double arrow

Тема 1: Теории управления и стиль управления

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

__________________________________________

Кафедра психологии

организационное поведение  

Методические указания по выполнению практических заданий


Оглавление

Тема 1: Теории управления и стиль управления  
Тема 2: Виды лидерства  
Тема 3: Личность и уровни ее описания  
3.1. Различия в индивидуальном поведении  
3.2. Мотивация  
Тема 4. Виды власти  
Тема 5: Сущность конфликта и его структура  
Тема 6: Методы анализа конфликта  
Тема 7: Технологии Assesment Centre  
Тема 8. Команда и этапы ее формирования  

Тема 1: Теории управления и стиль управления

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: организационное поведение, теории управления, стиль управления

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

· интерпретировать организационное поведение и определять стратегии и тактики управления;

· научиться распознавать применение различных теорий управления;

· выделить основные стили управления;

· выделить основания для применения каждого из стилей управления.

y «Организационное поведение» это (выберите правильный ответ) -

А) комплексная прикладная наука об управлении поведением человека в организации на основе теории и систематического научного анализа действий отдельных людей, групп и организации в целом в сложной динамичной среде;

Б) наука, объясняющая человеческое поведение в организациях, исходя из понятий общей психологии;

В) наука, изучающая профессиональные возможности человека в организации, а также ту социальную среду, которая обеспечивает их эффективное формирование и развитие в интересах организации.

y Субъектами организационного поведения являются (выберите правильный ответ):

А) управление, руководство, лидерство;

Б) культура, менталитет, ценности;

В) личность, группа, организация.

Задание 1.1. При анализе работы любой организации можно заметить применение различных теорий управления. Прочитайте предложенные примеры и попробуйте обосновать применение одной из известных Вам теорий.

Теория управления, автор Примеры применения теории
  Данный пример является применением теории   ____________   Нововведения на новом заводе Г. Форда позволили инженерам улучшить контроль. Самым очевидным изменением, конечно, было постоянное движение и его скорость - не только скорость сборочной линии, но и скорость передвижения каждого человека или объекта. Когда рабочие переходили с одного места на другое, их заставляли двигаться быстрее. Рабочих, переносивших детали, принуждали ускорить движение. Каждый рабочий на сборочной линии работал так быстро, как того требовал конвейер. От рабочих не просто требовали производства определенного объема продукции, у них фактически не было другого выбора, как только работать в том темпе, который диктовала машина. В 1914 г. на заводах Г. Форда были введены должности мастеров, которых рабочие называли "погонялами", поскольку в их обязанности входило заставлять рабочих не снижать темпов работы.
Данные положения описывают теорию ___________ Теория гласит: средний человек не любит трудиться и по возможности избегает работы. Следовательно, менеджмент вынужден прибегать к жестким (тотальный контроль и система наказания) и мягким (убеждение и поощрение) формам принуждения. Однако оба эти метода ошибочны, потому что оба упускают из вида причину трудиться: дело в том, что человеку мало достойного вознаграждения за труд, ему необходима возможность самореализации, а любая форма принуждения этому препятствует.
Данный пример является применением теории __________ В компании «Правовест» (Правовая поддержка организаций) за ошибки и промахи подчиненные расплачиваются штрафами, а премии по отношению к штрафам малы. Таким образом, компания мотивирует своих сотрудников полностью выкладываться на работе, чтобы избежать штрафов. И действительно, 1-2 штрафа гарантируют безупречную работу персонала.
  Данный подход придерживается теории   ____________   Политика компании «Домашний Очаг» построена на создании благоприятных условий труда для рабочих. На фирме поддерживаются отношения большой семьи. В каждом магазине данной сети есть все условия, для того что бы работник чувствовал себя как дома, но и не забывал о своих прямых обязанностях. Система заработной платы выдержанна в лучших традициях коммерсанта, поскольку она напрямую зависит от оборота конкретного магазина. На фирме существует реальная возможность карьерного роста, поскольку в каждом магазине есть как минимум 7 должностных ступеней, которые можно достичь результатами и усилиями конкретного работника. Так же в полной мере здесь присутствуют разного рода соревнования между отделами и магазинами в результате, которых победитель получает разного рода привилегии и награждения.
Данный момент предполагает использование теории Менеджеру передали в управление развитие нового направления в пределах конкретной организации. В момент принятия руководства перед ним стоят задачи по планированию и организации развития данного направления, ему необходимо разработать основные принципы и функции управления.
Данный подход придерживается теории __________ Силиконовая Долина всегда была тем местом, где достаточно быстро применяли все новомодные тенденции в менеджменте. Еще в 40-годы XX века основатели HP Билл Хьюлетт и Дэвид Пакард стали неформально общаться со своими сотрудниками и заставляли проводить подобные встречи старших менеджеров компании.
Данные положения описывают теорию ___________ Теория гласит, что для человека расходовать моральные и физические силы на работу также естественно, как отдыхать или играть. Это значит, что человека можно стимулировать на труд, если дать ему возможность полностью раскрыться, брать на себя ответственность, ощущать свою значимость для организации.
Данные положения описывают теорию ___________ Управление – это в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики, а уж потом следовать научным рекомендациям в области управления, носящим обобщающий и универсальный характер. Эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения остальных шести. Ключевыми составляющими являются следующие: стратегия –структура –системы –штат –стиль –квалификация – смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов. В соответствии с данной концепцией, только те организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи составляющих.
    Данные положения описывают теорию ___________ Современная организация объединяет технологическую сущность и кадровое обеспечение, нацеленное на осуществление определенной общественно полезной миссии. Под управлением подразумевается наличие, как минимум, таких сторон, как управляющая (субъект управления) и управляемая (объект управления). Процесс управления считается состоявшимся при передаче команды со стороны субъекта и ее восприятии со стороны объекта. Известно, что при осуществлении процесса управления передаваемая сверху команда (воздействие) вызывает ответную реакцию внизу. Очевидно, что эффективность такого взаимодействия будет в определенной мере зависеть от полноты и точности, качества и количества оказанного «воздействия», на базе которого формируется ответная реакция. Поэтому проблема создания эффективной обратной связи становится центральной.

Задание 1.2. Выберите правильный ответ.


1. Классификацию потребностей человека и взаимосвязей между ними, выстроенными в иерархию, в которой высшие запросы не выступают на первый план, пока не удовлетворены потребности низших уровней предложил:

А) Ренсис Лайкерт;

Б) Абрахам Маслоу;

В) Фредерик Тейлор.

2. Скелет организации, схема должностей и подразделений, на основе которой строятся формальные отношения между людьми в организации это –

А) организационная культура;

Б) организационная структура;

В) организационный дизайн.

3. Содержательные теории мотивации:

А) объясняют как человек делает свой выбор;

Б) объясняют что побуждает людей к определенным поступкам;

В) выделяют одну доминирующую потребность, определяющую поведение человека.

4. Эксперименты на заводе «Вестерн электрик» в Хоторне, в результате которых была сформулирована доктрина человеческих отношений проводил:

А) Джордж Келли;

Б) Альберт Бандура;

В) Элтон Мэйо.



y Стиль руководства - _________________________________________________________

Задание 1.3. Согласно типологии Бланшара, существует 4 основных стиля руководства, которые могут использоваться менеджером, в зависимости от уровня мотивации и компетентности его подчиненных. Вместе с тем, у каждого менеджера существует предпочитаемый стиль руководства, который он использует чаще всего в работе со своими подчиненными.

Вспомните выделенные стили и заполните таблицу.

Высокая      
Под держка  
     
Низкая Директивность Высокая Низкая    
         

y Инструкции в форме предложений являются признаком:

а) попустительского стиля руководства;

б) неуверенного стиля руководства;

в) демократического стиля руководства;

г) авторитарного стиля руководства;

д) либерального стиля руководства;

Задание 1.4. Прочитайте предложенные ситуации, проанализируйте их и определите, в каком стиле выстраиваются отношения.

Примеры Стиль
- Вы знаете, у нас закончились канцелярские принадлежности! – докладывает секретарь начальнику. - Да? Очень жаль. Всего доброго! – отвечает начальник.  
-Петр Сергеевич, мне нужно отпроситься. Мне надо к врачу – говорит секретарь Алена. - Конечно, я не возражаю, здоровье надо беречь – улыбается шеф.  
- Товарищи, с чем связаны перебои в работе с поставщиками. Давайте вместе подумаем и обсудим ситуацию – предлагает начальник сотрудникам.  
Сестра Мери заведовала системой католических школ в большом городе. Несколько лет подряд одна их школ – единственная частная школа в обедневшем квартале _ не зарабатывала денег на свое содержание, и аппарат архиепископа в конце концов решил закрыть ее. Когда сестра Мери последний раз пришла в школу, она не стала опечатывать двери, а собрала всех учителей и сотрудников на собрание и подробно рассказала им о постигшем школу финансовом кризисе - впервые финансовое положение обсуждалось с их участием. Сестра Мери попросила всех присутствующих поделиться своими мыслями о том. Как можно сохранить школу и как лучше провести процедуру закрытия, если дойдет до этого, и в основном слушала сотрудников. На протяжении двух месяцев она проводила собрания для родителей, членов общины, для учителей и сотрудников. В итоге всем стало ясно, что школу надо закрывать. То есть окончательное решение ничем не отличалось от первоначального.  
Штат департамента муниципалитета состоит из руководителя, двух менеджеров и 14 подчиненных. Начальник департамента большую часть времени занят текущей работой и круг его общения ограничивается менеджерами отделов. Начальник также считает, что является компетентным специалистом в своей области и принимает решения единолично, другие сотрудники при решении проблемных вопросов не участвуют.  
«Каждый входящий в рейхсканцелярию, должен чувствовать, что посетил властителя мира» - говорил Гитлер. Он также не допускал мысли о том, что совершить ошибку, а неуспех объяснял случайными и внешними факторами.  
Директор генерал-майор Перский – бывший воспитанник кадетского корпуса, исполняющий также должность инспектора учебного заведения, во всем был примером для кадетов, начиная от внешнего вида («имел в высшей степени представительную наружность и одевался щеголем», «был одет самым форменным, но самым изящным образом») до образца поведения. Авторитет он себе заработал не только безупречным внешним пведением, но и «дифференциацией обязанностей». Перский также уважал своих воспитанников и наказание считал унижением. А самое действенное в его понимании являлось обращение к чувствам кадетов. «Ду-ур-ной кадет!» - в его устах служило горьким памятным уроком, от которого заслуживший такое порицание часто не пил, не ел и всячески старался извиниться и тем утешить Михаила Степановича. (Из «Краткой истории Первого кадетского корпуса»)  

Задание 1.5. С помощью теста определите предпочитаемый вами стиль управления. Отвечая на вопросы, оцените в баллах степень своего согласия:

1 балл — нет, так совсем не бывает;

2 балла — нет, как правило, так не бывает;

3 балла — неопределенная оценка;

4 балла — да, как правило, так бывает;

5 балла — да, так бывает всегда.

Вопросы.

1. Я давал бы подчиненным нужные поручения даже в том случае, если есть опасность, что при их невыполнении критиковать будут меня.

2. У меня всегда много идей и планов.

3. Я прислушиваюсь к замечаниям других.

4. Мне в основном удается привести логически правильные аргументы при обсуждениях.

5. Я настраиваю сотрудников на то, чтобы они решали свои задачи самостоятельно.

6. Если меня критикуют, то я защищаюсь, несмотря ни на что.

7. Когда другие приводят свои доводы, я всегда прислушиваюсь.

8. Для того чтобы провести какое-то мероприятие, мне приходится строить планы заранее.

9. Свои ошибки я по большей части признаю.

10. Я предлагаю альтернативы к предложениям други;

11. Защищаю тех, у кого есть трудности.

12. Высказываю свои мысли с максимальной убедительностью.

13. Мой энтузиазм заразителен.

14. Я принимаю во внимание точку зрения других и старания включить ее в проект решения.

15. Обычно я настаиваю на своей точке зрения и гипотезах.

16. Я с пониманием выслушиваю и агрессивно высказываемые контраргументы.

17. Ясно выражаю свои мысли.

18. Я всегда признаюсь в том, что не все знаю.

19. Энергично защищаю свои взгляды.

20. Я стараюсь развивать чужие мысли так, как будто бы они были моими.

21. Всегда продумываю то, что могли бы ответить другие, и ищу контраргументы.

22. Я помогаю другим советом, как организовать свой труд.

23. Увлекаясь своими проектами, я обычно не беспокоюсь о чужих работах.

24. Я прислушиваюсь и к тем, кто имеет точку зрения, отличающуюся от моей собственной.

25. Если кто-то не согласен с моим проектом, то я не сдаюсь, а ищу новые пути, как переубедить другого.

26. Использую все средства, чтобы заставить согласиться со мной.

27. Открыто говорю о своих надеждах, опасениях и личных трудностях.

28. Я всегда нахожу, как облегчить другим поддержку моих проектов.

29. Я понимаю чувства других людей.

30. Я больше говорю о собственных мыслях, чем выслушиваю чужие.

31. Прежде чем защищаться, я всегда выслушиваю критику.

32. Излагаю свои мысли системно.

33. Я помогаю другим получить слово.

34. Внимательно слежу за противоречиями в чужих рассуждениях.

35. Я меняю точку зрения для того, чтобы показать другим, что слежу за ходом их мыслей.

36. Как правило, я никого не перебиваю.

37. Не притворяюсь, что уверен в своей точке зрения, если это не так.

38. Я трачу много энергии на то, чтобы убедить других, как им нужно правильно поступать.

39. Выступаю эмоционально, чтобы вдохновить людей на работу.

40. Стремлюсь, чтобы при подведении итогов были активны и те, которые очень редко просят слова.

Обработка результатов:

1. Сложите балльные оценки, проставленные вами в вопросах: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 27, 29, 31, 33, 35, 36, 40.

А =_______

2. Сложите баллы в вопросах: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 15, 17 19,21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 38, 39.

Б=________

Дайте интерпретацию по полученным результатам и краткие рекомендации. _______________

_________________________________________________________________________________

Задание 1.6. Выберите стиль работы с подчиненными в предложенных ситуациях.

История 1. Сергей – менеджер по продажам. С начала появления в компании он проявлял себя как успешный и инициативный продавец. Через короткий промежуток времени Сергей перестал интересоваться результатами работы, так как прошел энтузиазм и большую часть времени он проводит за изучением сайтов в Интернете.

История 2. Арина – менеджер по рекламе. Арина быстро увлекается новыми предложениями и регулярно приносит руководителю новые проекты и предложения по оптимизации работы в компании, причем, в областях порой далеких от рекламы. Большинство предложенных проектов являются мало реалистичными и несвоевременными.

История 3. Алексей был взят на работу в должности менеджера по персоналу. Надо сказать, что за время своей работы он быстро перезнакомился и нашел общий язык со всеми членами коллектива. Однако делопроизводством вместо него занимался секретарь отдела кадров, а подбором – линейные менеджеры. «Делопроизводство – дело секретарей,»- говорит он друзьям.

История 4. Марина просит дать ей больше времени на проект: «Ситуация на рынке изменилась, и я должна собрать дополнительную информацию. Мы сделаем программу, которая не имеет аналогов!»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: