Методы педагогического исследования

Методы педагогического исследования — это способы получения научной информации с целью установления за­кономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

Методы педагогических исследований подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).'

Теоретические методы исследования позволяют уточ­нить", расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конк­ретному знанию, установить взаимоотношения между раз­личными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.


К теоретическим методам исследования относятся: ана­лиз, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирова­ние, обобщение, конкретизация и моделирование.

Анализ – мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и ка­честв явления.

Одно и то же исследуемое явление можно анализиро­вать по многим аспектам. Всесторонний анализ признаков качеств позволяет глубже раскрыть их.

Синтез — мысленное соединение признаков, свойств явления в общее(абстрактное) целое.

Синтез — это смысловое соединение. Если просто сум­мировать признаки явления, между ними не возникает ло­гической системы, образуется лишь хаотическое накопле­ние отдельных связей.

Анализ и синтез тесно связаны между собой в любом научном исследовании.

Абстрагирование — мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

Конкретизация мысленная реконструкция, воссозда­ние предмета на основе вычлененных ранее абстракций (по своей логической природе процесс, противоположный абстрагированию).

Сравнение установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями.

Для того чтобы сравнить между собой определенные явления, необходимо выделить в них известные признаки и установить, как они представлены в рассматриваемых объектах. Несомненно, составной частью этого процесса всегда будет анализ, так как во время установления разли­чий в явлениях следует вычленить измеряемые признаки. Поскольку сравнение — это выявление определенных со­отношений между признаками, то ясно, что в ходе сравне­ния используется и синтез.

Обобщение — выделение в явлениях общих черт, т.е. подытоживание исследования.

При использовании метода сравнения устанавливаются общие признаки явлений, позволяющие объединить их в одну смысловую группу. Обобщение тем убедительнее, чем большее количество существенных признаков явлений подвергалось сравнению.


Моделирование — это исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей.

Индукция и дедукция — логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.

К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся: методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.); методы контроля и измерения (шкалирование; срезы, тесты); методы обработки данных (математические, статистические графические, табличные); методы оценивания (самооценка, рейтинг; педагогический консилиум); методы внедрения результатов исследования и педагогическую практику (эксперимент опытное обучение, масштабное внедрение) и т. п.

Рассмотрим более подробно некоторые из этих методов.

Наблюдение — метод исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств (целенаправленное, систематическое изуче­ние определенного педагогического явления). Наблюдение наряду с самонаблюдением является основным исследова­тельским методом.

Наблюдение имеет ряд существенных черт, которые от­личают его от обыденного восприятия человеком происхо­дящих событий. Основными из них являются:

• целенаправленность;

• аналитический характер. Из общей картины наблюда­тель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, кото­рые анализируются, оцениваются и объясняются;

• комплексность. Следует не выпускать из поля зрения ни одной существенной стороны наблюдаемого;

• систематичность. Необходимо не ограничиваться разо­вым «снимком» наблюдаемого, а на основе более или ме­нее продолжительных (пролонгированных) исследований выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменение и развитие наблюдаемого за оп­ределенный период.

Виды наблюдений различаются по следующим призна­кам: по временной организации — непрерывное и дискрет­ное (в отдельные промежутки времени); по объему — широкое


(сплошное), когда фиксируются все доступные осо­бенности поведения наблюдаемых в целом, и узкоспеци­альное (выборочное), направленное на выявление отдель­ных сторон явления или отдельных объектов; по способу получения сведений — непосредственное (прямое) и кос­венное (опосредованное). При прямом наблюдении иссле­дователь регистрирует увиденные факты, при косвенном наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.

Наблюдение может быть также включенным и невклю­ченным (по типу связи наблюдателя и наблюдаемого). Включенное наблюдение предполагает, что исследователь сам является членом группы, поведение которой рассматри­вается. Если при этом он маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождаются серьезные этические проблемы. В невключенном наблюдении позиция исследователя откры­та, он наблюдает за происходящим со стороны.

По условиям проведения наблюдения бывают полевые (в естественных условиях) и лабораторные (с применением специального оборудования).

Существуют и другие виды наблюдения в зависимости от того, какой признак положен в основу исследования.

Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны. Достоинства наблюдения заключа­ются в том, что оно позволяет изучить предмет:

• в целостности;

• в естественном функционировании;

• в многогранных связях и проявлениях. Недостатки наблюдения состоят в том, что этот метод не позволяет:

• активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации;

• наблюдать одновременно за большим количеством яв­лений, лиц;

• охватить некоторые труднодоступные явления, процессы;

• избежать вероятности ошибок, связанных с личностью наблюдателя;

• делать точные замеры.

Беседа в качестве метода научного исследования дает возможность выяснить мнение, отношение воспитателей и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям. Беседа применяется как самостоятельный или


как дополнительный метод исследования в целях получения необходимой информации или разъяснения того, что не было понято при наблюдении. В силу этого данные, полу­ченные с помощью беседы, более объективны.

Исследователь, проводящий беседу, должен уметь выз­вать собеседника на откровенность, четко ставить вопро­сы, которые должны быть тактичными, при этом нецелесо­образна постановка вопросов «в лоб». Беседа проводится по заранее намеченному плану, в свободной форме, без за­писывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование.

При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы при этом можно открыто фик­сировать.

Рассмотренные выше методы исследования при всех их положительных сторонах обладают существенным недо­статком: с их помощью ученый получает сравнительно ог­раниченное количество данных, причем эти данные не но­сят достаточно представительного характера, то есть относятся к небольшому числу обследуемых объектов. Между тем нередко возникает необходимость провести массовое изучение тех или иных вопросов. В этих случаях используется анкетирование.

Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (ан­кет). Применяются различные типы анкет:

— открытые, требующие самостоятельного конструиро­вания ответа, и закрытые, в которых необходимо выбирать один из готовых ответов;

— полузакрытые (полуоткрытые), когда даются готовые ответы и можно добавлять собственные;

— именные, предлагающие указывать фамилию испы­туемого, и анонимные — без указания автора ответов;

— полные и урезанные;

— пропедевтические и контрольные; и т.д.

Тестирование — метод педагогического исследования с использованием тестов.

Тест (от англ. 1е81 — проба, испытание, исследование) — стандартизированные задания, результат выполнения кото­рых позволяет измерять некоторые психофизиологические


и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Тест выступает в качестве измерительного инструмента, поэтому он должен удовлетворять строгим и ясным требова­ниям. Это ни в коей мере не случайно подобранный набор вопросов. Качество теста определяется надежностью (устой­чивостью результатов тестирования), валидностью (соответ­ствием теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).

Педагогический эксперимент — преднамеренное внесе­ние изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и количественное измерение полу­ченных результатов.

Как и наблюдение, педагогический эксперимент счита­ется базовым исследовательским методом. Но если при на­блюдении испытатель пассивно ждет проявления интере­сующих его процессов, то в эксперименте он сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы.

Существуют два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторным является эксперимент, кото­рый проводится в искусственно созданных условиях.

Естественный эксперимент проводится в обычной об­становке. Он исключает то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют.

В зависимости от характера решаемых исследователь­ских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими. Кон­статирующий эксперимент выявляет наличное состояние (до формирующего эксперимента).

Формирующий (обучающий, преобразующий) экспери­мент — это активное формирование какой-либо установки.

К педагогическому эксперименту предъявляются опреде­ленные требования. Во-первых, он не должен допускать рис­ка для здоровья участников эксперимента. Во-вторых, его нельзя проводить с заведомо отрицательным результатом.

Изучение документов также является методом педагоги­ческого исследования. Документом называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для пере­дачи или хранения информации.


По форме фиксации информации существуют следую­щие документы:

• письменные (содержат в основном буквенный текст); к ним относятся классные журналы, дневники, медицин­ские карты, тетради учащихся, рабочие (календарные) пла­ны преподавателей, учебные планы, протоколы собраний, программы, контрольные работы и др.;

• статистические (информация в основном цифровая);

• иконографические (кино- и фотодокументы, картины);

• фонетические (магнитофонные записи, грампластин­ки, кассеты);

• технические (чертежи, поделки, техническое творчество).

К методам педагогического исследования также отно­сятся изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод направлен на анализ состояния практи­ки, элементов нового, эффективного в деятельности педа­гогических работников.

М.Н. Скаткин выделяет два вида передового опыта: пе­дагогическое мастерство и новаторство.

Педагогическое мастерство состоит в рациональном использовании рекомендаций науки и практики.

Новаторство представляет собой собственные методи­ческие находки, новые наработки.

Методом педагогического исследования является шкалирование, т.е. превращение качественных факторов в ко­личественные ряды.

Такое преобразование дает возможность, например, ка­чества личности изобразить в виде шкалы. Шкалирование, при котором оцениваются качества личности с помощью компетентных лиц, называется рейтингом.

К методам научного исследования относится также ме­тод обобщения независимых характеристик, предполага­ющий выявление и анализ мнений, полученных от различ­ных людей, а также метод педагогического консилиума, т.е. обсуждение результатов изучения уровня воспитаннос­ти и обученности школьников и совместная выработка средств преодоления недостатков.

В последние годы все большее распространение полу­чает социометрический метод, который позволяет устано­вить социально-психологические взаимоотношения членов какой-либо группы в количественных параметрах. Этот метод


дает возможность оценивать структуру малых групп и статус отдельной личности в группе, поэтому метод назы­вается также методом структурного анализа коллектива.

Особое положение занимают математические методы и методы статистической обработки исследовательского материала.

Математические и статистические приемы в педагогике используются для обработки полученных с помощью опро­са и эксперимента данных, а также для установления коли­чественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они дают возможность оценить результаты работы, повы­шают надежность выводов, дают основания для теорети­ческих обобщений.

Таковы наиболее важные методы исследования, при­меняемые в педагогике. Каждый из них выполняет свою специфическую роль и помогает изучению лишь отдель­ной стороны педагогического процесса. Для всесторонне­го изучения применяются методы исследования в сово­купности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: