| Годы | Среднемесячная начисленная заработная плата в ценах соответствующего периода, руб. | В % к предыдущему году | ||
| Номиналь-ная заработная плата | Индекс потребитель-ских цен | Реальная заработная плата | ||
| — | — | — | ||
| 100,4 | ||||
| 472 392 | ||||
| 965 000 | 119,7 | 104,3 |
Начиная с 1996 г. появилась тенденция несущественного, но все же роста реальной заработной платы. Номинальная средняя начисленная заработная плата в 1996 г. составила немногим более 790 руб. (деноминированных), что в 1,57 раза выше, чем в 1995 г. В реальном же исчислении среднемесячная заработная плата увеличилась по сравнению с 1995 г. на 6%. В 1997 г. номинальная заработная плата составляла 965 руб. в месяц (рост по сравнению с 1996 г. почти в 1,2 раза), а в реальном исчислении увеличилась по сравнению с 1996 г. на 4,3%. Однако в результате ситуации, сложившейся в российской экономике после кризиса в августе 1998 г., по данным Госкомстата России, реальная заработная плата сократилась к январю 1999 г. на 40% по сравнению с январем 1998 г.
О социально-экономических последствиях процессов движения заработной платы и цен на товары и услуги можно судить, сопоставив уровень и динамику заработной платы с уровнем и динамикой прожиточного минимума трудоспособных граждан (табл. 6.2).
Таблица 6.2.
Минимальный размер оплаты труда и его отношение к среднемесячной начисленной заработной плате и прожиточному минимуму трудоспособного населения*
| Период | Мини-мальный размер оплаты труда, руб. | Среднемесячная начислен-ная заработная плата, руб. | Отношение минимального размера оплаты труда | |
| В процентах к среднемесяч-ной начисленной заработной плате | В процентах к прожиточно-му минимуму трудоспособ-ного населения | |||
| 1991 г., декабрь | 16,7 | 74,9 | ||
| 1992 г., январь | 23,8 | 47,6 | ||
| июнь | 17,18 | 48,6 | ||
| 1993 г., январь | 14,7 | 35,9 | ||
| апрель | 14,0 | 38,7 | ||
| июнь | 55 995 | 13,8 | 33,1 | |
| декабрь | 14 620 | 14 218 | 10,4 | 30,2 |
| 1994 г., июль | 220 965 | 9,3 | 19,9 | |
| 1995 г., апрель | 386 244 | 8,9 | 13,1 | |
| май | 43 700 | 429 935 | 10,2 | 15,3 |
| август | 520 579 | 10,6 | 17,1 | |
| ноябрь | 615 656 | 9,4 | 16,4 | |
| декабрь | 60 500 | 735 483 | 8,2 | 16,4 |
| 1996 г., январь | 63 250 | 654 837 | 9,7 | 16,3 |
| апрель | 75 900 | 746 473 | 10,2 | 18,1 |
| 1997 г., январь | 83 490 | 812 174 | 10,3 | 18,9 |
| декабрь | 83 490 | 1 214 800 | 6,9 | 17,9 |
| 1998 г., сентябрь | 83,49 | 7,9 | 15,1 | |
| * До января 1997 г приведены месяцы, с 1-го числа которых устанавливался новый минимальный размер оплаты труда. | ||||
Даже с учетом необходимых поправок к методам расчета прожиточного минимума (его величина постоянно занижалась далеко несовершенной методикой расчета, принятой в 1992 г.) снижение соотношения средней заработной платы и прожиточного минимума до 1,8 раза в 1995 г. и до 2,3 раза к концу 1997 г. весьма существенно.
Как бы ни критиковали организацию заработной платы в плановой экономике, нельзя не отметить, что в 1990 г. установленный уровень минимальной заработной платы — 80 руб. был примерно в 1,5 раза выше прожиточного минимума. Это была социально значимая величина. Каждый, кто получал самую низкую заработную плату, знал, что он может на нее прожить, хотя и весьма скромно, с большими ограничениями. В 1997 г. среднемесячная минимальная заработная плата составила 80 759,2 руб. (неденоминированных), а прожиточный минимум соответственно — 411 200 руб. (неденоминированных). Прожиточный минимум опережал минимальную заработную плату практически в 5 раз.
Возникла парадоксальная ситуация: экономика страны направляется в рыночное русло, а один из главных элементов рыночной экономики — цена рабочей силы как специфического товара — все более отдаляется от своей естественной оценки — стоимости.
Низкая заработная плата ведет прежде всего к резкому сокращению спроса населения, особенно на качественные товары и услуги, к свертыванию наукоемких производств, внедрения новой техники и технологии. При низкой цене рабочей силы возникает экономическая возможность и даже необходимость замещения дорогостоящего оборудования и машин дешевой рабочей силой. Устраняется стимул к росту эффективности производства, повышению его конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг, ибо главное для достижения названных целей — внедрение новой техники и технологии.
По данным социологического обследования (сентябрь 1996 г.), абсолютное большинство опрошенных работников предприятий промышленности (83,2%) не удовлетворено размером заработной платы. Вполне устраивает заработок лишь менее 5% опрошенных (4,7%). Это отражается на настроении людей, оценке ими ситуации в экономике страны. И неудивительно, что, по данным того же обследования, почти 69,2% опрошенных указали, что они либо «совершенно не уверены», либо «пожалуй, не уверены в завтрашнем дне», а удельный вес «вполне уверенных» — 3,3%.*
* Экономист. 1997. № 4.
Второй итог изменений в заработной плате —перекосы в оплате труда. Дифференциация заработной платы по отдельным отраслям экономики и промышленности, а внутри них — по профессионально-квалификационным группам работников достигла в период экономической реформы весьма существенных размеров, которые далеко не всегда обоснованы объективными характеристиками трудового процесса и значимостью сфер приложения труда.
В регионах со значительной концентрацией предприятий топливно-энергетического комплекса относительно высокая заработная плата определялась высокими ценами на продукцию, что связано с внешним рынком и монопольным положением отраслей и предприятий. Обрабатывающие отрасли в связи с большими затратами на сырье и топливо не имели такой возможности. Спад производства в машиностроении и особенно на предприятиях ВПК сказался на заработной плате работников отрасли в сравнении с добывающими и топливными отраслями (табл. 6.3).
Таблица 6.3.
Отношение среднемесячной номинальной заработной платы отраслей экономики к среднероссийскому уровню (%)
| Отрасли | 1991 г. | 1995 г. | 1998 г. |
| Промышленность | 118,3 | ||
| Из нее: | |||
| электроэнергетика | 187,9 | ||
| топливная | 228,4 | ||
| в том числе: | |||
| нефтедобывающая | 248,7 | ||
| газовая | 458,5 | ||
| угольная | 161,3 | ||
| черная металлургия | 129,2 | ||
| химическая | 108,3 | ||
| машиностроение | 85,3 | ||
| легкая | |||
| пищевая | |||
| Сельское хозяйство | |||
| Строительство | 142,7 |
О социальном расслоении общества свидетельствуют данные табл. 6.4.
Таблица 6.4.
Соотношение размеров средней заработной платы 10% наиболее оплачиваемых и 10% наименее оплачиваемых работников
| Отрасли | Апрель 1995 г. | Март 1996 г. | Октябрь 1998 г. |
| Промышленность | 20,6 | 20,9 | 17,9 |
| Из нее: | |||
| электроэнергетика | 9,6 | 8,6 | 7,9 |
| топливная | 15,2 | 15,1 | 14,3 |
| металлургическая | 11,6 | 10,5 | 11,2 |
| химическая и нефтехимическая | 12,4 | 10,9 | 10,0 |
| машиностроение и металлообработка | 16,4 | 15,8 | 14,0 |
| лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная | 18,0 | 16,8 | 14,2 |
| строительных материалов | 11,5 | 12,7 | 11,1 |
| легкая | 15,8 | 14,8 | 15,5 |
| пищевая | 16,3 | 14,0 | 15,0 |
| Сельское хозяйство | 23,8 | 21,0 | 24,4 |
| Строительство | 24,7 | 25,1 | 22,2 |
| Транспорт | 13,3 | 12,1 | 13,1 |
| Связь | 14,2 | 15,2 | 16,9 |
| Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 14,7 | 13,9 | 13,4 |
| Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 13,4 | 13,0 | 13,3 |
| Образование | 13,0 | 14,6 | 14,2 |
| Культура и искусство | 16,2 | 17,2 | 19,4 |
| Наука и научное обслуживание | 16,8 | 15,5 | 19,5 |
| Банковская деятельность | 20,3 | 26,3 | 29,5 |
Наибольшая дифференциация заработной платы возникла между работниками предприятий и их руководителями — директорами. В ряде случаев разница в уровнях оплаты составила 30-40 раз, а в среднем разрыв достиг 10—15 раз. В июне 1999 г. соотношение заработной платы крайних 10%-ных групп работников составило 23,5 раза; при этом в строительстве этот разрыв достигает 26 раз, в сельском хозяйстве — 20 раз, в промышленности — 24 раза, на транспорте — 12,5 раза
Складывающаяся ситуация несет в себе большой разрушительный потенциал, нарастают противоречия и социальная напряженность внутри производственных коллективов. Негативные последствия усиливаются там, где дифференциация в оплате не имеет прямого отношения к различиям в эффективности труда и производства.
Показателем кризиса в оплате труда, проявившимся в последние годы, следует считать масштабы невыплат заработной платы. В ходе проведенных Институтом труда социологических опросов выявлено, что 77,8% опрошенных рабочих и служащих отмечали неоднократные задержки заработной платы на их предприятиях (в учреждениях), а 74% опрошенных высказали мнение, что неплатежи заработной платы, которые периодически усиливаются, являются решающим фактором социальной нестабильности, ибо существенно влияют на стабильность доходов семей рабочих и служащих.
В начале 1999 г. задолженность по выплате заработной платы составила 77 млрд руб. и по сравнению с началом 1998 г. увеличилась в 1,45 раза.
Неплатежи заработной платы влияли на снижение значимости заработной платы в доходах населения и повышение значимости других источников доходов. В то же время обследования, проведенные Институтом труда, показывают, что в среднем 60% опрошенных работающих по найму не имеют других источников доходов, кроме заработной платы. Среди 40% опрошенных, имеющих другие источники, на первом месте стоят доходы отличного подсобного хозяйства (14%); на втором месте — пенсии, пособия, дотации и компенсации (13%), около 10% опрошенных указали, что они вынуждены систематически обращаться за материальной помощью к родственникам; около 10% имеют дополнительный трудовой доход (эпизодические заработки, постоянная работа по совместительству и т.п.).
Заработная плата, по последним расчетам, в общей структуре доходов населения составляет всего лишь 41,4%. Между тем еще в 1990 г. ее удельный вес составлял 74,1%, в 1993 г. — 58, в 1995 г. — 39,3%. Как указывалось, основная масса населения имеет заработную плату в качестве единственного источника доходов. Сужение доли заработной платы в доходах — свидетельство роста социального расслоения общества.
Можно говорить еще о двух негативных проявлениях складывающейся ситуации.
Во-первых, резкое падение доли оплаты труда в совокупных доходах населения неизбежно приводит к снижению мотивационного потенциала оплаты труда.
Во-вторых, доходы от предпринимательской деятельности и собственности получает довольно ограниченный контингент населения. Это, в свою очередь, способствует дальнейшему росту дифференциации доходов отдельных групп населения.
Отмеченные негативные процессы организации и регулирования заработной платы как основного источника формирования доходов населения явились результатом ошибочных представлений о стратегии и тактике ее реформирования и регулирования. В начале экономической реформы предполагалось, что государство не должно вмешиваться в этот процесс. Это заблуждение — часть общей концепции перехода к рынку на основе саморегулирования всех экономических процессов и максимального отстранения государства от управления этими процессами. В результате основные вопросы регулирования заработной платы переданы предприятиям и организациям.
Падение реальной заработной платы, ее излишняя дифференциация — следствие претворения этой ошибочной концепции перехода к рынку. Следовательно, программа действий по выходу из сложившегося положения должна быть направлена на восстановление заработной платы как реальной, эффективно действующей экономической категории рыночной экономики, восстановление ее основных функций — воспроизводственной, стимулирующей и регулирующей.
Первая задача состоит в повышении реальной заработной платы до стоимости рабочей силы. При этом следует исходить из положений Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Статья 23 (п. 3) Декларации предусматривает, что «каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения».
