Орфоэпические нормы литературного языка

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

По дисциплине «Проблемы языковой экологии»

Языковая экология как направление современной лингвистики.

Нормированность литературного языка.

Отступление от языковых норм как один их факторов нарушения лингвоэкологического баланса

Основные понятия: языковая экология, литературный язык, диалект, просторечие, норма, виды норм, вариант нормы, нормативные словари. Коммуникативные качества речи; точность речи; правильность речи; ошибка и коммуникативная неудача. (Раскрыть смысл основных понятий – дать определения)

Контрольные вопросы и задания

1. Укажите причины появления проблемы защиты языка в современном мире.

2. Языковая экология как наука: объект исследования, понятийно-терминологический аппарат.

3. Противопоставьте понятия «язык» и «речь».

4. Охарактеризуйте структуру национального языка и определите в ней место литературного языка.

5. Определите понятие «норма литературного языка».

6. Назовите виды и типы норм.

7. Перечислите известные вам нормативные словари.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Орфоэпические нормы литературного языка

Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах:

Авизо, алкоголь, алфавит, апостроф, аристократия, асимметрия, в аэропортах, баловать, балованный, басов…й, бирманский, благовест, бочков…й, брала, большинство, врало, бряцание, верба, вероисповедание, вечеря, взвилась, взяла, визов…й, включат, возбуждено дело, воры, воткнутый, газопровод, генезис, гражданство, граффити, гротесковый, диоптрия, диспансер, добела, добыча, догмат, договор, договорн…й, дозвонишься, донельзя, досуг, дочерна, дремота, духовник, еретик, жалюзи, завидно, задал, задала, задана, задолго, закупорить, звала, звонят, зубчатый, изобретение, иконопись, искони, искра, исподволь, исчерпал, исчерпав, каталог, каучук, кашлянуть, квартал, она клала, коклюш, он косится, кралась, крамола, крапива, красивее, кремень, он кренится, кухонный, маневры, мастерски, мастерское исполнение, медикаменты, минусовая температура, мусоропровод, мышление, наверх, надвое, надолго, начал, начала, начался, начавший, намерение, некролог, нефтепровод, нормировать, нормированный, обеспечение, облегчить, обменены, ободрить, обострить, ожили, озлобленный, окружит, опека, опершийся, оптовый, оседлость, осетр, осетра, осведомиться, отзыв о работе, откупорить, оценены, пахота, паралич, пепелище, перезвонит, несколько петель, петелька, пломбировать, пломбированный, подбодрить, поднял, подняла, позвонит, понял, поняла, поняв, похороны, похорон, переносн…й, на похоронах, вы правы, не правы, премировать, прибывший, приговор, призывн…й, приданое, принял, приняла, приняв, приобретение, проспала, простыня, несколько простыней, путепровод, разогнутый, ракушка, распределит, роженица, саван, сваты, свекла, силос, сироты (мн. ч.), склады (хранилища), сморит, созыв, сомкнутый, сорит, по средам, средства, статуя, в стенах университета, столяр, обе стороны, страховщик, стыдоба, танцовщик, танцовщица, термин, терпящий, торты, туфлям, убранство, уведомить, убыло, убывший, углубить, украинский, умерший, упрочение, факсимиле, факсимильный, фетиш, филантропия, хлопков…й, ходатайство, ходатай, христианин, целы, цемент, центнер, цыган, черпать, два шага, шелковица, щавель, щемит (сердце), эксперт, экспертный, языковая колбаса, языковая система, языков…й вуз, яслей.

Задание 2. Какой звук: [е] или [о] – произносится под ударением в приведенных ниже словах? Проверьте произношение по «Орфоэпическому словарю русского языка».

Афера, блеклый, гравер, желоб, жернов, жердочка, желчь, желчный, шлем, шерстка, заем, гренадер, блестки, береста, браконьер, бревенчатый, завороженный, маневр, маневренный, новорожденный, опека, оседлость, недоуменный, несвоевременный, никчемный, осужденный, оцененный, повлекший, подвезенный, произведенный, приближенный, произнесенный, платежный, приведший, принесший, привезший, истекший, разделенный, разморенный, совершенный, решетчатый, сложенный, острие, бытие и сознание, бытие (жизнь, существование), падеж (скота), падеж (в грамматике), унесший.

Задание 3. От данных глаголов при помощи суффиксов -ыва-, -ива- образуйте другие и запишите, подчеркнув корневые гласные и расставив ударение.

Заработать – зарабатывать, освоить, удостоить, усвоить, удвоить, затронуть, оспорить, освоить, одолжить.

Обусловить – обусловливать, опорочить, подытожить, сосредоточить, узаконить, уполномочить, упрочить, отсрочить.

Задание 4. Распределите слова по двум группам: а) слова, в которых произношение совпадает с написанием; б) слова, в произношении которых могут быть допущены ошибки.

Асфальт, астматик, дерматин, прачечная, пустячный, сердечный, интриганка, компрометировать, бадминтон, яичница, грести, конечно, дикобраз, дуршлаг, инцидент, квартплата, противень, коридор, крыжовник, почерк, праздничный, макулатура, лаборатория, пельмени, почтамт, пуловер, пиджак, сандалии, трамвай, троллейбус, уплачено, приплаченный.

Задание 5. Составьте словосочетания с приведенными словами в их разных значениях, зависящих от ударения.

Атлас, видение, кирка, хаос, ледник, характерный, острота, отзыв, рожки, рондо.

Задание 6. Прочитайте текст.

Закупоренные окна и закрытые жалюзи создавали мрачноватую атмосферу, однако опытн(ый, ая) менеджер Ирина Ильинична, избалованн(ый, ая) судьбой, не унывала. Наслаждаясь ароматом душистых ирисов, она начала листать украинский каталог кухонной мебели за прошлый квартал в надежде заключить новые договор(ы, а) на оптовые поставки готовой продукции, а также комплектующих для городских мусоропроводов. Мельком взглянув в окно, она надкусила бутерброд с языковой колбасой и приступила к поглощению салата из вареной свеклы.

Грамматические нормы

Задание 1. Исправьте предложения, объясните ошибки в употреблении числа имен существительных.

1. Трудно найти общий язык с людьми, принадлежащими к различным социальным средам. 2. Неправильные выражения нередко встречаются в речах детей. 3. Партизаны иногда попадали в окружения, но смело вырывались из них. 4. Нужно воспитывать у молодежи правильные отношения к явлениям окружающей действительности. 5. Передовые учителя школ района проводят систематический обмен опытами проводимой ими учебно-воспитательной работы. 6. Счёты фирмы должны регулярно проверяться. 7. На работу требуются сторожа, повары и опытные шофера. 8. Рекламные объявления: «Замена масла. Фильтра», «Распродажа: компьютеры, сканера, принтера».

Задание 2. Объясните смысловое различие между приведёнными существительными. Образуйте с ними словосочетания.

Хлебы   Ордены   Мужи   Лагери   Корпусы   Мехи   Пропуски   Тоны   Образы   Поясы Хлеба   Ордена   Мужья   Лагеря   Корпуса   Меха   Пропуска   Тона   Образа   Пояса

Задание 3. Поставьте имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.

Чулки, гольфы, носки, сапоги, апельсины, килограммы, цыгане, румыны, граммы, гусары, партизаны, осетины, монголы, гектары, помидоры, кегли, ясли, грабли, будни, сумерки, потёмки, басни, вафли, чипсы, туфли, кеды, ущелья, таджики, армяне, рельсы, цапли, оглобли, пригоршни, макароны, шпроты, консервы, джинсы, побои, полотенца, блюдца, кружевца, корытца, сакли, усадьбы, амперы, баклажаны, мандарины, западни, басни, домны, полотна, ядра, микроны.

Задание 4. Замените форму множественного числа существительных формой единственного числа.

Георгины, спазмы, тапки, туфли, кроссовки, кеды, заусенцы, плацкарты, скирды, банкноты, эполеты, щупальца.

Задание 5. Запишите словами числительные в следующих сочетаниях.

8 страницами ______________________________________________________

72 годами _________________________________________________________

на 50 километрах ___________________________________________________

60 языками ________________________________________________________

с 300 рублей _______________________________________________________

не с 1000 рублей ____________________________________________________

с 1027 рублями _____________________________________________________

с 672 рублями ______________________________________________________

массой в 1548 тонн _________________________________________________

в 1968 году ________________________________________________________

по 25 рублей _______________________________________________________

по 6 окон __________________________________________________________

по 10 раз __________________________________________________________

35,5 (процент) ______________________________________________________

12,6 (километр) ____________________________________________________

104 (сутки) ________________________________________________________

22 (ножницы) ______________________________________________________

33 (сани) __________________________________________________________

к 379 + 894 ________________________________________________________

из 2748 – 981 ______________________________________________________

к 2009 году ________________________________________________________

о 2012 годе ________________________________________________________

в 2000 году ________________________________________________________

Задание 6. Просклоняйте сочетания.

полторы тысячи рублей полтораста километров
   
   
   
   
   

Задание 7. Запишите словами и просклоняйте следующие числа.

     
     
     
     
     
     

Задание 8. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки

1. Двое суток нам пришлось провести в аэропорту. 2. Семеро козлят стали предметом гастрономического интереса одного голодного волка. 3. Четверо подруг сидели за столиком в кафе и весело смеялись. 4. Нас было двое, а их – четверо. 5. В лесу охотник едва отбился от троих матёрых волков. 6. У обоих часов сломана секундная стрелка. 7. Оставшуюся полсотню километров участники гонки преодолели с большим трудом. 8. Трое неизвестных неожиданно появились перед нами. 9. Проект будет готов к двадцать шестому сентябрю. 10. Озеро находится в полуторах километрах от города.

Задание 9. В конструкции заявление кому? напишите имена, отчества и фамилии.

Голуб Маргарита Геннадьевна ________________________________________

Жук Сергей Валерьянович ___________________________________________

Шевченко Анна Мануйловна _________________________________________

крыса Любовь Евгеньевна ___________________________________________

Следь Максим Никитич _____________________________________________

Попета Дмитрий Николаевич _________________________________________

Шульга Владлен Павлович ___________________________________________

Зулоян Грач Рубикович ______________________________________________

Павлиди Константин Моисеевич ______________________________________

Гвазава Валентина Ивановна _________________________________________

Гвазава Валентин Иванович __________________________________________

Шенгелая Нина Александровна _______________________________________

Гулиа Георгий Савостьянович ________________________________________

Задание 10. Определив род существительных, подберите к ним подходящие по смыслу прилагательные.

Кофе Регби Пони Метро Рагу Пенальти Фойе Кольраби Конфетти Колибри Арго Антраша Банджо Бри Динго Кабальеро Мозоль Тюль Марабу Рантье Кюре Цеце Эмбарго Салями Виски Цунами Авеню Торнадо Денди Миссисипи Онтарио Сочи Забияка Режиссер Визави Янки Инкогнито Инженю

Задание 11. Образуйте формы женского рода от следующих существительных. Дайте им стилистическую характеристику.

Балерина, бригадир, генерал, врач, профессор, лаборант, секретарь, учитель, индеец, кореец, машинист.

Задание 12. Составьте допустимые словосочетания, используя слова правого и левого столбцов.

Аллергия (на что?) внести (что?) жалоба (на кого?) заведующий (чем?) заплатить (за что?) надеть (что?) одеть (кого) оплатить (что?) отзыв (о чем?) рассказать (о чем?) рецензия (на что?) свойственный (кому?) указать (на что?) характеристика (кого?) характерный (для кого)   Амброзия магазин отдел чиновник ученик проезд квартира квартплата диссертация статья фильм событие недостатки процесс явление пальто ребенок

Задание 13. Составьте высказывания с приведёнными ниже словами.

Ручаться – гарантировать, начать – приступить, одевать – надевать, беспокоиться – тревожиться, примириться – смириться, преимущество – превосходство, вера – уверенность, расфасовать – упаковать, тормозить - препятствовать, обосновать – основать, сходный – идентичный, опираться – базироваться, поражаться – удивляться, предупреждать – предостерегать, рассердиться - рассержен, уплатить – оплатить, ценить – дорожить.

Задание 14. Подберите антонимы к выделенными словам.

Бережливый человек, высокие цены, обнаружить излишки, передовая технология, прогрессивные взгляды, праздничный день, пролог романа, состояние движения, мягкий приговор, закономерное явление, позитивное отношение, национализация промышленности, горизонтальные связи, политизация общества, конструктивный подход, интеграционные процессы.

Задание 15. Найдите и исправьте ошибки в приведенных предложениях.

1. В моей жизни это было самое памятливое событие. 2. В качестве демонстрационного материала использовались старые плакаты и фотографии. 3. Этот молодой депутат сумел сыскать доверие у горожан. 4. Пророки не могли бы доказывать существование аллаха тем знаменем, что птицы держатся в воздухе, «летают под твердью неба». 5. Голодовка поможет вашему организму вывести вредные шлаки, накопившиеся в нем из-за плохого питания. 6. Игральная компания в большом футболе началась жаркими поединками команд.

Задание 16. В приведенных предложениях отметьте стилистические недочеты. Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов (замена компонентов, расширение или сокращение состава, изменение грамматической формы слов, смешение компонентов разных фразеологизмов, уместность).

1. Выступая перед выпускниками школы, пятиклассник Алеша сказал: «Мы сегодня провожаем в последний путь наших старших товарищей». 2. Вопрос с топливом сложный и просто так забросать его шапками нельзя. 3. Хоть я и не из робкого десятка, но организовано на более широкую ногу. 4. Не нужно замыкаться в себе, давайте делиться своими больными местами. 5. Вскоре и эта пирамида рассыпалась как мыльный пузырь. 6. Вопрос гроша выеденного не стоит, а решить его не могут уже три года. 7. Успехи коллектива желают много лучшего. 8. Меня не так-то просто провести вокруг пальца.

Задание 17. Объясните значение слов-паронимов и составьте словосочетания.

Сравнять и сравнить, надевать и одевать, эффектный и эффективный, экономный и экономичный, невежа и невежда, ванна и ванная, одинарный и ординарный, апробировать и опробовать, представить и предоставить, акционерный и акционерский, планировка и планирование, абонент и абонемент, хозяйничать и хозяйствовать, адресат и адресант, парламентер и парламентарий, аффект и эффект, дипломат и дипломант, здравица и здравница, колос и колосс, летаргия и литургия, иммигрант и эмигрант, маститый и мастистый.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: