double arrow

Социология в XX веке.

1

Введение

Начиная разговор о социологии XX в. как о современной дисциплине, необходимо в первую очередь разобраться с понятием современности в науке. В разных науках его содержание неодинаково. Например, для многих разделов физики их современное состояние определяется ситуацией последних лет, от силы — десятилетия. Это же касается ряда отраслей биологической науки. Другое дело — социальные и гуманитарные науки, где понятием современности охватываются периоды, значительно более длительные, чем годы, десятилетие или даже несколько десятков лет.

Рассмотрим с этой точки зрения понятие современности в науке применительно к социологии. Известный английский социолог Э. Гидденс считает, что социология — это наука о современном этапе развития общества, который охватывает последние 200 лет, т.е. период капитализма. Отсюда понятен интерес Гидденса как социолога к изучению не только настоящего, но и прошлого общества. Как отмечает английский ученый, "прошлое — это зеркало, которое социолог должен поставить перед собой, чтобы понять настоящее".

В социологии есть и иное отношение к понятию современности, сторонники которого сводят ее к последним десятилетиям или даже к менее продолжительным периодам времени — при условии, что они охватывают глубокие изменения в обществе. Сегодня многие отечественные исследователи считают современным этапом социологии развитие этой науки с конца 80-х — начала 90-х гг. по настоящее время. Речь идет в данном случае об изучении того периода, который был связан в России с переходом от советского к постсоветскому обществу, а в мире — с ликвидацией мировой социалистической системы, крушением режимов с диктатурой коммунистических партий.

Но, помимо изменений в обществе, которые должна изучать социология, есть процессы, происходящие не только и не столько в самой социальной реальности, сколько в науке, ее изучающей. С такой точки зрения понятие современного этапа социологии будет иным, поскольку должно учитывать радикальные преобразования, их глубину в самой науке.

Социология в XX веке.

В XX в. на фоне разрушительных кризисов, мировых войн, глобальных катастроф интерес к социальной теории в Европе несколько ослабевает, но в США социология получает как бы второе дыхание, предложив обществу практическое применение своих идей. Изучение того, что происходит в обществе на самом деле, анализ социальных фактов в конкретной ситуации — эта практическая ориентация способствовала интенсивному развитию эмпирической социологии.

С помошью методики и техники исследований, которые становятся социологической «субдисциплиной» (выделяются в самостоятельное методологическое направление), собираются, измеряются, обобщаются признаки и показатели отдельных элементов и частных сторон изучаемых социальных явлений. Особое развитие получили метод опроса на основе репрезентативной выборки, контент-анализ средств массовой информации, исследования-зондажи.




В1930-х гг. в Советском Союзе социология была объявлена «вредной» буржуазной наукой, социологические службы и кафедры были закрыты вплоть до 1960-х гг., тогда как американский институт Гэллапа начал проведение общенациональных опросов с целью изучения общественного мнения. Социологические исследования в основном носили прикладной характер и ставили своей целью анализ конкретных ситуаций и разработку практических рекомендаций для сферы социального управления. Полезность социологических исследований стала понятной не только организаторам науки, но и государственным служащим и бизнесменам. Отныне консультации социологов становятся нормой при принятии многих управленческих решений.

В частности, мировой экономический кризис 1930-х гг. заставил искать новые механизмы регуляции социальной жизни и социология оказалась весьма востребованной. Спонтанное саморегулирование рыночных механизмов американской экономики было дополнено государственным регулированием, планированием, инвестированием, масштабными социальным программами, мерами социальной защиты населения. Потребности в механизмах коррекции стихии рынка, предпринимательского поведения и подчинения их общественным интересам обусловили ориентацию социологии на комплексное исследование проблем США.



Диапазон прикладных исследований постепенно расширялся. Правительственные органы, деловые круги, политические партии стали постоянным социальным заказчиком прикладных исследований, а социологи соответственно начали изучать общественное мнение, рекламу, средства массовой информации, выборы, социальную напряженность, культуру, досуг и т.д.

Многие исследователи пришли к выводу, что необходимо изучить самого человека; это позволит точно оценить, чего хотят люди при определенных условиях; просчитать и описать альтернативы их деятельности, указать последствия каждой из них и разработать такую административную или инженерную технику, которая сможет обеспечить изменение социальных установок наиболее рациональным (эффективным и экономичным) способом. Социальный контроль, диагноз и регулирование процессов, происходящих в обществе, — таковы направления исследований социологов в тот период, надолго определившие служебно-управленческий характер эмпирической социологии в целом.

Социологи были твердо убеждены, что поведение человека складывается под определяющим воздействием общения; общение, понятое как взаимодействие, — единственный способ связи субъектов, который определяет их внутренний мир. Эта теоретическая и методологическая ориентация социологии суживала представление о сущности человека и его духовности. Вместе с тем она сводила социологические данные к более простым формам выражения, упрощающим их анализ, что отвечало интересам заказчика. Дело в том, что становление США как сильнейшей индустриальной страны проходило в условиях урбанизации, миграции и большой социальной мобильности населения.

Появление и распространение технических средств (телефон, телеграф, радио, кино), развитие рекламы, моды, музыкальной культуры, массовых спортивных зрелищ (теннис, хоккей, баскетбол, футбол) способствовали не только общению, но и сотрудничеству. Взаимную помощь многие стали рассматривать как более важный для прогрессивной эволюции элемент, чем конкуренцию. В центре внимания эмпирической социологии оказались отношения человека к человеку как диалогическое общение «Я и Ты», «Я и Другие» (коммуникация), которое рассматривалось как первичное универсальное условие человеческого существования. В целом общество стало пониматься как результат общения совместно действующих индивидов, где взаимопонимание является жизненной необходимостью.

Положение несколько изменилось во второй половине XX в., когда человеческое общество испытало последствия двух глобальных по масштабам явлений — Второй мировой войны и научно-технической революции, что вызвало потребность в теории стабильности, равновесия. Социология как наука, обращенная к проблемам функционирования, стала изучать условия, при которых достигается общественный консенсус.

Доказав свою полезность в процессах политической и социально-экономической стабилизации общества, социология к середине XX в. окончательно завоевала свое место в кругу академических, университетских дисциплин, социологи стали лидерами во многих областях образовательной деятельности. Специалисты из смежных областей знания — политической науки, экономики и психологии, этики — начали обращаться к социологическим данным и методам для подкрепления или опровержения своих выводов.

На мировой социологической арене наступило время лидерства американской школы. Заокеанская социология, установив прочные связи с математикой, статистикой, стала более доказательной и претендовала на системное знание общества. Технический прогресс — компьютеризация, математизация методов измерения и анализа — способствовал обогащению представлений о зависимостях «переменных», расширению понятийного аппарата. Под ее влиянием произошел поворот к построению прогностических моделей процессов социальных изменений. Усиление влияния американской культуры привело теоретическую западноевропейскую социологию к эмпиризму. На основе взаимодействия и взаимного обогащения произошла интернационализация социологии.

В последнее время стала заметна тенденция к возвращению на мировую авансценутеоретической социологии; можно сказать, что возродилась академическая социология, разрабатывающая фундаментальные проблемы. Синтез социологических теоретических и эмпирических подходов с элементами социальной философии сформировал такие течения, как функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Дэвис), символический интеракционизм последователей Дж. Мида, инструментализм (Дж. Дьюи). Таким образом, к середине XX в. завершилось оформление как академической социологии (фундаментальной с ее интересом к макросоциологи чес ким проблемам), так и прикладной (практической с интересом к микросоциологическим проблемам) с множеством направлений, школ.

Вовторой половинеXXв. в развитии социологии выделяются два периода — индустриальный и постиндустриальный.

Социология индустриального развития обеспечивалась такими доктринами, как «плюралистическая демократия», «де- идеологизация», «конвергенция», «единое индустриальное общество», «общество благоденствия», «массовое общество».

Проблема «феномена массы» конкретизируется в вопросах дсстратификации, деиндивидуализации, лидерства, популизма, конформизма, отклоняющегося поведения, манипулирования «человеком массы», массовой культуры. Американские классики Р. Миллс, С. Липсет, Д. Белл, Р. Мертон разрабатывали новый позитивный (демократический) вариант концепции «массового общества», связанный с ростом средних классов, общества благополучия и согласия, социальной мобильности. Институты данного общества способствуют социальному единству населения, уменьшению разрыва между массой и элитой. Политика теперь понимается не как отношения классов, а как технология управления, искусство достижения компромиссов между различными социальными группами, что обеспечивает устойчивость социума. Использование средств массового общения приводит «массовое поведение» в соответствие с конституционными нормами и процедурами.

Впоследней трети XX в. сформировалась социология постиндустриального развития, отмеченная поворотом к новой системе социально-экономических и политических координат, соизмеримых с миром человека. Переход от традиционной социологии к нетрадиционной призван создать новые метатеорию и инструментарий, позволяющие улавливать все сложности социального развития.

Нетрадиционная социология формируется в условиях, когда ход социального взаимодействия спонтанно складывается на микроуровне из действий отдельных, «рядовых» индивидов. Повседневность становится приоритетом в исследованиях «нетрадиционалистов». Их объекты — малый и средний бизнес, профессиональные группы, местная община. Главный тезис сторонников этого направления: западное общество формируется не по идеальной модели, а с учетом индивидуальности людей, свободно создающих свой внешний и внутренний мир.

Для последних десятилетий XX в. и первого десятилетия XXI в. характерны отказ от национально-государственной замкнутости, стремление к международному сотрудничеству с общим рынком, свободным перемещением товаров, людей, информации, идей, культуры. Социологи создают прогностические модели общества будущего (например, исследование Гудзоновского института «Грядущие 200 лет для США»), разрабатывают оптимистические сценарии постиндустриального развития (Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл, А. Турен).

Так,Элвин Тоффлер в книге «Третья волна» (1980) выделяет три типа цивилизаций:

§ доиндустриальную сельскохозяйственную (до 1750 г.), которая основана на простом разделении труда, кастовой структуре общества, авторитарной власти и децентрализованной экономике;

§ индустриальную промышленную (до наших дней), которая дала человеку массу материальных благ, но при этом человек утратил индивидуальность и свободу, оторвался от природы;

§ постиндустриальную (компьютерно-информационную), рождение которой происходит в наши дни. Основной движущей силой на пути к постиндустриальному обществу выступает информатизация (компьютеризация). По сути это социачьно-технологи- ческая революция (поскольку информация — это власть), которая ведет к дальнейшему общественному прогрессу.

Компьютеризация социологических исследований усилила организационно-технологическую функцию социологии, превратила ее в самостоятельную отрасль научно-практической деятельности. В соответствии с этим главными направлениями деятельности исследовательских центров являются:

§ научно-организационный менеджмент;

§ ориентация на социального заказчика (государственные и деловые круги);

§ ориентация на практический результат и рынок.

Это обусловливает потребность в совершенствовании подготовки кадров профессионалов, в массовом издании социологической литературы, в организационной самостоятельности.

Таким образом, в XX в. социология получает свое дальнейшее развитие. В США социологическое знание приобретает ярко выраженную практическую ориентацию: совершенствуется методология эмпирических исследований, социологические данные начинают использоваться при принятии экономических и политических решений. К середине XX в. социология завоевывает прочное место в кругу академических дисциплин. Во второй половине XX в. в центре социологических исследований находится феномен «массового общества», а в последней трети века формируется социология постиндустриального развития, сконцентрированная на описании особенностей нового информационного общества. Социологи активно разрабатывают новые идеи, создают новые направления и школы. На Западе в XXI в. социология становится весьма популярной наукой.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
1

Сейчас читают про: