Экономическая теория информации — теория поиска

И теории ожидаемой полезности имеющаяся у субъекта инфор-.Ш1М проявлялась в знании вероятности, с которой им будет полу 1 п.; та или иная полезность.


Другой способ трактовки неопределенности в основном неоклас­сическом течении экономической теории связан с трактовкой инфор­мации как самостоятельного блага, полезность которого состоит it уменьшении неопределенности19. Разумеется, в большинстве ситуа­ций реальной хозяйственной жизни это благо является ограничен­ным и платным, иными словами, экономическим. Соответствующий раздел экономической теории получил наименование экономичес­кой теории информации. Одним из пионеров здесь был экономист Чикагской школы нобелевский лауреат Джордж Стиглер, одноимен­ная статья которого вышла в 1961 г.20 Стиглер предполагает, что на рынке даже однородных товаров существует разброс цен. Поэтому поиск продавца с минимальной ценой может быть выгодным для по­купателя. Экономия от дополнительной «единицы поиска», т.е. до­полнительного опрошенного продавца, составит

где q — количество приобретаемого товара, р — минимальная цена, уменьшающаяся в ходе поиска, ий- число единиц поиска. Произ­водная берется по модулю, так как имеет отрицательный знак — с продолжением поиска предельная экономия уменьшается. Оптималь­ная продолжительность поиска определяется из равенства предель-! ной экономии предельным альтернативным издержкам поиска, ко-] торые, напротив, имеют тенденцию к росту:

где МС — предельные издержки поиска, a i — ставка процента, пс которую могли быть вложены средства, пошедшие на проведен!' поиска. Издержки поиска могут быть снижены с помощью рекламь дилерской сети, их снижает наличие корреляции между ценами разные периоды (опытный покупатель в данном случае имеет прв имущество). «Величина» или продолжительность поиска п обуслов лена прежде всего разбросом цен. Кроме того, она зависит от дол расходов наданный товар в потребительском бюджете, географичед кой протяженности рынка, доли на рынке новых и прежних продщ цов и покупателей.

Американский экономист Сидни Уинтер выдвинул против refl рии поиска следующее серьезное возражение: поскольку человек Ц

14 См.: Эрроу К Дж И нформация и экономическое поведение // Вомра сы экономики. 1995. № 5 С. 98.

20 См.: Стиглер Дж. Экономическая теория информации // Теория фир мы / Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1995.


ptinee не знает размера будущей экономии и связанных с ее получе­нием предельных издержек, то для того, чтобы их вычислить, необ­ходимо провести предварительную процедуру поиска на шаг раньше основной. Поскольку этот аргумент можно применять бесконечно, теория Стиглера лишь формально решает проблему необходимой информации. На самом деле, отмечает Уинтер, рано или поздно при­дется отказаться от оптимизации и выбрать приблизительно удовле­творительный вариант. А раз так, то почему не сделать это раньше? Возражение Уинтера — типичный пример критики неоклассической теории представителями альтернативных направлений экономичес-i кой мысли {см. гл, 42).





Подборка статей по вашей теме: