Сравнительная характеристика интерактивных технологий

Сравниваемые показатели Интерактивные технологии
Неимитационные Имитационные
Цели Передача информации, создание предпосылок для развития некоторых как общих, так и профессиональных навыков и умений Знакомство с различными видами профессионального контекста, формирование профессионального опыта в условиях квазипрофессиональной деятельности
Особенности организации учебного занятия Проблемное содержание обучения, особая организационная процедура занятия, применение технических средств Игровая процедура в работе с моделью, имитационно-игровые ситуации
  Формы и методы Проблемная лекция, семинар-диспут, учебная дискуссия, «мозговой штурм», кооперативное обучение Неигровые формы: анализ конкретных профессиональных ситуаций. Игровые формы: дидактическая игра, стажировка с выполнением должностной роли, имитационный тренинг, игровое проектирование.
  Тактика обучения Диалогическое взаимодействие педагога и обучаемых Общение обучаемых между собой и с педагогом в процессе имитации
       

Таким образом, неимитационные технологии не предполагают построения моделей изучаемо­го явления или деятельности. В основе имитационных технологий лежит имита­ционное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в усло­виях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.

К основным формам и методам технологий интерактивного обучения относятся:

1) Проблемная лекция - предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоре­чия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учеб­ного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мысли­тельной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обу­чаемых.

2) Семинар-диспут - предполагает коллективное обсуждение какой-либо пробле­мы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут про­водится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различны­ми (табл. 8).

3) Учебная дискуссия (от лат. discussion – «рассмотрение», «исследование» - публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы) - один из методов проб­лемного обучения, используется при ана­лизе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос; при этом предполагаются альтернативные ответы.

4) Кооперативное обучение (учебное сотрудничество) – используется с целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих и основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы).

Таблица 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: