double arrow

Научно-педагогического исследования

Программа исследования, как правило, включает семь этапов.

1 этап. Знакомство с проблемой исследования. Обоснование его актуальности, уровня разработанности. Определение цели, задач, объекта и предмета исследования.

Научная проблема выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. Обо­снование актуальности исследования включает указание на необходимость, а также своевременность изучения и реше­ния проблемы для дальнейшего развития педагогической теории и практики.

Решение проблемы составляет цель исследования. Цель представляет собой замысел экспериментатора, научный результат который должен быть получен в итоге его работы.

Объект — это то, на что направлен процесс познания. Объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию.


Предмет исследования — часть, отдельная сторона объекта. Это наиболее значимые с практической или тео­ретической точки зрения свойства, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, как правило, направлены на проверку гипотезы.

2~этап. Выбор методологии: исходной концепции, опорных теоретических положений, методов познания, единого замысла, определяющего ход и предполагаемые результаты эксперимента, исследовательского подхода. При изучении современных педагогических проблем реализуются систем­ный, комплексный, целостный, личностный, деятельностный, сущностный и другие подходы.

3 этап. Построение гипотезы исследования.

Гипотеза исследования — это научно обо5нованное предположение, нуждающееся в дальнейшей эксперимен­тальной и теоретической проверке.

4 этап. Выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования.

5_этап. Организация и проведение преобразующего эксперимента.

Такой эксперимент представляет собой научно постав­ленный опыт изменения педагогической действительности в точно учитываемых условиях.

6 этап. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. Формулирование выводов, создание теоретических положений. Теорией становится фактически всякая доказанная гипотеза, применимая в различных ус­ловиях (если она относится к общим, фундаментальным, а не частным вопросам).

7 этап. Выработка практических рекомендаций.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: