Основные виды и типы социологических исследований

Классификация исследований производится по разным основаниям, взависимости от преследуемых целей. Так, по своей направленности, по непосредственному отношению практике выделяются фундаментальные (ориентированные на открытие законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур) и прикладные (ориентированные на применение результатов фундаментальных исследований для решения не только познавательных, но и практических задач) исследования. Однако в век НТР, когда наука становится неотъемлемой частью практической деятельности в разных сферах, такое противопоставление является, в значительной мере, условным. Правильнее, пожалуй, указывать на преимущественную ориентацию на фундаментальные или прикладные аспекты) тех или иных исследований.

Такая же условность прослеживается в дихотомии: эмпирические - теоретические исследования, основания которой восходят к традиции противопоставления типов получаемых знаний. Эмпирическое исследование в такой классификации понимается как направленное на получение эмпирического фактофиксирующего знания; теоретическое - на создание элементов теории. Относительность такого членения очевидна, так как «речь в этом плане может идти лишь о преимущественном характере исследований, поскольку вместе с системой факторов всегда формулируются и некоторые теоретические положения, а разработка научных теорий обычно сопровождается сбором эмпирического материала, на основе которого теории корректируются и проверяются».

Подобные пересечения можно обнаружить и при анализе других типов и видов социологических исследований. Не ставя под сомнение возможность классификаций, которые имеют под собой достаточные основания, следует отметить, что они не затушевывают роли реализуемых в них общих принципов социологического познания и, в частности, тех, которые связаны с использованием моделей познаваемой реальности.

Общие принципы познания, его теоретические (общие и специальные) и философско-мировоззренческие предпосылки составляют методологию исследования. Ее содержание видоизменяется в зависимости от объекта и предмета исследования, а также исследовательских ориентаций. Но формально она реализуется в структуре научного поиска, включающей компоненты, общие для разных типов социологического исследования.

Все структурные компоненты исследования логически взаимосвязаны и дополняют друг друга. Логика научного поиска как раз и состоит в том, чтобы обеспечить преемственность между разными исследовательскими процедурами и последовательными этапами социологического исследования за счет общности реализуемых в них методологических принципов.

Так, в конкретном социологическом исследовании выделяют три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Обоснование исходных методологических установок происходит на первом, подготовительном этапе, в рамках которого разрабатывается программа исследования. Однако, в дальнейшем, в ходе сбора и обработки социологической информации (основной этап исследования) и ее анализа (заключительный этап) методологические установки не теряют своей значимости.

В процессе сбора информации методология находит свою апробацию, подтверждение на практике. Если же этого не происходит, то по ходу исследования исходные установки корректируются и изменяются, иногда существенным образом. На заключительном этапе происходит как бы «сворачивание» процесса исследования: в выводах содержится подтверждение либо опровержение выдвинутых гипотез, попутно оценивается эффективность использованных методологических принципов и методических приемов исследования - и в результате даются рекомендации по решению поставленных исследовательских задач. Если рекомендации «работают» на решение проблемы, значит, методология исследования получила свое практическое подтверждение.

Таким образом, в социологическом исследовании, кроме конкретных познавательных и практических задач, решаются и вопросы апробации общих принципов исследования - его методологии. Иногда эти задачи выходят на первый план, если перед исследователем непосредственно стоит проблема разработки и проверки тех или иных методологических принципов и подходов. В прикладных исследованиях такая методологическая «нагруженность» не всегда присутствует в явном виде. Чаще всего, методологическим вопросам отводится основное место в программе исследования, а, в дальнейшем, они воспринимаются как нечто, само собой, разумеющееся, не требующее дополнительного анализа. Это вполне объяснимо, так как результаты всегда гораздо интереснее и важнее, чем тот путь, которым они получены.

К сожалению, на современном этапе развития отечественной социологии еще достаточно часто можно встретиться с ситуацией, которую научный фольклор охарактеризовал словами «пришел, увидел, опросил». В подобных исследованиях игнорирование четко изложенных исходных методологических положений выдается за полное отсутствие таковых. Хотя на самом деле исследователь руководствуется ими, делая это иногда неосознанно. Причем такие неявные методологические установки далеко не так безобидны, как может показаться на первый взгляд. Они способны не только дезориентировать исследователя, затруднив ход поиска истины, но и привести к принципиально неверным результатам.

По этому поводу вспоминается притча о мальчике, который взялся доказать, что паук слышит ногами. Для доказательства он использовал такой эксперимент: посадив невредимого паука на стол, приказывал ему: «Беги!» Паук убегал. Затем мальчик, оторвав пауку ноги, отдал такой же приказ... Но паук не тронулся с места. Вывод, сделанный юным экспериментатором, — потеряв ноги, паук перестал слышать, значит, органы слуха у него в ногах.

Разумеется, трудно ставить в вину этому, вероятно, мифическому, но очень правдоподобному исследователю, отсутствие теоретико-методологической базы в его эксперименте. Гораздо меньше юмора содержится в экспериментах взрослых исследователей, которые произвольно выдают желаемое (без должного обоснования) за действительное.

Рассматривая структуру социологического исследования, надо остановиться, прежде всего, на характеристиках его основных этапов: подготовительном; полевом, в ходе которого собирается необходимая социологическая информация; этапе обработки и анализа социологической информации; а также на заключительном этапе, который связан с формулированием выводов, рекомендаций, оформлением основных результатов.

Отображение логики социологического исследования
в его программе

Программа социологического исследования – это документ, содержащий методологические и процедурные предпосылки научного поиска. По содержанию – это изложение логики исследования, целенаправляющей научный поиск, описание и обоснование конкретных методических приемов сбора и анализа социологической информации, необходимой для решения проблемы.

Соответственно этим содержательным целям в программе выделяют два раздела: методологический и процедурный (методику).
Их разделение в некоторой степени условно, но при изучении вопроса, связанного с разработкой программ социологических исследований, представляется целесообразным акцентировать внимание на содержательных особенностях двух разделов программы.

В первом, методологическом, который начинается с фиксации проблемной ситуации, определяется проблема исследования, анализируются объект и предмет изучения, уточняются и эмпирически интерпретируются исходные понятия, ставятся цели и задачи исследования, формулируются исходные гипотезы.

В процедурной части программы (методике) определяются обследуемые совокупности или уточняются способы формирования выборочных совокупностей. Существуют разные виды выборки. Основные из них: 1) метод типичных отдельных случаев или монографическое исследование; 2) статистические выборочные методы – целенаправленный и квотный отбор, а также разные варианты случайного, вероятностного выбора.

В процедурной части на основе операционализации понятий разрабатывается набросок основных методов сбора социологической информации. Здесь же уточняются методы ее анализа и формы заключительной научной отчетности.

При изучении темы студентам следует обратить внимание на то, что программа – это модель социологического исследования, и чем более совершенная эта модель, тем более эффективным будет процесс реального исследования.

На основе программы составляется рабочий план исследования, в котором определяются сроки проведения работ, фиксируются исполнители и соисполнители, предлагается расчет денежных средств, необходимых для размножения полевых документов и машинной обработки данных, для транспортных расходов и т.п., обосновывается численность сотрудников и их квалификация, включая вспомогательный персонал и (или) привлечение помощников на общественных началах, определяются сроки представления предварительных и итоговых результатов работы. К рабочему плану прилагается обоснование объема полных финансовых затрат на проведение исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: