Техники наблюдения за уроком

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образец титульного листа портфолио по учебной практике.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

Институт филологии и межкультурной коммуникации

Кафедра ____________________________________

ОТЧЕТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

____ октября 20 ___ г. - _____ октября 20___г.

Место прохождения практики:

____________________________________

____________________________________

____________________________________

Выполнил(а) студент(ка) ____ курса,

______________________________

Руководитель практики со стороны ИФМК:

_____________________________

_____________________________

Руководитель практики со стороны базы прохождения практики:

___________________________

___________________________

Архангельск

20____


ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Образец оформления дневника учебной практики

ДНЕВНИК УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

№ п/п Мероприятие / Выполненная работа Место, дата, время (часы) проведения Отметка о выполнении[1]
  Подготовительный этап
1. Изучена литература по методике преподавания иностранных языков в школе, пособия по содержанию и преподаванию дисциплины «Иностранный язык». библиотека Список изученной литературы (учебные пособия, статьи)
2. Оформление необходимой документации для прохождения практики. ИФМК Подпись руководителя практики
3. Участие в установочной конференции.   ИФМК Подпись руководителя практики
  Период учебной практики
4. Знакомство с учебно-воспитательной работой в учебном заведении: Проведена беседа с заведующей кафедрой иностранных языков 21 гимназии Проанализировано расписание Проанализирован план работы классного руководителя.   школа Подпись учителей, руководителя практики от предприятия
5. Присутствие на уроке истории 6 «А» класса.   08.10. 10ч.05 (2 урок) Подпись учителя
6. Составлен план учебной и внеклассной работы на период педпрактики.   План Подпись учителя
7. Посещен урок ….   Подпись учителя
8. Проведен анализ урока   Анализ урока Подпись учителя
9. Проведено собрание по подготовке внеурочного мероприятия «…» с учениками.. класса.   Подпись учителя
10. Оказана помощь (ФИО учителя) поп оформлению …., составлению ….   Фото стенда Подпись учителя
11. Подготовка к уроку. Составлен и проанализирован план-конспект. Подготовлена презентация, раздаточный материал.   Конспект Подпись учителя
12. Проведен урок ….. Проведен анализ урока с курирующим учителем.   План-конспект Подпись учителя
13. ……    
  Заключительный период практики
13. Подготовка отчетной документации и оформление отчета практики.   Подпись учителя
14. Участие в работе итоговой конференции по практике: защита отчета по практике. Выступление на итоговой конференции.   ИФМК Подпись руководителя практики

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Анализ урока иностранного языка

План и критерии анализа урока

1. Какие практические, образовательные и воспитательные цели имеет урок? Какие конкретные задачи, реализующие названные цели, решались на каждом этапе урока? Соответствовало ли содержание урока поставленной цели и задачам? Достигнуты ли цели урока?

2. Какие этапы урока можно выделить? Какова цель и продолжительность каждого этапа урока? Логично ли осуществляется переход от одного этапа к другому?

3. Какие речевые навыки и умения учащихся формировались на уроке? Какие приёмы и способы введения нового фонетического, лексического и грамматического материала использовал учитель на уроке? Обоснуйте правильность выбора.

4. Какие упражнения выполнялись для первичного закрепления нового материала? Как сочеталась работа над новым языковым материалом с повторением ранее изученного?

5. Каким образом учитель исправлял фонетические, лексические, грамматические ошибки в устной речи и при чтении вслух?

6. Какие упражнения использовались для активизации языкового материала в речи учащихся? Какие речевые опоры и средства наглядности имели наибольшую эффективность?

7. Как сочетались групповые, коллективные и индивидуальные формы работы на уроке, как осуществлялось дифференцированное обучение?

8. Учитывал ли учитель воспитательные возможности материала урока, а так же используемых им приёмов и методов работы? На какие общедидактические и методические принципы опирался учитель для проведения урока?

9. Каково содержание и объём домашнего задания? Имеется ли связь домашнего задания с материалом урока? Какого соотношение письменных и устных форм работы в домашнем задании?

10. В какой степени выполнен намеченный учителем план? Рационально ли использовалось время на уроке?

11. На сколько активны были учащиеся на уроке? Сколько учащихся было опрошено? Как можно охарактеризовать уровень языковой подготовки учащихся?

12. Какие педагогические качества учителя проявились на уроке?

Техники наблюдения за уроком

а) свободное, не структурированное наблюдение за уроком;

б) наблюдение по заранее определенным вопросам и аспектам (разработанным только учителем-методистом или совместно со студентом);

Примерные вопросы учителю (студенту) при анализе урока непосредственно после его проведения:

1. Какие практические, образовательные и воспитательные цели имеет урок?

2. Что Вы спонтанно хотели бы сказать по ходу урока? Что Вам особенно понравилось, что нет? Как Вы себя чувствовали во время урока?

3. Что бы Вы сами хотели пояснить, объяснить после урока?

4. Что бы Вы хотели обсудить с методистом после проведенного урока? Есть ли у Вас вопросы?

5. Урок прошел так, как Вы его запланировали? Если нет, то почему? Вы достигли целей, которые ставили перед собой и классом до урока? Какие да? Какие нет? Почему?

6. Как Вы сами оцениваете урок? Со своей позиции учителя? С позиции учеников?

7. Как Вы полагаете, что Вам особенно хорошо удалось на уроке?

8. Как Вы считаете, чего не хватило Вашему уроку?

9. Если бы сейчас Вам пришлось повторить этот урок, что бы Вы в нем поменяли?

10.Вам мешало то, что на уроке сидел методист? Почему? Если да, то как это можно изменить?

И т.д.

Правила критики

Критика не должна угрожать психологической уверенности человека; касаться характера учителя; ставить под сомнение возможности развития будущего учителя.

При любом наблюдении необходимо учитывать:

- нервозность наблюдаемого

- неосознаваемые предубеждения наблюдателя

- фактор знакомства-незнакомства учителя с группой учащихся

- право учителя на индивидуальный стиль работы

- невозможность научиться всему сразу

При анализе урока следует:

- не интерпретировать и оценивать, а описывать происходившее на уроке, и просить проводившего его прокомментировать увиденное;

- не давать обобщающих характеристик и оценок;

- не создавать ситуаций, когда учителю (студенту) приходится защищаться от критики.

Наблюдение за работой учителя:

Желаемое поведение учителя:

Техники урока, которым можно научиться Поведенческие реакции учителя, которым можно научиться Качества личности, которым трудно или вообще невозможно научиться
использование разнообразие методических приемов и техник спокойствие и терпение на уроке порядочность, естественность, спонтанность
активизация различных каналов восприятия (зрительных, слуховых, тактильных) создание на уроке приятной свободной атмосферы: учитель выслушивает учеников, дает возможность подумать, поэкспериментировать уравновешенность, человечность, толерантность
ориентация на учеников уважает личность ученика чувство юмора
хорошая подготовка к уроку идет навстречу пожеланиям учащихся заинтересованность в учебном процессе
методическая гибкость в проведении урока включает всех учащихся в урок умение признавать свои ошибки
урок ведется на иностранном языке открыт для учащихся и хорошо чувствует настроение класса динамичность, живость, актерские таланты  
мотивирует учеников к говорению   организованность и пунктуальность
спокойно относится к ошибкам учащихся   объективность и справедливость

Нежелаемое поведение учителя:

Техники преподавания, которые могут быть изменены Поведенческие реакции учителя, которые могут быть изменены Качества личности, которые трудно или вообще невозможно изменить
монотонность, стереотипичность неаккуратность, несоответствие в одежде равнодушие
плохая структурированность, нелогичность построения урока нервозность, хаотичность, заносчивость, стремление запугать учеников
учитель слишком много говорит, поправляет флегматичность, монотонность, нетерпеливость беспокойство, нервозность
учитель плохо, нечетко формулирует задания авторитаризм и доминирование на уроке циничные и ироничные замечания в сторону учеников
на уроке используется слишком много /мало наглядных пособий, ТСО разное отношение к ученикам (любимые/нелюбимые ученики) непредсказуемость, предвзятость
нечеткая речь учителя повышение голоса на уроке навязчивость

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Планирование урока и составление плана конспекта урока иностранного языка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: