(по В.В. Гузееву)
Действующее лицо | Выполняемая работа |
Докладчик | Излагает в тезисной форме существо защищаемой точки зрения, позиции (основные положения, факты) |
Содокладчик | Подкрепляет аргументами, обосновывает, иллюстрирует позицию докладчика |
Оппонент | Демонстрирует контрпримеры и контраргументы, излагает иную точку зрения |
Эксперт | Проводит сравнительный анализ аргументов и контраргументов, определяет области их истинности |
«Провокатор» | Задает «каверзные» вопросы. Приводит неожиданные примеры – инициирует общую дискуссию |
Ассистент | Осуществляет материально-техническое обеспечение (готовит плакаты, схемы, кодограммы, видеозапись и т.д.) |
Технология работы учебной группы при учебном сотрудничестве может быть следующей:
· постановка проблемы;
· формирование малых групп (микрогрупп по 5-7 человек), распределение
ролей в них, пояснения преподавателя об ожидаемом участии в дискуссии;
· обсуждение проблемы в микрогрупрах;
· представление результатов обсуждения перед всей учебной группой;
|
|
· продолжение обсуждения и подведение итогов.
5) «Мозговой штурм» - имеет целью сбор как можно большего количества идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. «Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе. Основные принципы и правила этого метода - абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.
6) Дидактическая игра – является важным педагогическим средством активизации процесса обучения в профессиональной школе. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие. Технология дидактической игры состоит из трех этапов (табл. 9).
Таблица 9