Программа исследования, как правило, включает семь этапов.
1 этап. Знакомство с проблемой исследования. Обоснование его актуальности, уровня разработанности. Определение цели, задач, объекта и предмета исследования.
Научная проблема выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. Обоснование актуальности исследования включает указание на необходимость, а также своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития педагогической теории и практики.
Решение проблемы составляет цель исследования. Цель представляет собой замысел экспериментатора, научный результат который должен быть получен в итоге его работы.
Объект — это то, на что направлен процесс познания. Объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию.
Предмет исследования — часть, отдельная сторона объекта. Это наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.
|
|
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, как правило, направлены на проверку гипотезы.
2~этап. Выбор методологии: исходной концепции, опорных теоретических положений, методов познания, единого замысла, определяющего ход и предполагаемые результаты эксперимента, исследовательского подхода. При изучении современных педагогических проблем реализуются системный, комплексный, целостный, личностный, деятельностный, сущностный и другие подходы.
3 этап. Построение гипотезы исследования.
Гипотеза исследования — это научно обо5нованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке.
4 этап. Выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования.
5_этап. Организация и проведение преобразующего эксперимента.
Такой эксперимент представляет собой научно поставленный опыт изменения педагогической действительности в точно учитываемых условиях.
6 этап. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. Формулирование выводов, создание теоретических положений. Теорией становится фактически всякая доказанная гипотеза, применимая в различных условиях (если она относится к общим, фундаментальным, а не частным вопросам).
7 этап. Выработка практических рекомендаций.