Анализ рентабельности. Взаимосвязь рентабельности и оборачиваемости

В настоящее время в мировой учетно-аналитической практике известны десятки показателей, используемых для оценки состояния компании: рентабельность продаж, рентабельность активов и собственного капитала, оборачиваемость активов, стоимость компании и т.д. Все показатели могут являться объектами управления и характеризовать ход того или иного процесса компании.

Рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.

Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия

Для сокращения издержек и управления компанией наиболее эффективны традиционные показатели рентабельности, позволяющие препарировать баланс предприятия с позиций взаимосвязи его составных частей с прибылью.

Существуют следующие показатели рентабельности (измеряются в процентах): рентабельность продаж, ROS; рентабельность активов (капитала), ROA; рентабельность собственного капитала, ROE; рентабельность собственного обыкновенного капитала, ROCE; рентабельность операционных инвестиций (производственных фондов), ROI.

Анализ рентабельности осуществляют по бухгалтерской отчетности, используя данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Причем из баланса «берут» средние значения остатков - на начало и конец периода. В расчете участвуют разные виды прибыли.

Схемы расчета рентабельности выглядят следующим образом:

Рентабельность = Результат (прибыль) / Затраты;

ROS = Прибыль от продаж / Выручка;

ROA = Прибыль балансовая (Чистая прибыль + Проценты к уплате) / Активы;

ROE = Прибыль чистая / Собственный капитал;

ROI = Прибыль от основной деятельности / Операционные инвестиции.

Также рентабельность продаж может рассчитываться в зависимости от целей анализа по валовой прибыли (валовая рентабельность продаж), операционной (операционная рентабельность продаж) или чистой прибыли (чистая рентабельность продаж). Так, чистая рентабельность продаж используется в модели DuPont.

Показатели рентабельности используют для сравнения эффективности различных сторон деятельности предприятия:

если ROI > ROA, то прочая деятельность нецелесообразна;

если ROI < ROA, то прочая деятельность способствует повышению отдачи на капитал;

если ROE > ROA, то финансовая политика рациональна, финансовая деятельность эффективна;

если ROA > WACC (средневзвешенной стоимости капитала), то предприятие сможет выплатить проценты по кредитам, обещанные дивиденды, реинвестировать часть прибыль в развитие.

Для обоснованных выводов по результатам расчета показателей рентабельности необходимо также принимать во внимание следующее: временной аспект; несопоставимость расчетов - числитель и знаменатель рентабельности выражены в «неравноценных» денежных единицах; проблему риска.

Управление рентабельностью – это составная часть тактики управления финансовым равновесием. Таким образом, с одной стороны, достижение высокой рентабельности за счет направления ресурсов в какую-либо одну, наиболее прибыльную, сферу деятельности может привести к потере ликвидности, а именно – к прерыванию процессов производства и обращения товаров и удлинению финансового цикла. С другой стороны, излишнее связывание финансовых средств (например, в запасах) также удлиняет финансовый цикл и означает относительный отток средств из более рентабельной текущей деятельности. Отказ от использования заемного капитала в целях предотвращения риска означает вместе с тем упущенную возможность повысить рентабельность собственного капитала, используя действие финансового рычага.

Рентабельность продаж и операционных инвестиций

Рентабельность продаж, ROS (отношение прибыли к выручке), характеризует эффективность продаж, т.е. эффективность обычной, профильной деятельности компании.

Различают следующие показатели рентабельности продаж: валовая рентабельность продаж (Валовая прибыль / Выручка от реализации); операционная рентабельность продаж (Операционная прибыль / Выручка от реализации); чистая рентабельность продаж (Чистая прибыль / Выручка от реализации).

ROS используется как основной индикатор для оценки эффективности тех компаний, у которых относительно небольшая стоимость основных средств и собственного капитала. Показатель рентабельности продаж можно использовать для определения стадии жизненного цикла бизнеса. При снижении темпов роста рентабельности следует быть готовым к пересмотру схемы бизнеса, например к перепрофилированию деятельности, к замене старой модели изделия на новую.

Рентабельность операционных активов, ROI – отношение прибыли от основной деятельности к операционным инвестициям (чистым производственным активам) – характеризует отдачу на капитал, вложенный в производственные фонды. ROI зависит от конкурентной позиции компании, общей ситуации на рынке и инвестиционной активности.

Моделирование рентабельности активов

Одним из эффективных методов факторного анализа рентабельности является так называемая модель DuPont, предложенная специалистами компании DuPont, в которой впервые несколько показателей были увязаны вместе и приведены в виде треугольной структуры, в вершине которой находится показатель рентабельности активов ROA, а в основании - два факторных показателя: рентабельность продаж, ROS, и оборачиваемость активов, TAT: ROA = ROS x TAT

В дальнейшем эта модель была развернута в модифицированную факторную модель. Основное отличие заключается в дробном выделении факторов и смене приоритетов относительно результативного показателя. Назначение модели DuPont – выявить факторы, определяющие эффективность функционирования бизнеса, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости. Модель DuPont используется как для сравнительной оценки рисков инвестирования, так и вложения инвестиций в компанию.

Рентабельность активов, ROA (отношение прибыли к стоимости активов), характеризует общую эффективность менеджмента, т.е. отражает соответствие выбранной тактики стратегическим целям бизнеса, показывает отдачу на вложенный капитал.

Удлинение модели ROA посредством умножения и деления на выручку позволяет проанализировать факторы, оказывающие влияние на формирование этого показателя:

ROA = Прибыль / Активы x Выручка / Выручка.

Осуществляем перекрестную перестановку:

ROA = Прибыль / Выручка x Выручка / Активы.

Таким образом, мы получаем двухфакторную модель, которая показывает, что рентабельность активов зависит от рентабельности продаж и оборачиваемости активов:

ROA = ROS x TAT

Для повышения рентабельности активов используют количественные факторы, связанные с наращиванием объема продаж, и качественные изменения, позволяющие повысить цены или снизить себестоимость, повысить эффективность использования основных фондов, высвободить оборотный капитал.

По модели рентабельности активов можно диагностировать следующие причины ее снижения: рентабельность активов снизилась за счет снижения оборачиваемости активов при неизменной рентабельности продаж; рентабельность активов снизилась за счет снижения рентабельности продаж, а оборачиваемость активов не изменилась; рентабельность активов снизилась при одновременном снижении рентабельности продаж и оборачиваемости активов.

Рентабельность активов (имущества) (Rа) показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы: Rа=ЧП/ВБ, где ВБ – средняя величина валюты баланса (активов); ЧП – чистая прибыль.

Оборачиваемость активов предприятия характеризуется с помощью коэффициента оборачиваемости (Ко), который рассчитывается путем деления суммы реализованной продукции на среднюю величину активов за отчетный период: Ко=В/ВБ, где В – выручка от реализации.

Соотношение показателя рентабельности активов и оборачиваемости активов характеризуется рентабельностью продаж (Rпр):

Таким образом, рентабельность активов можно получить путем умножения оборачиваемости активов на рентабельность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: