№
| Цель
| Структурные компоненты
|
I. Общеучебные умения учащихся.
|
| Выявить, какие методы и приемы используют учителя на уроках по формированию общих учебных умений
| Владение техникой чтения, выделение главной мысли и логических частей текста, понимание текста (умение формулировать задание, правило)
|
- Читать;
- писать 4
- слушать
|
|
II. Интеллектуальные умения учащихся
|
| Какие методы и приемы используют учителя при формировании умений анализировать, выделять главное
| - Выделение предмета мысли.
- Разделение информации на логические части и сравнение их.
- Сортировка материала (отделение главного от второстепенного; нахождение ключевых слов и понятий; группировка материала, вывод о главной мысли).
- Знаковое оформление (подбор заголовка, составление плана, схемы, опорного конспекта, модели, алгоритма)
|
Сравнение
| - Определение объектов сравнения.
- Выделение основных признаков.
- Соотнесение, сопоставление, противопоставление.
- Установление сходства и отличия.
- Знаковое оформление результатов сравнения (в виде сравнительной характеристики, плана, схемы, модели)
|
Обобщение
| - Первичные выводы.
- Переформулирование, перекодирование.
- Знаковое оформление результатов обобщения (в виде вывода, тенденции, теории, формулы, схемы, модели)
|
Конкретизация
| - Переход от общей теории к частным ее применениям или восхождение от абстрактного общего к конкретному многообразию
- Знаковое оформление результатов конкретизации (в виде примеров, задач, схемы, отчета, сочинения и др.)
|
Доказательство
| - Определение тезиса.
- Выбор способа доказательства.
- Подбор необходимых и достаточных документов.
- Формулировка выводов.
- Установление причинно-следственных связей.
- Знаковое оформление результатов (в виде рассуждений, алгоритма, схемы, модели)
|
Определение и объяснение понятий
| - Нахождение родовых и видовых признаков.
- Указание, пояснение, описание, характеристика.
- Знаковое оформление результатов (в виде логического определения, понятийного диктанта, дидактической игры и др.)
|