341 | |||||||||||||
H=15000m | ||||||||||||||||||||||||
М | Cугп | V | Kz | Mzα | Mzωz | mzα | ω0 | 2h0 | x0 | tср, с | Dny | |||||||||||||
0,7 | 0,833 | 206,5 | 5,49 | 3,66 | -1,40 | -0,614 | -0,177 | 1,248 | 1,052 | 0,421 | 1,980 | 0,232 | ||||||||||||
0,9 | 0,504 | 265,5 | 8,88 | 6,06 | -4,67 | -0,769 | -0,191 | 2,219 | 1,287 | 0,290 | 1,308 | 0,386 | ||||||||||||
0,408 | 295,1 | 11,21 | 7,48 | -7,86 | -0,878 | -0,178 | 2,861 | 1,428 | 0,250 | 1,113 | 0,445 | |||||||||||||
1,1 | 0,337 | 324,6 | 12,91 | 9,05 | -9,62 | -1,044 | -0,176 | 3,166 | 1,610 | 0,254 | 1,062 | 0,438 | ||||||||||||
1,3 | 0,241 | 383,6 | 16,88 | 12,64 | -12,78 | -1,110 | -0,220 | 3,641 | 1,761 | 0,242 | 0,980 | 0,457 | ||||||||||||
1,5 | 0,181 | 442,6 | 22,25 | 16,82 | -15,99 | -1,206 | -0,160 | 4,073 | 1,859 | 0,228 | 0,917 | 0,479 | ||||||||||||
1,7 | 0,141 | 501,6 | 28,46 | 21,61 | -11,92 | -1,307 | -0,121 | 3,556 | 1,984 | 0,279 | 1,024 | 0,401 | ||||||||||||
0,102 | 590,1 | 39,26 | 29,91 | -26,49 | -1,485 | -0,107 | 5,240 | 2,244 | 0,214 | 0,799 | 0,502 | |||||||||||||
2,5 | 0,065 | 737,6 | 60,97 | 46,73 | -39,18 | -1,761 | -0,089 | 6,373 | 2,661 | 0,209 | 0,721 | 0,511 | ||||||||||||
На рис. 2.29 в плоскости параметров и представлена область хорошей управляемости для тяжелого самолета. Там же нанесены вычисленные значения параметров и .
|
|
ВЫВОДЫ: 1) Средствами аэродинамической компоновки приемлемые динамические характеристики устойчивости и управляемости обеспечиваются не во всем расчетном диапазоне.
|
|
2) Самолет должен быть оборудован системой улучшения устойчивости и управляемости (полуавтоматической системой управления), в состав которой должен быть включен автомат продольного управления (АПУ).
2.3. РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОДОЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЕМ САМОЛЕТА.
В соответствии с заданием на дипломный проект в данном разделе рассчитаны параметры автомата продольного управления (АПУ) и автомата регулировки управления (АРУ).