Статья 25 Декларации провозглашает: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам».
Задачу сближения минимальной заработной платы с прожиточным минимумом, а затем с минимальным потребительским бюджетом возможно решить только на основе выхода из социально-экономического кризиса и повышения эффективности производства. Это, в свою очередь, потребует существенной корректировки тактики и стратегии дальнейшего проведения экономической реформы, определения основных направлений развития экономики, формирования необходимых источников доходов бюджета и хозяйствующих субъектов в реальном секторе экономики.
Устранение неоправданно большой дифференциации в оплате труда по категориям работников, отраслям и территориям — второй шаг на пути преодоления негативных явлений в организации заработной платы и восстановления ее стимулирующей функции. Эта задача может быть решена путем установления и поддержания рациональных пропорций в соотношении оплаты простого и сложного труда, труда, требующего от работников различного уровня квалификации.
В связи с этим возникает вопрос о роли и месте тарифной системы в оплате наемного труда. В рыночной экономике система соотношений в ставках и окладах в зависимости от сложности, условий и значимости сфер приложения труда является неотъемлемой частью всей системы организации заработной платы.
Наконец, существенную роль в повышении стимулирующей роли заработной платы призвано сыграть рациональное применение форм и систем заработной платы, поощрительных выплат за высокие индивидуальные и коллективные результаты труда (см. гл. 19).
Реализация названных подходов к совершенствованию практики оплаты труда предполагает приведение в действие механизма регулирования заработной платы (доходов трудящихся) на основе сочетания государственного и коллективно-договорного регулирования процессов формирования и дифференциации заработной платы рабочих и служащих (см. гл. 11).
Выводы
1. Заработная плата как категория рыночной экономики представляет собой стоимость (цену) рабочей силы, т.е. стоимостное выражение объективно требуемого объема жизненных средств для воспроизводства рабочей силы и эффективного функционирования производства Развитие рыночных отношений предопределяет реальное существование этих средств только в стоимостной форме, как средств, объективно определяющих стоимость потребленной рабочей силы в издержках производства.
2. Цена рабочей силы, выступающая в форме заработной платы, может отклоняться от стоимости — затрат на воспроизводство рабочей силы — под влиянием экономической конъюнктуры на рынке труда, спроса и предложения конкретных видов рабочей силы, отличающихся своим профессионально-квалификационным уровнем. Заработная плата призвана выполнять в рыночной экономике воспроизводственную, стимулирующую и регулирующую функции.
3. Заработная плата тесно связана с ценами на потребительские товары и услуги. Чем они выше, тем ниже при том же абсолютном уровне оплаты ее реальное содержание, снижение уровня цен и тарифов на услуги обеспечивает рост реального содержания заработной платы. Следовательно, меры политики заработной платы и доходов граждан призваны учитывать уровень и динамику цен на потребительские товары и услуги.
4. Реформирование организации заработной платы при переходе к рыночным отношениям на основе величины стоимости (цены) рабочей силы не означает отказа от обеспечения связи размеров оплаты с количественными и качественными затратами и результатами труда.
5. Понимание экономической природы заработной платы как стоимости (цены) рабочей силы предполагает, что ее уровень должен быть ориентирован на соответствие прожиточному минимуму и потреблению на уровне минимального потребительского бюджета.
6. Реформирование заработной платы в России в процессе перехода к рыночной экономике, методы преобразований в сфере оплаты труда привели к возникновению проблем, решение которых следует признать крайне необходимым. Среди них — падение реальной заработной платы, перекосы в оплате труда по отдельным отраслям экономики и промышленности, а также по профессионально-квалификационным группам работников, систематические задержки выплаты начисленной заработной платы, снижение значимости заработной платы в доходах населения.
7. Негативные моменты в организации и регулировании заработной платы как основного источника формирования доходов населения — результат ошибочных представлений о том, что государство не должно вмешиваться в этот процесс. В этой связи весьма актуальной в политике оплаты труда и доходов населения является необходимость рационального сочетания государственного и коллективно-договорного их регулирования посредством построения и применения тарифной системы оплаты труда, использования форм и систем оплаты труда и поощрительных выплат за высокие количественные и качественные результаты труда.