Причины злоупотребления алкоголем в России

Основными причинами алкогольной сверхсмертности и других алкогольных проблем в России являются:

• Крайне высокий среднедушевой уровень потребления алкоголя

• Мировое лидерство по потреблению крепких напитков

• Ошибки государственного регулирования алкогольной сферы

• Ценовая доступность алкоголя

• Круглосуточная доступность алкоголя

• Шаговая доступность алкоголя

• Доступность нелегального алкоголя вследствие недостатков российского законодательства

• Социально-культурная приемлемость злоупотребления алкоголем

• Недостатки системы медицинской помощи алкоголезависимым людям

Крайне высокий среднедушевой уровень потребления алкоголя. Россия находится среди лидеров по потреблению алкоголя. По официальным данным, уровень потребления алкогольных напитков составляет в России в пересчете на безводный спирт 10,5 литров на взрослого человека, а по оценкам экспертов - 14-15 литров. Таким образом, приблизительно треть потребления алкоголя в России приходится на легальные крепкие напитки, треть - на вино и слабоалкогольные напитки и еще треть - на нелегальные крепкие напитки.

База данных Всемирной организации здравоохранения «Всемирная база данных по алкоголю»[83][1] содержит официальные данные ВОЗ по официальному, зарегистрированному потреблению алкоголя и по неучтенному потреблению в 2003 г. При сложении этих показателей, Россия оказывается в пятерке наиболее пьющих стран мира -среднестатистический россиянин, включая грудных детей, в целом потребляет 15,22 литра чистого спирта в год, в том числе зарегистрированное потребление составляет 10,32 литра, незарегистрированное - 4,90 литра.

Судя по некоторому снижению алкогольной смертности, за 2006-2007 гг. доля нелегального алкоголя на российском рынке несколько снизилась в связи с введением системы ЕГАИС и практики денатурации спиртосодержащих жидкостей технического характера, однако она по-прежнему остается неприемлемо высокой.

Средний уровень потребления в России - около 15 л - выходит далеко за уровень безопасного и нуждается в существенном сокращении. Согласно экспертам ВОЗ, опасным уровнем является среднее потребление, превышающее 8 л алкоголя на душу населения в год[84][2].

Россия - мировой лидер по потреблению крепких напитков. Основной ущерб от потребления алкоголя в России на протяжении многих лет вызывает сочетание высокого количественного уровня потребления алкоголя и опасной североевропейской модели потребления, предполагающей прием преимущественно крепких напитков в больших дозах за мероприятие.

Главной причиной тому является т.н. «водочная» модель потребления алкоголя. Доля алкоголя, потребленного в виде крепких напитков (включая нелегальные), в России по сей день остается самой высокой в мире.

Крепость алкогольного напитка, как правило, определяет объем разовой дозы и риск смертельно опасной интоксикации. Хотя прием тех же самых доз этанола в виде крепких и слабых напитков оказывает сходное токсическое воздействие, риск ущерба прямо зависит от крепости употребляемого алкоголя. Потери от смертности в основном связаны с потреблением крепких напитков. Чем выше крепость напитка, тем незаметнее набирается опасная доза, поскольку она содержится в малом объеме выпитого. При приеме 400 мл этилового спирта смертность достигает 50%[85][3]. Эта доза представляет в пересчете литр водки, что выпить за один раз вполне реально, или 5 литров 8% вина или десять литров 4% пива, что выпить за один момент уже практически нереально.

Население России слабо информировано о границах, отделяющих потребление алкоголя с относительно умеренным риском, от однозначно опасного злоупотребления. Очень многие люди в России превышают предельное количество алкоголя, с которого отмечается резкий рост рисков болезней и смерти. Оно составляет для мужчин от 70 до 80 мл этанола и более (что соответствует 175–200 мл [т.е. 1½ стакана] водки или самогона, или около одного литра 8% вина, или двух литров 4% пива), а для женщин – от 55 г до 64 г и более (150 мл водки, 750 мл 8% вина или 1,5 литра 4% пива)[86][4].

По данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) волны 2004 г., три четверти (77,3%) пьющих водку мужчин 20-55 лет потребляли 200 мл за раз. Для самогона эта доля составила 83,9%. В то же время разовый прием более литра вина или более двух литров пива и значительно менее распространен (4% и 6,3% соответственно). Таким образом, при водочной структуре потребления алкоголя подавляющее большинство потребляющих алкоголь россиян подвержены высокому риску.

Потребление слабоалкогольных напитков (особенно среди молодежи) в России также носит деструктивный характер, способствуя раннему развитию алкогольной зависимости у молодых людей, росту социальных проблем, ущербу для здоровья нации. Тем не менее, потери здоровья и жизни людей от крепких напитков многократно выше.

Ошибки государственного регулирования алкогольной сферы. Несовершенство законодательства. Мировой нормой является то, что в качестве основных регуляторов алкогольного рынка выступают министерства здравоохранения и парламентские комитеты по вопросам здоровья, которые способны объективно оценить ситуацию, предотвратить ущерб, эффективно использовать доходы от алкоголя для решения социальных проблем. В России регулированием алкоголя занимаются экономические и аграрные ведомства и комитеты, которые традиционно во всех странах мира больше подвержены лоббизму алкогольной отрасли. Сложившиеся в настоящее время в России экстремально высокие человеческие и социально-экономические потери от злоупотребления алкоголем в значительной степени обусловлены агрессивными действиями алкогольного лобби, продиктованными стремлением к сверхприбыли, масштабной криминализацией производства этилового спирта и крепкой алкогольной продукции и приходом в страну транснационального алкогольного бизнеса.

В связи с этим неудивительно, что законодательство Российской Федерации в сфере регулирования алкоголя в настоящее время представлено фрагментарными, слабыми, плохо согласованными актами и нормами, среди которых:

Федеральный закон N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22 ноября 1995 г.;

Федеральный закон N 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» от 07.03.2005;

Нормы Федерального закона N 38-ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006;

Нормы Налогового кодекса Российской Федерации;

Нормы Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

В российском законодательстве базовым законом по регулированию алкогольной сферы является 171 ФЗ, в целеполагание которого вообще не входит защита от алкогольной угрозы в современном понимании. Примечательно, что уже в ст. 1.1. закона говорится:

«Государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области».

Для сравнения приведем преамбулу закона № 27 от 2 июня 1989 года «О торговле алкогольными напитками» Норвегии:

«Целью регулирования импорта алкогольных напитков и торговли ими в соответствии с настоящим законом является максимальное возможное уменьшение вреда для общества и отдельного человека, к которому может привести употребление алкогольных напитков. С этой целью закон призван ограничить потребление алкогольных напитков».

Отмеченная принципиальная направленность российского законодательства фактически исключает Министерство здравоохранения и социального развития и парламентские комитеты по здравоохранению из регулирования алкогольной сферы и отводит ключевую роль экономическим и сельскохозяйственным министерствам и ведомствам и комитетам в Государственной думе и Совете Федерации, при том, что во всем мире экономические ведомства традиционно более подвержены влиянию алкогольного лобби.

Несовершенство законодательства в России в значительной степени объясняется тем, что в стране практически не развита система сдерживания коммерческих и других корпоративных интересов алкогольной индустрии, пока успешно выдающей себя в глазах руководства страны и общественности за объективного эксперта, радетеля государственных и народных интересов в данной сфере. Созданная 1 января 2009 г. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка вряд ли сможет взять на себя функции по защите здоровья россиян, поскольку к ее функциям относится противодействие нелегальному производству и обороту алкоголя, в то время как легальный оборот приносит не меньший вред общественному здоровью.

Более того, из сферы регулирования 171 ФЗ полностью выведено решение важнейших аспектов, формирующих алкогольную угрозу в стране – алкогольных суррогатов медицинского и парфюмерного назначения, а также самогоноварения:

«Ст. 1.3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:

- деятельность граждан (физических лиц), производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт;

- деятельность организаций, связанную с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения…

- Правительство Российской Федерации исходя из объема потребительской тары (упаковки) и (или) стоимости парфюмерно-косметической продукции вправе устанавливать перечень этой продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие настоящего Федерального закона».

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ содержит такие мягкие санкции за торговлю нелегальным и суррогатным алкоголем, что фактически неспособен поставить эффективный заслон нарушениям:

«Статья 6.14. Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам,

- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов».

Вместе с тем, практически не применяется возможная альтернатива – статья 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».

Это связано с тем, что в большинстве случаев алкогольные суррогаты представляют собой достаточно чистый раствор этилового спирта, не содержащий повышенного содержания токсических примесей. При этом даже когда эта статья применяется, в подавляющем большинстве случаев мерой наказания избираются штрафы или лишение свободы условно.

Статья 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство» также в большинстве случаев не может быть применена из-за слишком высокого порога, который представляет собой «крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере».

Не работает и статья 234 УК РФ «Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта», поскольку она относится к легким уголовным преступлениям, не попадает под прокурорскую подследственность, не требуется к исполнению руководством МВД при помощи т.н. «палочной системы» и влечет недостаточно жесткое наказание, для того чтобы предотвратить выгодную криминальную деятельность по торговле этиловым спиртом.

Федеральный закон N 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» от 07.03.2005 выводит пиво из-под регулирования алкогольной продукции, что создает заметно более льготный режим торговли. В настоящее время пиво практически не регулируется как социально опасный продукт, каковым оно является. Блокирование включения пива в сферу регулирования базового закона об алкоголе является юридическим нонсенсом в мировой практике, способствует укреплению мифа о нормальности и безвредности потребления пива в любых количествах. Так как пиво в правовом отношении пока не является алкогольным напитком, оно стало в глазах многих просто напитком.

Федеральный закон N 38-ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 не позволяет эффективно противодействовать современным изощренным маркетинговым действиям алкогольной индустрии.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает неоправданно низкие акцизы в сфере регулирования алкоголя (см. рис. 2.1.1).

Таким образом, современное законодательство России не способно защитить интересы человека, общества и государства от алкогольной угрозы, в значительной степени генерируемой алкогольной индустрией, и нуждается в принципиальном совершенствовании.

Ценовая доступность алкоголя. Сейчас на среднюю зарплату россиянина можно купить в разы больший объем алкоголя, чем в советские годы. Это стало результатом популистских решений руководства России начала 90-х годов. В 1992 г. цены на водку были административно зафиксированы, в то время как цены на остальные продукты росли в режиме гиперинфляции. В 1998 г. акцизы на водку не были проиндексированы в соответствии с ростом уровня цен, что привело к ее резкому удешевлению. В обоих случаях эти популистские решения привели к росту смертности населения страны и миллионным человеческим потерям[87][5]. По расчетам, основанным на российских данных, падение реальной цены и соответствующий рост доступности водки стали ключевыми факторами роста смертности в постсоветской России.

Несмотря на то, что акцизы на крепкие алкогольные напитки выше, чем на напитки более слабые, крепкие напитки значительно дешевле для потребителя (см. рис. 2.1.1–2.1.2).

При этом различия стоимости грамма этанола в разных напитках в России (см. рис. 2.1.2) настолько велики, что созданы сильнейшие экономические стимулы для потребления именно самых опасных – крепких алкогольных напитков, в первую очередь – водки.

Круглосуточная доступность алкоголя. В настоящее время в большинстве населенных пунктов России приобрести алкоголь можно в любое время суток, чего не наблюдается ни в одной цивилизованной стране. В большинстве северных стран алкогольные напитки не продаются в нерабочее время, а также по воскресеньям и, кроме того, по субботам во второй половине дня.

Шаговая доступность алкоголя. Количество торговых точек, продающих крепкие напитки, в расчете на 100 тыс. человек в России в 7–10 раз выше, чем в странах Скандинавии. В Исландии один магазин, торгующий напитками крепче 4,75%, приходится на 15,9 тыс. человек, в Финляндии - на 6,3 тыс., в Швеции и Норвегии – на 4,5 тыс. При этом на всю такую отнюдь не маленькую страну как Норвегия приходится всего 211 торговых точек, продающих крепкие алкогольные напитки[88][6]. Для сравнения, на одно Подмосковье приходится более 15 тысяч таких точек, или одна точка на 400 человек. При этом доступность слабоалкогольных напитков в связи с широкой практикой продажи их в киосках в России и культурно близких странах вообще беспрецедентна.

Доступность нелегального алкоголя вследствие недостатков российского законодательства. Распространенное в России потребление нелегального и суррогатного алкоголя, т.е. спиртосодержащих жидкостей непищевого – технического, медицинского и парфюмерного назначения остается существенной системной проблемой, не единственным и не главным, но все-таки важным источником алкогольной смертности в России. Главная опасность нелегального алкоголя заключается в его дешевизне – разрыв здесь может достигать троекратного размера[89][7]. Исследование доступности суррогатов в 17 регионах России выявило факты многочисленных нарушений законодательства в этой области, свободную доступность суррогатов для населения в большинстве городов России, хотя есть и отдельные города, где их нет в продаже[90][8].

Проблема доступности нелегального алкоголя не только вносит значительный вклад в алкогольную смертность, но и препятствует внедрению эффективной ограничительной алкогольной политики (см. раздел «Миф о нелегальном алкоголе»).

Многолетние токсикологические исследования фальсифицированной (нелегальной, «паленой») водки, самогона и суррогатов показывают, что их токсичность, в целом, такая же, как у качественных алкогольных напитков той же крепости из пищевого этилового спирта.

Тем не менее, стоит еще раз подчеркнуть, что распространенное в России потребление суррогатов алкоголя остается не единственным и не главным, но все же важным источником алкогольной смертности в нашей стране.

По материалам г. Ижевска, употребление алкогольных суррогатов 5 или более раз в неделю ведет к 9-кратному увеличению риска смерти мужчин трудоспособного возраста по сравнению с теми, кто никогда не пьет суррогаты. При этом анализ химического состава потребляемых в Ижевске суррогатов также не выявил в них токсических примесей, все суррогаты представляли собой раствор этилового спирта высокой крепости[91][9]. Столь высокая смертность от суррогатов связана не только с тем, что на суррогаты, как правило, переходят маргинализировавшиеся алкоголики, но и с очень

высоким содержанием в суррогатах этанола, определяющим их крайне высокую токсичность[92][10].

Причиной высокой доли нелегального алкоголя на российском рынке являются неполнота регулирования многих аспектов в российском законодательстве. Так, ст. 1.3. 171 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 19 июля 1995 г. фактически выводит из-под действия закона самогоноварение не в целях сбыта, парфюмерные суррогаты и спиртосодержащие жидкости медицинского назначения. Хотя медицинские настойки регулируются приказом Росздравнадзора N 2005-Пр/06 от 7 сентября 2006 г., запрещающим продажу некоторых из них в таре более 25 мл, в целом, регулирование данной сферы далеко от совершенства.

В большинстве случаев ответственность за нарушения в данной сфере ограничивается той, что предусмотрена статьей 6.14. Кодекса РФ об Административных правонарушениях «Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам».

В редких случаях мотивированным следователям удается возбудить дело по статье 171 Уголовного кодекса РФ «Незаконное предпринимательство» (когда размер ущерба государству достаточно высок) или по 238 статье Уголовного кодекса РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» (если в нелегальной продукции есть токсичные примеси в дополнение к этиловому спирту, что бывает далеко не всегда). Однако в целом, уголовное наказание к данным правонарушениям применяется неадекватно редко.

Социально-культурная приемлемость злоупотребления алкоголем. В России потребление алкоголя укрепилось в традициях, оно ритуализировано.

Распространено потребление алкоголя на рабочем месте. Пребывающие в состоянии опьянения люди управляют машинами и механизмами, падают на улице и замерзают, становятся жертвами криминала, убийств, самоубийств. Россия (вместе с Украиной, Латвией и некоторыми другими постсоветскими государствами) относится к числу тех немногих стран, где рекордный уровень потребления алкоголя сочетается с максимально опасной культурой потребления[93][11] (алкоголь выпивается большими дозами за раз, питие до интоксикации, потребление алкоголя на улице и т.д.).

До сего дня в России отсутствует государственный документ, в котором адекватно определялась бы проблема злоупотребления алкоголем и соответствующая государственная алкогольная политика. Научные исследования практически неразвиты. Информационное пространство искажено в пользу алкогольного бизнеса. СМИ не обеспечивают адекватного информирования населения по данному кругу вопросов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: