Выбор буровой установки производится исходя из параметров:
1. Максимальная грузоподъемность, характеризует предельно допустимые значения нагрузки на крюке, которое не может быть превышено при выполнении любых технологических операций в процессе всего цикла строительства скважины
2. Рекомендуемая глубина бурения скважины в каждом конкретном случае может отличаться от указанного в рекомендациях.
Однако во всех случаях должно соблюдаться условие:
Где: - максимальный вес бурильной колонны.
- рекомендуемая глубина бурения.
- вес 1м бурильных труб, Н/м
Тип привода выбирается в зависимости от конкретного региона.
П
7. Глоссарий.
Глоссарий терминов, используемых при разработке
учебно-методического комплекса дисциплины
ГОС ВГТО - государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
ТЗ - тестовое задание.
БТЗ - банк тестовых заданий.
ДОТ -дистанционные образовательные технологии.
ООП - основная образовательная программа.
УМ К - учебно-методический комплекс дисциплины.
|
|
ББК - Библиотечно-библиографическая классификация.
Модуль - совокупность разделов учебной дисциплины (или учебных дисциплин), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и планируемым результатам освоения ООП.
РП - рабочая программа.
Направление подготовки - совокупность образовательных программ различного уровня в одной профессиональной области.
Результаты обучения - усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции.
Учебно-методический комплекс дисциплины — совокупность взаимосвязанных учебно-методических материалов, необходимых для организации и осуществления учебного процесса, на различных носителях информации по учебной дисциплине конкретного учебного плана специальности (направления).
Учебник — учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебник — это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения студентами. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям ГОС ВПО и полностью раскрывать учебную программу по конкретной дисциплине.
Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Учебно-методическое пособие - учебное издание, содержащее систематизированные материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины (ее раздела, части): тематику и методику различных практических форм закрепления знаний, развития умений и навыков в процессе формирования общекультурных и профессиональных компетенций, контролируемых при выполнении контрольных, курсовых, дипломных работ и т.д. Разновидностями учебно-методических пособий могут быть методические рекомендации по изучению дисциплины, методические рекомендации по выполнению практических, лабораторных, контрольных, курсовых, дипломных работ и прохождению практик.
|
|
Методические указания к лабораторным, практическим, семинарским занятиям -
учебное издание, содержащее рекомендации для студентов по подготовке к лабораторным, практическим, семинарским занятиям, а также определяющее порядок работы на занятии.
Практикум - учебное издание, предназначенное для закрепления пройденного материала и проверки знаний различными методами. Содержит практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного. Основными разновидностями практикумов являются сборники упражнений, сборники задач (задачники), сборники иностранных текстов, сборники описаний лабораторных работ (лабораторные практикумы).
Курс лекций — учебное издание, содержащее тексты лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или по дисциплине в целом. Курс лекций рассматривается как дополнение к учебнику, развивающее содержание учебника за счет новых оригинальных материалов или заменяющее учебник в случае его отсутствия.
Банк тестовых заданий — общая совокупность тестовых заданий по дисциплине, из
которых составляется путем компоновки различные варианты тестов
Рабочая программа дисциплины — нормативный документ, входящий в состав основной образовательной программы (ООП) и определяющий объем, содержание, порядок изучения учебной дисциплины, а также способы контроля результатов ее изучения. Программа каждой дисциплины направлена на выполнение единой целевой установки подготовки конкретного специалиста, магистра и представляет собой базовый учебно-методический документ.
Цели и задачи учебно-метолического комплекса дисциплины
Создание УМК нацелено на выполнение требований Государственного образовательного стандарта к подготовке выпускника по направлению (программе) ВГ10 и предназначено для:
- систематизации содержания и организации изучения учебной дисциплины и профессионального модуля с учетом достижений науки, техники и производства, оказания методической помощи молодым преподавателям при их подготовке к занятиям;
- планирования и оценки работы кафедр по совершенствованию учебно-методического обеспечения учебного процесса;
- оптимизации содержания обучения;
- эффективного планирования и организации самостоятельной учебной работы и контроля знаний студентов;
- оказания методической помощи преподавателям при подготовке и проведении учебных занятий по дисциплине.
- оказания студентам методической помощи в усвоении учебного материала;
- повышения качества и эффективности проведения занятий по данной дисциплине и профессиональному модулю;
- повышения эффективности и качества знаний обучающихся.
Состав учебно-методического комплекса
Учебно-методический комплекс дисциплины - это комплект документов и методических разработок, в которых дается системное описание образовательного процесса по конкретной дисциплине учебного плана, устанавливающих:
- комплекс теоретических знаний и практических навыков, который должны освоить студенты по дисциплине при осуществлении всех видов учебных занятий;
- последовательность изучения отдельных разделов дисциплины;
- объем, содержание и последовательность проведения всех видов аудиторных занятий;
|
|
- виды и объем самостоятельной работы студентов:
- формы контроля и оценки учебных достижений студентов.
УМК предназначен как преподавателям, так и обучающимся. Он позволяет и тем и другим оптимально организовать свое время и отвечает принципу «прозрачности» образования.
При организации и проведении учебного процесса разрешается использовать только УМК. утвержденный в установленном порядке для преподаваемой дисциплины.
В состав УМК в соответствии с требованиями ГОС ВПО включены следующие обязательные элементы:
Утвержденная рабочая программа дисциплины, составленная с учетом содержания ПрООП, примерной программы дисциплины и учебного плана по направлению подготовки (специальности).
Материалы по используемым инновационным методам обучения.
Под инновационными методами в высшем профессиональном образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы
Дисциплина «Бурение гидрогеологических и водозаборных скважин»
(Бурение гидрогеологических и водозаборных скважин) базируется на следующих основных
понятиях и терминах
Водоносный горизонт – называется пласт водопроницаемой породы, заполненный водой и способный отдавать её.
Природные резервуары или коллекторы, вместилища для воды, нефти и газа в недрах земной коры
Ловушка нефти и газа- часть коллектора, условия залегания которого и взаимоотношение с экранирующими породами обеспечивают возможность накопления и длительного сохранения нефти(газа)
Дебит- объем жидкости или газа, поступающий в единицу времени, например, из скважины.
Дебит удельный - отношение дебита к понижению.
Понижение – уменьшение уровня жидкости в скважине в результате откачек.
Вскрытие пласта- процесс создания надежного сообщения пласта со стволом разведочной и эксплутационных скважин, обеспечивающий движение жидких и газообразных полезных ископаемых на земную поверхность.
|
|
Освоение скважин - комплекс работ по вызову притока пластового флюида из продуктивного горизонта на поверхность с целью достижения проектной производительности скважины.
Конструкция скважины – информация о длине скважины, диаметре ствола по интервалам глубин, числе, диаметре и длине обсадных колонн, интервалах цементирования, о способах соединения скважины с продуктивным горизонтом.
Фильтр буровой скважины – устройство для оборудования водопроницаемой части скважины.
ОП - опробователь пластов, внедряемый в рыхлый водонасыщенный песок.
СИП-3 – съемочный испытатель пластов, применяемый в устойчивых породах.
КИИ – комплект испытательных инструментов с глубинными измерительными приборами.
Долото шарошечное – наиболее универсальный и распространенный породоразрушающий инструмент при вращательном бурении, элементами которого являются шарошки.
Долото PDC – долото, в котором в качестве резцов применяются искусственные поликристаллические алмазы.
Бурильная головка (шарошечная, алмазная) – инструмент, разрушающий при бурении скважин на нефти и газ породу по периферии забоя, оставляя в центре скважины колонку породы (керн).
Бурильные трубы – основная часть бурильной колонны. Предназначены для спускаподъема бурового снаряда передачи режимов бурения долоту, подачи тампонажных материалов и т.д..
Буровая установка – комплекс расположенных на поверхности машин, агрегатов, механизмов и сооружений, предназначенных для бурения и крепления скважин, а так же аппаратуры для контроля и регулирования процесса бурения.
УБТ – утяжеленные бурильные трубы.
Роторное бурение – вращение передаётся долоту от ротора, установленного на устье, через колонну бурильных труб.
Турбобур – забойный гидравлический двигатель, вал которого вращает гидравлическая турбина, получающая энергию от потока нагнетаемого в скважину промывочной жидкости.
ВЗД – винтовой забойный двигатель – гидравлический забойный двигатель объемного типа, рабочие органы которого выполнены по схеме планетарного механизма, приводимого в действие за счет энергии промывочной жидкости.
Электробур – забойная буровая машина с погружным электродвигателем, предназначенная для бурения глубоких скважин на нефть и газ.
РТБ – реактивно- турбинное бурение.
ВС – вибросита.
БПР – блок приготовления раствора.
ПГ – перемешивание гидравлическое.
ПГ – пескоотделитель.
АН – амортизатор наддолотный.
ГИВ – гидравлический индикатор веса.
ГИМ – индикатор крутящего момента на роторе.
РГР – расходомер бурового раствора.
ИБГ – манометр геликсный.
ГИД – измеритель давления на выходе буровых насосов.
ИСР – измеритель частоты вращения на роторе.
ИХН – измеритель ходов поршня бурового насоса в единицу времяни.
ИП – измеритель проходки.
ГМК – измеритель крутящего момента на механическом ключе.
РПДЭ – автоматический регулятор подачи долота.
КЛ – калибратор.
ЦМ – центратор.
СКР – стабилизатор крестообразный роторный.
РШ – расширитель шарошечный.
РД – расширитель дисковый.
ТО – турбобуры отклонители.
ШО – шпиндель отклонитель.
СВП – системы верхнего привод.
КГТ – колонна гибких труб.
Упорно кольцо – предназначено для получения четкого сигнала об окончании процесса продавлиивания тампонажного раствора.
Турбулизаторы – предназначены для завихрения восходящего потока тампонажного раствора в затрубном пространстве.
УСЦ – устройство для ступенчатого цементирования.
ПЗП – призабойная зона пласта.