Основные направления

Основные направления в развитии классической социологии сформировались в конце XIX — начале XX в.

Огюст Конт (1798-1857) — французский мыслитель, считается родоначальником социологии и основателем позитивистского направления в науке. Его главные сочинения: «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики». Одним из значимых достижений Конта является то, что он осуществил классификацию наук и их методов. И в этой «всеобщей классификации наук» социология поставлена на самую вершину пирамиды как фундаментальная наука, интегрирующая все знания об обществе (Приложение, схема 1). Конт выделил четыре метода социологии, с помощью которых будет собираться информация о социальных явлениях: наблюдение. эксперимент. сравнение и метод исторического анализа. При этом наблюдение он считал главным методом, требующим точности, надежности использования математических замеров изменения социальных объектов.

Социологию Конт делит на два раздела: социальную статику, призванную изучать строение общества, его структурные элементы, и социальную динамику, раскрывающую законы развития социума.

По мнению Конта. подлинным социологическим элементом является семья, выступающая посредником между индивидом и обществом. А для поддержания порядка и прогресса в обществе (один из основных лозунгов учения Конта) необходима солидарность, которая подразумевает:

§ осознание обществом самого себя как единого целого;

§ дисциплину и ответственность;

§ профессиональное управление во всех сферах;

§ сотрудничество всех социальных групп.

Социальный прогресс ученый понимал как развитие по восходящей линии, где первичными факторами прогресса выступают духовное и умственное развитие человека, а вторичными — климат, раса, продолжительность жизни.

Используя метод исторического сравнения, Конт сформулировал основной закон общественного развития - закон интеллектуальной эволюции человечества, или закон трех стадий. В историческом развитии выделено три этапа (Приложение, схема 2).

Первая, теологическая, стадия охватывает древность и раннее Средневековье вплоть до XIII в., когда в обществе господствовало религиозное мировоззрение. Вторая, метафизическая, стадия включает период с XIV до XVIII в., на протяжении которого люди воспринимали все вокруг себя, в том числе и общество, скорее как естественное явление, чем сверхъестественное. Третья, позитивная, стадия берет начало в XIX в. и связана с расцветом науки, культуры, промышленности, развитием общественной жизни. В этот период обществу требовалась новая идеология, выполняющая интегрирующую роль. Так появляется научная позитивная философия — социология.

Наряду с позитивной концепцией социологии в XIX в. стали появляться и другие подходы в объяснении процессов, происходящих в обществе. Одной их них была биологическая концепция Г. Спенсера.

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский ученый, которого считают основателем органической школы в социологии, или органицизма. Его главное социологическое произведение — трехтомный труд «Основания социологии». Суть органической теории Спенсера состоит в том, что он рассматривай общество по аналогии с биологическим организмом, а отдельные его части (государство, церковь, образование и т.д.) — с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.). Экономическая жизнь в обществе, но мнению ученого, подобна обмену веществ в организме: правительство аналогично головному мозгу, торговля выполняет функции, подобные кровообращению, и т.д. Спенсер первым применил в социологии понятия структуры и функции. Изменения в структуре общества не могут происходить без изменения его функций. Социальная эволюция, по Спенсеру, представляет собой часть «общего процесса эволюции», основными элементами которого являются переходы от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному (дифференциация).

Закон социального развития рассматривался Спенсером как закон выживания наиболее приспособленных индивидов, где селекция должна осуществляться через экономическую конкуренцию. Такая позиция ученого, согласно которой от наименее приспособленных индивидов в обществе полезно избавляться, получила название «социальный дарвинизм».

Спенсер также ввел в оборот понятия «военное общество» и «индустриальное общество». Военные общества имеют единые системы веры, а кооперация между индивидами происходит посредством насилия и принуждения, в результате чего индивиды существуют для государства. Индустриальные общества, напротив, характеризуются многообразием веры и добровольной кооперацией индивидов, здесь государство существует для людей.

Спенсер выделил и описал главные разновидности социальных институтов как важнейших подсистем общества, обеспечивающих его существование. Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций его элементов. Спенсер заложил основы структурно-функционального метода, получившего впоследствии широкое распространение в социологии.

В этот же период возникло материалистическое направление в социологии, связанное с именами Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). В основе этого учения лежит диалектико- материалистическое понимание исторического процесса. Главными произведениями классиков являются: «Немецкая идеология», «Нищета философии», «Капитал», «Критика политической экономии» и др. Определяющее влияние на общественную жизнь, по мнению Маркса и Энгельса, оказывает способ производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений. В общественной жизни люди неизбежно вступают в определенные, от их воли не зависящие отношения. - производственные. Совокупность этих отношений составляет экономическую структуру общества — реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и соответствующие ему определенные формы общественного сознания. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот — их общественное бытие определяет их сознание.

Основатели материалистической концепции ввели в науку понимание формационного развития общества, создали типологию обществ. классифицируя их по общественно-экономическим формациям, где главным критерием выступал тип господствующих в нем производственных отношений. Согласно теории марксизма развитие общества представляет собой поступательный процесс, характеризующийся последовательным переходом от низших общественно-экономических формаций к высшим: от первобытно-общинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и коммунистической.

Маркс и Энгельс разработали также концепцию социального конфликта, рассматривая его в качестве источника общественного прогресса. Показав положительную роль социального конфликта в жизни общества, они заложили основы конфликтологического направления в социологии.

В рамках социологической теории марксизма возникла одна из первых концепций социальной стратификации. Выделив в качестве главного фактора социальной дифференциации собственность на средства производства, Маркс и Энгельс представили социальную структуру общества как систему отношений между эксплуататорскими классами. При этом класс, являющийся собственником средств производства (буржуазия), подчиняет класс, не имеющий собственности (пролетариат), а взаимное отрицание классовых интересов разрешается с помощью революции. По Марксу, социальная революция является двигателем человеческой истории.

Отмечая вклад марксистской теории в развитие социологической мысли, нельзя не указать и на ее слабые стороны. Одним из серьезных недостатков марксизма, по мнению большинства социологов, следует считать присущий ему экономический детерминизм, при котором игнорировалась роль культурных и духовных факторов в жизни общества. Также к существенным недостаткам относят преувеличение значения классовой борьбы, революционного насилия в истории, недооценку реформ, механизмов социальной интеграции, поиска согласия в обществе. Вместе с тем многие рациональные, ценные идеи Маркса и Энгельса были взяты на вооружение такими крупными социологами, как Э. Дюркгейм и М. Вебер. В целом же марксизм оказал существенное влияние на развитие целого ряда школ и направлений современной социологии.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — основатель французской социологической школы, автор таких фундаментальных трудов, как: «Оразделении общественного труда», «Правила социологического метода». «Самоубийство: социологический аспект». Дюркгейма называют пионером практической социологии. Большое внимание ученый уделял изучению проблем предмета и метода социологии, структуры общества, вопросов социального порядка и социальной дезинтеграции. Дюркгейм считал, что предметом социологии должны быть социальные факты, образующие социальную реальность. Под социальными фактами он понимал привычки, обычаи, традиции, правила поведения. И поскольку социальные факты не зависят от человека, то социальная реальность существует объективно. По мнению ученого, социальные факты следует рассматривать как «веши», подобно вещам в природе. Его методологии присущи две особенности: I) натурализм - понимание законов общества по аналогии с законами природы и 2) социологизм - утверждение специфичности социальной реальности (Приложение, схема 3).

Центральной темой научного творчества Дюркгейма стала проблема социальной солидарности, которая сплачивает и объединяет людей, выступает как высшая моральная ценность. Ученый выделил два типа социальной солидарности: механическую и органическую. Механическая солидарность, по его мнению, присуща простым, архаичным обществам, где коллектив поглощает индивида, а наличие репрессивного права свидетельствует о подавлении личности, господстве коллективного сознания. Органическая солидарность свойственна сложным. развитым обществам и основывается на всеобщем разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. При этом прежнее коллективное сознание сменяется новым коллективным сознанием, которое становится более светским, рационалистическим. Переход от механической солидарности к органической. согласно Дюркгейму, есть общественный прогресс, главным фактором которого выступает разделение труда.

Важным направлением в творчестве Дюркгейма было исследование им социального феномена самоубийства. В работе «Самоубийство» автор на основании фактического материала приходит к выводу, что основным мотивом самоубийства следует считать социальный фактор, а не психопатические, расовые и космические причины, как утверждалось в тот период. Дюркгейм впервые ввел в научный оборот термин «аномия» (беззаконие), с помощью которого он обозначил такое состояние общества, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не утвердились. Такие явления характерны для переходных, кризисных периодов общественного развития и сопровождаются возрастанием социальной дезорганизации. Эта теория и в наши дни не потеряла своей ценности и актуальности.

Заслуга Дюркгейма состоит в том, что он заложил основы функционального подхода к изучению общества, разработал общую теорию и методологию социологическою исследования, а также конкретные методы, правила и процедуры их проведения.

Георг Зиммель (1858-1918) — немецкий социолог, сыгравший существенную роль в становлении социологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Социология», «Философия денег», «Философия культуры». В истории социологии Зиммель известен как один из видных представителей аналитической школы, предвосхитившей многие существующие положения современной теоретической социологии. Он внес большой вклад в изучение ряда важных отраслей социологии — социальных конфликтов, феномена моды, городского образа жизни и др. Зиммель считается основоположником так называемой формальной социологии, в которой ведущую роль играют «формы социации». В работе «Философия денег» ученый провел глубокий анализ влияния денежных отношений и разделения труда на социальную реальность, человеческую культуру и отчуждение труда. Категория денег послужила Г. Зиммелю тем увеличительным стеклом, благодаря которому удалось лучше рассмотреть скрытые механизмы социальной жизни, общественный труд в его нормальных и патологических формах.

Макс Вебер (1864-1920) — немецкий социолог, создатель «понимающей» социологии и теории социального действия. Его основные труды: «Протестантская этика и дух капитализма», «Основные социологические понятия», «О некоторых категориях понимающей социологии» и др.

Свою социологию Вебер назвал «понимающей», поскольку она призвана раскрыть смысл поведения людей, «понять» и «объяснить» их социальные действия. Именно социальные действия он выделял в качестве предмета социологии. Социальные действия выражаются в поступках людей, ориентированных на достижение тех или иных осознанных или неосознанных действий. Используя свое понятие «идеальный тип», Вебер выделил четыре «идеальных типа» социального действия (Приложение, схема 4):

§ целерационалыюе — направлено на достижение определенного результата (например, экономическое поведение предпринимателя);

§ ценностно-рациональное - ориентировано на определенные ценности (нравственные, религиозные, эстетические и др.), принятые индивидом (капитан, до конца стоящий на мостике тонущего корабля);

§ традиционное - диктуется устоявшимися привычками, обычаями. верованиями;

§ аффективное - обусловлено эмоциональным состоянием, сильным чувством.

Из всех перечисленных типов только первые два. по Веберу, являются социальными, или рациональными (осознанными), поскольку третье действие человек выполняет автоматически, согласно традициям, а четвертое — бессознательно, подчиняясь чувствам (аффектам). Вебер также отмечал, что степень распространения того или иного типа социального действия предопределяет характер и уровень развития самого общества. Так. для индустриальных, высокоорганизованных обществ характерны ценностно-рациональные и, особенно, целерациональные действия, а для архаичных, примитивных обществ — традиционные и аффективные действия.

Используя свою концепцию социального действия, Вебер попытался систематизировать многообразие форм политического господства и выделил три типа легитимного (признанного) господства:

§ легальное — основано на целерациональном действии, предполагает подчинение рационально обоснованным правилам, законам, а не личности:

§ традиционное - базируется на традиционном действии, обусловлено приверженностью традициям, обычаям, «привычкой к определенному поведению»;

§ харизматическое - основано на вере в неординарные, исключительные способности носителя власти (от греч. charisma — благодать, божественный дар) и связано с аффективными действиями.

Вебер исходил из того, что в историческом процессе растет степень рациональности социальных действий и в целом всех сторон жизни. Наиболее последовательное воплощение принцип рациональности находит в правовом государстве, которое функционирует на основе целерациональных и ценностно-рациональных взаимодействий управляющих и управляемых.

Согласно теории рациональной бюрократии Вебера, чем сложнее общество и производственные процессы, тем большая необходимость возникает в особом классе бюрократии, основным занятием которого становится профессиональное управление. По Веберу, идеальный управленец (бюрократ) должен отвечать следующим характеристикам:

§ как можно меньше в своей деятельности руководствоваться

§ эмоциями, а больше рациональными соображениями;

§ равно (обезличенно) относиться ко всем, кто контактирует с

§ ним в процессе выполнения управленческих решений:

§ четко выполнять требования формальных правил, инструкций;

§ на работе воспринимать себя как функцию, «деталь» управленческого механизма.

Всемирную известность получила веберовская работа «Протестантская этика и дух капитализма», в которой он показывает, как этические принципы протестантизма (бережливость, честность, трудолюбие) способствуют возникновению капитализма. Изучая мировые религии, Вебер пришел к выводу о том. что между господствующей в обществе религиозной моралью и экономическим поведением людей существует определенная взаимосвязь, когда религиозно-этические воззрения оказывают влияние на характер и мотивы хозяйственной деятельности.

Вебер также заложил основы современной теории социальной стратификации. Он полагал, что не только экономический фактор в виде собственности (теория марксизма), но и политический (власть Л а также статус (престиж) могут рассматриваться в качестве критериев социальной стратификации, которая благодаря этому становится многомерной.

Макс Вебер может быть назван Леонардо да Винчи социологии. Он разработал все базисные теории, которые сегодня составляют фундамент социологии.

В XIX в. стало складываться психологическое направление в социологии. Наиболее яркими представителями психологической школы в социологии были Г. Тард, Г. Лебон и Ф. Тённис. Заслуга этих ученых состоит в том, что они создали социально-психологическую концепцию социологии и попытались объяснить роль субъективного фактора в истории.

Габриель Тард (1843-1904) — французский социолог, разработал теорию подражания, согласно которой элементарным социальным отношением является передача или попытка передачи верований и желаний. Его основные труды: «Законы подражания», «Социальные законы», «Личность и толпа». По мнению Тарда, социальное - это просто коллективное психическое. Интересную трактовку дает ученый понятиям «толпа» и «публика». Толпа — это совокупность людей с преимущественно физическим контактом между собой, а публика — совокупность, объединяемая духовными контактами.

Густав Лебон (1841 -1931) — французский социолог, обратил внимание на феномен толпы, когда разумное критическое начало, воплощенное в личности. подавляется иррациональным сознанием. Современную ему эпоху он определил как эру «толпы». Всемирную известность ему принесла книга «Психология толп» (именно «толп», а не «масс» — как в русском переводе). Актуальность появления этого труда он обосновывает так: «Знание психологии толп составляет в настоящее время последнее средство, имеющееся в руках государственного чиновника — не для того, чтобы управлять, так как это уже невозможно, а чтобы не дать им слишком много воли над собой». Лебон ввел в научный оборот понятия «заражение», «внушение», «подражание» как механизмы влияния толпы и на толпу.

Фердинанд Теннис (1855-1936) — немецкий социолог, считал общественные отношения волевыми и противопоставлял общность с ее инстинктами обществу, в котором господствует разум. Теннис придавал первостепенное значение понятию «воля», которое определяет сущность и направление человеческого поведения. Так как он фактически отождествляет волю и разум, то, по его мнению, побуждение к действиям осуществляется не государством или Богом, а рационализмом, ярким воплощением которого является разум.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский психолог, создавший теорию психоанализа. Свои психологические представления он перенес и в социологию. По мнению Фрейда, социальное поведение человека обусловлено бессознательными сексуальными импульсами (либидо) и взаимодействием побудительных порывов, которые вызваны этими импульсами и заложены в человеческом сознании через передачу норм поведения.

Фрейд считал, что природа общества определяется борьбой инстинкта жизни (Эрос) и инстинкта смерти (Танатос), а также борьбой индивидов с существующими общественными отношениями. Эта борьба, источником которой являются сексуальные инстинкты, а также несексуальные чувства (любовь, дружба, имеющие, в конечном счете, тоже сексуальную природу), интересы (трудовые, социальные) и являются движущей силой общества.

Социологи этого направления, как и все представители субъективного подхода в социологии, на первое место ставят проблему человека. его мотивов поведения и уже исходя из его социальных связей строят социально-ролевую структуру общества, определяют движущие силы и тенденции его развития и т.д. [7, с. 37).

Географическое направление в социологии XIX в. представлено Г. Боклем (1821-1862) и Ф. Рапщелем (1844-1904). Географический детерминизм связан с попытками доказать, что ведущим фактором социальных изменений является географическая среда. Фридрих Ратцель — немецкий географ и этнограф, считается признанным патриархом направления географического детерминизма в науке и основателем политической географии конца XIX — начала XX в. Его основные труды: «Антропогеография», «Народонаселение», «Земля и жизнь». Изучая влияние природно-климатических условий на развитие народов и культур в различных географических зонах, он разработал географическую карту культурной жизни человечества, показав картину расселения народов и распространения культур. Главная заслуга Ратцеля состояла в том, что он предпринял попытку связать между собой политику и географию, что впоследствии было использовано геополитиками (Ю. Челленом, О. Мауллем, Э. Обетом).

Таким образом, в XIX — начале XX в. были заложены основы социологии, определились ее главные направления, концепции и методологические принципы. Вместе с тем теории конца XIX в. сумели подготовить почву для формирования и развития эмпирической социологии, а первая половина XX в. ознаменовалась становлением основ теоретической социологии. Об этом речь пойдет далее.

   
Социологическая мысль XX века
Человеком, внесшим наибольший вклад в развитие социологической мысли XX века, можно назвать Питирима Александровича Сорокина (1889—1968). Наследие П.Сорокина огромно. Он автор более полусотни книг, которые переведены почти на все языки мира, и только на русском языке сборник его работ вышел лишь в 1992 году. П.Сорокин родился в с. Турья Вологодской губернии в семье ремесленника. После окончания С.-Петербургского университета занимался научной и педагогической деятельностью. Революция 1917 года прервала эту работу. Он включается в политическую деятельность, сотрудничает с Временным правительством, редактирует эсеровские газеты. Октябрьский переворот 1917 года он не принял, от политической деятельности отошел, вернувшись вновь к научной и педагогической работе в университете, возглавляя там кафедру социологии. В это время П.Сорокин издает двухтомную работу «Система социологии». В 1922 году П.Сорокин в числе лучших представителей русской творческой интеллигенции был выслан из России без права возвращения. Большую часть своей жизни П.Сорокин провел за границей, работая в лучших университетах США. Зарубежный период творчества ученого самый продуктивный. В это время выходят такие его фундаментальные работы, как «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Современные социологические теории» (1928), 3 тома «Систематической антологии сельской социологии» (1932). Начиная с 1936-го по 1940 год по одному тому в год выходит «Социальная и культурная динамика», работа, принесшая мировую известность П.Сорокину. В противовес марксистской теории классов и классовой борьбы П.Сорокин ввел в социологию понятие социального пространства и социальной стратификации. Последняя — это основная характеристика цивилизованного общества, отражающая его структуру. Кроме этой характеристики для понимания сущности современного общества, по П.Сорокину, необходимо ввести понятие «социальная мобильность». Характер последней дает представление о типе того или иного общества. Современником П.Сорокина, ученым, заложившим основу целого направления современной социологической мысли, был Толкотт Парсонс (1902—1979), американский социолог-теоретик, автор таких работ, как «Структура социального действия» (1937), «Очерки чистой и прикладной социологической теории» (1949), «Социальная система» (1952), «Исторический и сравнительный анализ» (1967) и др. Концепция, разработанная ученым, получила название «теория структурно-функционального анализа». Т.Парсонс исходил из посылки, что любое общество — это система, состоящая из многих социальных подсистем, каждая из которых обладает набором из четырех основных функций. Это: адаптивность — любая система приспосабливается к среде; целедостижение — она определяет и реализует поставленные цели; интеграция — она связывает все элементы и их функции воедино; удержание образца — система создает, сохраняет и передает во времени образцы поведения индивидов, включая культуру, следующим поколениям. Основой стабильности социальной системы, по Т.Парсонсу, является взаимодействие систем и подсистем между собой и со средой их обитания. Системный подход к социальным явлениям, концепция стабильности социальных систем — одно из ценных приобретений современной социологической мысли. Развитие мировой социологической мысли второй половины XX столетия характеризуется возникновением ее различных направлений и школ. Из всего этого многообразия выделим те, которые определяют тенденции развития социологической науки. Список использованной литературы 1. Алексеев В.А. Психологическое направление в русской буржуазной социологии. М., Акд. 1978; 2. Бехтерев В.М. Личные рефлексы // Вестник психологии, криминальный антропологии и гипнотизма. Вып. I, СПб., 1912; 3. Вентцель К. Ню Школа и государство. М., 1917; 4. Головин Н.Н. О социологическом изучении войны. // Осведомитель. Белград. 1937. №4. С.7; 5. Кан Л.А. Психологическое направление в русской буржуазной социологии к. XIX-н. XX века // Сб.: Из буржуазной социологической мысли в дореволюционной России. М., 1986; 6. Ковалевский М.М. Очерк происхождения семьи и собственности. СПб., 1895 с.118; 7. Кукушкина Е.И. Русская социология XIX - начала XX века. М., 1993; 8. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.29. С.59; 9. Роберти Е.В. де Новая постановка основных вопросов социологии. М., 1909; 10. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1920. С.241;

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: