Сравниваемые показатели | Интерактивные технологии | ||
Неимитационные | Имитационные | ||
Цели | Передача информации, создание предпосылок для развития некоторых как общих, так и профессиональных навыков и умений | Знакомство с различными видами профессионального контекста, формирование профессионального опыта в условиях квазипрофессиональной деятельности | |
Особенности организации учебного занятия | Проблемное содержание обучения, особая организационная процедура занятия, применение технических средств | Игровая процедура в работе с моделью, имитационно-игровые ситуации | |
Формы и методы | Проблемная лекция, семинар-диспут, учебная дискуссия, «мозговой штурм», кооперативное обучение | Неигровые формы: анализ конкретных профессиональных ситуаций. Игровые формы: дидактическая игра, стажировка с выполнением должностной роли, имитационный тренинг, игровое проектирование. | |
Тактика обучения | Диалогическое взаимодействие педагога и обучаемых | Общение обучаемых между собой и с педагогом в процессе имитации | |
Таким образом, неимитационные технологии не предполагают построения моделей изучаемого явления или деятельности. В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.
|
|
К основным формам и методам технологий интерактивного обучения относятся:
1) Проблемная лекция - предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.
2) Семинар-диспут - предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различными (табл. 8).
|
|
3) Учебная дискуссия (от лат. discussion – «рассмотрение», «исследование» - публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы) - один из методов проблемного обучения, используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос; при этом предполагаются альтернативные ответы.
4) Кооперативное обучение (учебное сотрудничество) – используется с целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих и основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы).
Таблица 8