Тормозная система


 


Таблица 12.1
Номинальная толщина переднего тормозного    
1ИСКЛ. мм   12,8
Минимально допустимая толщина диска, мм   II
Максимальное биение диска, мм   0,12
Минимально допустимая толщина накладки    
колодки гормозного механизма переднего коле­    
са, мм   3,0
Внутренний диаметр тормозного барабана, мм   231,6
Максимально допустимый внутренний диаметр    
тормозного барабана, мм   232,6
Минимально допустимая толщина накладки ко-    
юдки тормозного механизма заднего колеса, мм   1,5
Диаметр поршня главного тормозного цилинд­    
ра, мм   25,1-24,72
Диаметр малого поршня суппорта тормозного    
механизма переднего колеса, мм   23,6-23.2
Диаметр большого поршня суппорта тормозно­    
го механизма переднего колеса, мм   33,94-33,88
Диаметр поршня рабочего тормозного цилинд­    
ра заднего колеса, мм   22,5-22.479
Рабочая жидкость гидропривода Тормозная жидкость
    класса DOT 4
Обьем рабочей жидкости, л   0,55

Таблица 12.2 Моменты затяжки резьбовых соединений в тормозной системе

Наименование деталей Момент затяжки, Н м (кгс-м)
Ватты крещения суппорта к поворот­ному рычагу Болты крепления ступицы переднего колеса к тормозному диску Гайки колес Болты крепления тормозного щита к каргеру заднего моста Болты крепления рабочего цилиндра к тормозному щиту 70-80 (7-8) 20-25 (2-2,5) 60-80 (6-8) 55-65 (5,5-6,5) 8-10 (0,8-1)

Для остальных резьбовых соединений ориентировочная величина моментов затяжки Н м (кгс м) следующая:

ит из двух независимых контуров: малого и большого. Малый контур приводит в действие большие поршни (расположены в верхней части суппорта) рабочих цилинд­ров передних колес. Большой кон­тур приводит в дейст вие малые пор

Таблица 12.3

Мб - 6- 8 (0,6-0,8) М12 - 55-60 (5,5-6,0)
М8 14-17 (1,4-1,7) М14 - 80-90 (8,0-9,0)
М10 - 30-35 (3,0-3,5) М16 - 120-140 (12,0-14,0)

К JQ ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

01 СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ
Основный данные ддя контроля, регулировки и обслуживания

На автомобиле установлены две тормозные системы — рабочая и стояночная Гидравлический привод рабочей тормозной системы состо­шни (расположены в нижней части суппорта) рабочих цилиндров не редиих колес и поршни рабочих цилиндров задних колес. При на рушении в работе одного кожура автомобиль «агормаживасгся кто рым контуром, хотя и с увеличени­ем хода педали тормоза и тормоз ною пути. Рабочая тормозная сис­тема состоит из педального узла, вакуумного усилителя, главного тормозного цилиндра, бачка гид­ропривода тормозов, сигнального устройства, трубопроводов, тор­мозных механизмов передних и задних колес с рабочими цилинд­рами и регулятора давления задних тормозов.

Медаль тормоза установлена на кронштейне в салоне автомобиля и снабжена возвратной пружиной. Над педалью расположен выклю­чатель сигналов торможения, цлок которого при правильной pery. m * ровкс должен касаться упора пела- ли. При нажатии педали тормоза контакты выключателя замыкают­ся и загораются лампы сигналов торможения в задних фонарях

Вакуумный усилитель, установ­ленный на перегородке моторного отсека, служит для снижения уси­лия на педали тормоза за счет раз режения во впускном трубопрово­де при работающем двигателе.

Главный торможой цилиндр уста­новлен на двух шпильках, вверну­тых в корпус вакуумного усилите­ля, и крепится к нему гайками. В цилиндр ввернуты штуцеры тор­мозных трубок гидропривода.

На главном тормозном цилинд­ре закреплен бачок, из которого тормозная жидкость подводится к главному тормозному цилиндру. На бачке выполнены метки макси­мального и минимального уровней жидкости.

Сигнальное устройсшо у ст. i нов лено в моторном отсеке на левом брызговике и предназначено для выдачи информации водителю о падении давления в одном из ком- туров тормозной системы При этом в комбинации приборов крас* ным светом загорается конт­рольная лампа.

Тормозной механизм переднего колеса — дисковый, состоит и i чу гуиного тормозного диска, суп-


порта с четырьмя рабочими цитин- ЦММИ н двух тормозных ко.тидок Тормозной диск вменяют при из­носе его рабочей поверхности до голшнны менее IJ мм. Поршни ра­бочих цишндров малого и боль­шого когуров - невзаммозаменя- емые. Минимально допустимая го хина мак ачкч колодки тор­мозного механизма переднего ко­леса 3 мм. Тормозной механизм зад­него колеса — барабанный и состо­ит из тормозного барабана, рабо­чего цилиндра, двух тормозных колодок со стяжными пружинами и распорного рычага привода сто­яночного тормоза. Тормозной ба­рабан — чугунный. Наибольший допустимый внутренний диаметр барабана при износе или после ра­сточки — 232,6 мм.

Рабочий цилиндр — двухпорш- невой с механизмом автоматичес­кой реп жировки зазора между ба­рабаном и колодками. Основным элементом механизма автомати­ческой регулировки зазора явля­ются два упругих стальных разрез­ных кольца. установленных на поршнях в рабочем цилиндре с осевым зазором. Упорные кольца установлены в цилиндре с натя­гом. обеспечивающим усилие сдвига по зеркалу цилиндра, пре­вышающее усилие от стяжных пру­жин тормозных колодок. По мере износа нактадок тормозных коло­док поршни при торможении пе­ремешают кольца в цилиндре, бла­годаря чем> поддерживается по­стоянный зазор между барабаном и колодками.

Для снижения тормозного уси­лия на задней оси в гидропривод тормозных механизмов задних ко­лес включен регулятор давления. Он предотвращает занос автомо­биля при торможении, ограничи- ная давление в рабочих цилиндрах, в зависимости от положения зад­ней части кузова относительно балки заднего моста.

Тормозной механизм переднего колеса: 1 — направляющий шплинт; 2 — тормозная колодка; 3,7 — штуцеры прокат большого контура тормозной системы; 4 — шланг тормозного механизма передне­го колеса, 5 — штуцер прокачки малого контура тормозной систем* 6 — суппорт; 8 — тормозной диск; 9 — защитный кожух

Тормозной механизм заднего колеса:
1 — трос приводастояночного тормоза; 2 — распорный рычагстояночноготормоза; 3 — тормознаяколодка; 4 —регулировочный винт (эксцентрик);5 -рабочий цилиндр;6 — верхняястяжная пружина; 7 — распорнаяпланка; 8 -прижимная пружина; 9 —нижняя стяжная пружина

Привел стояночной тормозной системы — механический, тросо­вый, на тормозные механизмы зад­них колес. Он состоит из рычага стояночного тормоза, тяги, урав­нителя промежуточного рычага, лвул шнич тросов и распорного рычага стояночного тормоза. При перемещении рычага стояночного тормоза в верхнее положение рас­порные рычаги, установленные на колодках поворачиваются и воз-



Схема тормозной системы автомобиля:

1 - тормозной механизм переднего колеса; 2 — шланг малого контура тормозного механизма г*еэеднего колеса, 3 шгам большого контура тормозного механизма переднего колеса; 4 — главный тормозной цилиндр; 5 — вакуумный усилитель; б-выключатель сигналов торможения; 7 — педаль тормоза; 8 —промежуточный рычаг. 9 уревни епь 10 —г. v,-poi я гайка, 11—наконечник; 12 —тяга; 13 —трос привода; 14 —выключатель контрольной пампы включениястояноччо; о тормоза; 15-рычаг стояночного тормоза; 16— регулятор давления, 17 — тормозной механизм за*, vro колес 18 - лэ- % а

торможения; 19 — задний тормозной шланг; 20 — тройник; 21 — кронштейн подвес-и троса. 22 -»;омт(г

млючения стояночного тормоза и сигнализатора разности давлений в контурах 23 выклю* лгепь контр л и мп. сигнализатора разности давлений в контурах


 


действуют на распорные планки. Колодки тормозных механизмов задних колес раздвигаются и фик­сируют от вращения барабаны.

В процессе эксплуатации сто­яночная тормозная система требу­ет периодической регулировки. Это связано с износом накладок колодок и вытягиванием тросов привода.

es3 тормозная

система - проверка технического состояния

Состояние тормозной системы проверяем согласно периодичнос­ти технического обслуживания (см. с. 21, «Периодическое техническое обслуживание»).

Для выполнения работы потребу­ется помощник, а также штанген­циркуль и резиновая груша.

Последовательность выполнения

1. Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду (см.

с. 21, «Подготовка автомобиля к ТО и ремонту»).

2. Проверяем уровень жидкости в бачке главного тормозного ци­линдра, который должен находить­ся между метками MIN и МАХ, нанесенными на стенке бачка.

Внимание!

Понижение уровня жидкости в бачке при герметичной си­стеме гидропривода тормо­зов свидетельствует об из­носе тормозных колодок.

Для пополнения бачка тормоз­ной жидкостью, отвернув, снима­ем крышку и доливаем жидкость до метки МАХ. После чего заворачи­ваем крышку бачка.

Внимание!

Тормозная жидкость при по­падании на лакокрасочное покрытие кузова, пластмас­совые детали и провода мо­жет вызвать их поврежде­ние. Следует немедленно удалить жидкость ветошью,

а при попадании на откры­тые участки тела — смыть следы жидкости водой.

3. Проверять состояние гидро­привода тормозов следует с помощ­ником, который должен энергично нажать педаль тормоза 3—4 раза и удерживать ее во время проверки нажатой, тем самым создав давле­ние в системе. При обнаружении негерметичности соединений под­тягиваем их крепежные элементы.

На поверхности тормозных шлан­гов не должны образовываться взду­тия. Если они есть, заменяем шланг. Шланги, независимо от их состояния, рекомендуется заме­нять после пяти лет эксплуатации автомобиля, т. к шланг, вследствие старения резины, может при тор можении лопнуть Тормозные трубки не должны иметь вмятин или трещин

4. Проверяем наличие защит­ных колпачков на штуцерах про­качки гидропривода тормозов


Если толщина рабочей поверхно­сти диска стала меньше I ] мм — его необходимо заменить (см. с. 168, «Тормозной диск — замена»).

6. Проверяем состояние тормоз­ных механизмов задних колес.

Сняв тормозной барабан (см. с. 164, «Колодки тормозных меха­низмов задних колес — замена»), измеряем толщину фрикционной накладки тормозной колодки.


Внимание!

Нельзя нажимать педаль тор­моза при снятом тормозном барабане, так как это приве­дет к выдавливанию поршней из рабочего цилиндра.

Оцениваем состояние рабочего цилиндра. Подтекание тормозной жидкости из-под защитных пыль­ников цилиндра не допускается.

7. Проверяем работоспособ­ность вакуумного усилителя.

Признаком неисправности рабо­ты вакуумного усилителя тормозов является увеличение усилия на пе- дати при торможении по сравне­нию с обычным. При выключен­ном двигателе нажимаем 4-6 раз педать тормоза. Удерживая педаль, запускаем двигатель. При исправ­ном вакуумном усилителе педаль должна слегка переместиться впе­ред.

В противном случае проверяем герметичность соединений:

— обратного клапана с вакуум­ным усилителем и шлангом подво­да разрежения:

— шланга подвода разрежения с впускным трубопроводом.

5. Проверяем состояние тормоз- ны\ механизмов передних колес. Ддя лого снимаем колесо (см. с 150, Колесо замена*), визу­ально оцениваем и при необходи­мости измеряем толшину фрикци­онных нактадок тормозных коло- док. При толщине накладки менее 3 мм заменяем колодки тормозных механизмов правого и левото Kaiec (см с. 163. * Колодки тормозных механизмов передних колес — за­мена»). Оцениваем состояние тор­мозного лиска Если на рабочей поверхности диска образовались глубокие борозды или трещины, его необходимо заменить (см. с. 168. «Тормозной диск — заме­на»). Для более тщательного осмот­ра внутренней рабочей поверхнос­ти диска рекомендуется снять суп­порт 1.1K как тормозные колодки прилегают к диску не по всей его поверхности, то у внешней кромки диска образуется буртик. При из­мерении толщины тормозного дис­ка это необходимо учитывать. Штангенциркулем или микромет­ром измеряем толщину тормозно­го диска

Проверяем работу обратного клапана; при его неисправности разряжение в вакуумной полости усилителя не создается. Отсоеди­нив шланг от обратного клапана, вынимаем его из резинового уплотнителя усилителя.

Вводим в отверстие штуцера боль- шею диаметра резиновую грушу и сжимаем ее. Если фуша останется в сжатом состоя ни и, клапан испра­вен. В противном случае обратный клапан заменяем.


8. Проверяем работу стояноч­ной тормозной системы. Если сто- я ночная тормозная система не удер­живает автомобиль на уклоне 25 % при перемещении рычага привода на 4-6 зубьев храпового устройства, то регулируем ход рычага привода стояночного тормоза (см. с. 171, «Стояночный тормоз - регулиров­ка»).

12.4

ГИДРОПРИВОД ТОРМОЗОВ - ПРОКАЧКА И ЗАМЕНА ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ

Тормозную жидкость заменяем согласно периодичности техничес­кого обслуживания (см. с. 23, «Пе­риодическое техническое обслу­живание»). Гидропривод тормозов прокачиваем для удаления из него воздуха и при замене тормозной жидкости. При разгерметизации одного из контуров достаточно прокачать только этот контур, а не весь гидропривод. Очередность прокачки контуров гидропривода тормозов следующая: матый кон­тур (верхние большие цилиндры суппортов), а затем большой кон­тур (нижние малые цилиндры суп­портов и цилиндры задних тормоз­ных механизмов). Прокачку кон­тура начинаем с тормозного меха­низма, наиболее удаленного от главного тормозного цилиндра.

Для выполнения работы потребу­ется помощник, а также специаль­ный ключ на 12 мм для тормозных трубок, прозрачная виниловая трубка подходящего диаметра, ем­кость для слива тормозной жидко­сти и свежая тормозная жидкость (см. с. 159, «Справочные данные»).

Последовательность выполнения

При гол шине накладки менее 1,5 мм. *аменяем колодки обоих одних тормозных механизмов. Осматриваем рабочую поверх­ность тормозного барабана. При сильном наносе поверхности и уве­личении ее внутреннего диаметра ло 232.6 мм — барабан вменяем.

1. Вывешиваем переднюю часть автомобиля на подставках (см.


с 21, «Подготовка автомобиля к ТО и ремонту»).

2. Снимаем передние колеса (см. с. 150, «Колесо — замена») и сни- uiCM со штуиерои прокачки защит­ные резиновые колпачки.

3. Снимаем крышку бачка гид­ропривода тормозов и при недо- -теточном уровне доливаем в бачок тормозную жидкость до метки МАХ.

4. Надеваем на штуцер прокач­ки малого контура суппорта рези­новый шланг и погружаем его сво­бодный конец в емкость, частично наполненную тормозной жидко­стью. Жидкость наливаем в емкость 11Я того, чтобы во время прокачки были видны пузырьки воздуха, вы­ходящего из резинового шланга. При использовании прозрачного шланга нет необходимости пред­варительно наполнять емкость тор­мозной жидкостью, так как движе­ние пузырьков воздуха в шланге можно оценить визуально.

5. Помощник нажимает 3-5 раз педаль тормоза и удерживает ее нажатой.

5. Плоскогубцами распрямляем шплинты...
13. Устанавливаем ранее снятые передние колеса и снимаем авто­мобиль с подставок. 14. Гидропривод тормозных ме­ханизмов задних колес прокачива­ется аналогично переднему, но без снятия колес. 15. Проверив уровень жидкости, закрываем крышку бачка. 16. Для замены тормозной жид­кости резиновой грушей отбираем из бачка отработанную тормозную жидкость и заливаем свежую. Про­качиваем передний и задний кон­туры гидропривода до выхода из штуцеров рабочих цилиндров све­жей (более светлой и прозрачной) тормозной жидкости.
...и вынимаем их из направляю­щих.

12.5
КОЛОДКИ ТОРМОЗНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС - ЗАМЕНА Периодически проверяйте со­стояние накладок тормозных ко-

6. Ключом на 8 мм отворачиваем на 3/4 оборота штуцер прокачки.


При этом педаль начинает пере­мешаться, вытесняя тормозную жидкость через шланг.

7. После того как педаль пере­местилась до упора, заворачиваем штуиер. а затем помощник отпус­кает педаль.

Внимание!

При прокачке гидропривода тормозов необходимо пери­ одически проверять уровень жидкости в бачке и при не­ обходимости доливать ее.

8. Повторяем операции по про­качке до тех пор. пока в выходящей из шланга тормозной жидкости не исчезнут пузырьки воздуха.

10. Аналогичные действия про­водим с противоположной сторо­ны автомобиля. 11. Прокачивание большого контура гидропривода тормозов начинаем с тормозных механизмов задних колес, не снимая их и вы­полняем действия, описанные выше.
лодок (см. с. 161, «Тормозная сис­тема — проверка технического со­стояния») и заменяйте их, не до­пуская износа накладок до толщи­ны менее 3 мм. Внимание! Колодки заменяем комплек­том с обеих сторон автомо­биля. Работа показана на тормозном механизме правого колеса. Снятие 1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см. с. 21, «Подготовка автомобиля к ТО и ре­монту»). 2. Снимаем переднее колесо (см. с. 150, «Колесо — замена»). 3. Ветошью очищаем от грязи тормозной механизм. 4. Раздвижными пассатижами или другим подходящим инстру­ментом через колодку поочередно утапливаем поршни в цилиндры.
12. Прокачиваем гидропривод тормозных механизмов передних колес, поочередно подсоединяя шланг к соответствующим штуце­рам прокачки большого контура.

9. Снимаем шланг и надеваем на штуцер прокачки защитный колпачок.


Внимание!

Нельзя нажимать педаль тормоза при снятых колод­ках, это приведет к выдав­ливанию поршней из рабо­чих цилиндров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: