| № | Цель | Структурные компоненты |
| I. Общеучебные умения учащихся. | ||
| Выявить, какие методы и приемы используют учителя на уроках по формированию общих учебных умений | Владение техникой чтения, выделение главной мысли и логических частей текста, понимание текста (умение формулировать задание, правило) | |
| - Читать; - писать 4 - слушать | ||
| II. Интеллектуальные умения учащихся | ||
| Какие методы и приемы используют учителя при формировании умений анализировать, выделять главное | - Выделение предмета мысли. - Разделение информации на логические части и сравнение их. - Сортировка материала (отделение главного от второстепенного; нахождение ключевых слов и понятий; группировка материала, вывод о главной мысли). - Знаковое оформление (подбор заголовка, составление плана, схемы, опорного конспекта, модели, алгоритма) | |
| Сравнение | - Определение объектов сравнения. - Выделение основных признаков. - Соотнесение, сопоставление, противопоставление. - Установление сходства и отличия. - Знаковое оформление результатов сравнения (в виде сравнительной характеристики, плана, схемы, модели) | |
| Обобщение | - Первичные выводы. - Переформулирование, перекодирование. - Знаковое оформление результатов обобщения (в виде вывода, тенденции, теории, формулы, схемы, модели) | |
| Конкретизация | - Переход от общей теории к частным ее применениям или восхождение от абстрактного общего к конкретному многообразию - Знаковое оформление результатов конкретизации (в виде примеров, задач, схемы, отчета, сочинения и др.) | |
| Доказательство | - Определение тезиса. - Выбор способа доказательства. - Подбор необходимых и достаточных документов. - Формулировка выводов. - Установление причинно-следственных связей. - Знаковое оформление результатов (в виде рассуждений, алгоритма, схемы, модели) | |
| Определение и объяснение понятий | - Нахождение родовых и видовых признаков. - Указание, пояснение, описание, характеристика. - Знаковое оформление результатов (в виде логического определения, понятийного диктанта, дидактической игры и др.) |






