С отклонениями в развитии

Для психологического изучения детей с нарушениями развития используют различные методы исследования.

К числу традиционных и широко применяемых в психолого-педагогических исследованиях относится метод наблюдения психолога за деятельностью ребенка. Одним из достоинств этого метода является возможность изучения поведения и деятельности детей «в естественных условиях». Наблюдение за ребенком (активное или пассивное) организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, то есть в естественных для ребенка жизненных ситуациях. С помощью метода наблюдения можно оценить такие составляющие деятельности ребенка, как уровень ее самоорганизации, наличие интеллектуальных действий планирования и программирования деятельности, эмоционально-личностные проявления (например, наличие выраженных аффективных и эмоциональных реакций) и др. Наблюдение позволяет вы­яснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, на­сколько он опрятен в одежде, как относится к поручениям, какой психологический фон настроения является преобладающим, каковы особенности раз­вития двигательной сферы. Такая информация может стать основой для последующего углубленного психолого-педагогического изучения ребенка.

По результатам наблюдения педагог-дефектолог или психолог, выявив у ребенка признаки нарушенного развития, делает предположения о характере и степени выраженности имеющихся нарушений, что позволяет правильно организовать дальнейшее психолого-педагогическое изучение ребенка.

Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования, исключает дополнительную «психоэмоциональную» реакцию ребенка на присутствие специалиста, проводящего обследование. Вместе с тем использование этого метода предполагает наличие у коррекционного педагога или психолога высокого уровня профессиональной подготовки, хорошего знания психолого-педагогических особенностей детей с раз­личными нарушениями развития.

При проведении психолого-педагогического обследования основной целью наблюдения является изучение ребенка, как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и со­поставление результатов наблюдения с известными признаками имею­щихся у детей нарушений развития. Процедура обследования с использованием метода наблюдения может быть различной в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов: контингента обследуемых, ха­рактера изучаемых явлений и т.д. Специалист, проводящий обследование, может войти в состав наблю­даемой группы детей, например, играть с ними (активное наблюдение), а может оставаться в позиции постороннего человека, наблюдающего со стороны (пассивное наблюдение).

Как указывают многие специалисты в области практической психологии (М.М. Семаго, К.М. Гуревич, И.Ю. Левченко и др.) к недостаткам метода наблюдения относятся его относительная длитель­ность и известная «субъективность», которая проявляется в зависимости результатов наблюдения, уровня подготовки и практического опыта специалиста, проводящего обследование, невозможности полноценной стати­стической обработки результатов. Данные недостатки могут быть компенсированы за счет организационных и психологических достоинств метода, особенно если сделать на­блюдение «формализованным», включив его в стандартизированную ме­тодику изучения особенностей психофизического развития ребенка. В этом случае вво­дится ограничение по выбору наблюдаемых показателей: все обследуемые наблюдаются по определенному набору изучаемых при­знаков или характеристик, степень проявления которых оценивается определенными ко­личественными показателями. В этом случае появляется возможность бо­лее четкого и полного сопоставления результатов различных наблюде­ний. Существенно снижается субъективность оценки данных наблюдения, появляется возможность сбалансированного ка­чественного и количественного анализа полученных данных.

Экспериментальное исследование ( обучающий эксперимент).

Специфи­ческой особенностью психологического изучения детей дошкольного и младшего школьного возраста является исполь­зование обучающего эксперимента.

Как известно, с помощью одних только констатирующих методов исследования нельзя получить долговременного прогноза развития ребенка. Выдви­нутое Л.С. Выготским (1932, 1934) положение, что обучение ведет за собой разви­тие, обусловило разработку в практической психологии различных вариантов обучающего эксперимен­та, позволяющих более объективно прогнозировать развитие ребенка. В одних вариантах обучающего эксперимента элементы обучения вклю­чены в сам процесс психолого-педагогического исследования. В других вариан­тах предлагается сочетание констатирующего эксперимента, чаще всего тесто­вого, с обучением, направленным на получение новых знаний и профессионально ориентированное образование ребенка. При такой схеме исследования (тест – обучение – тест) эффективность обучения получает определенное количественное выражение. Из психологической практики известно, что чем более развернутым является сам процесс обучения, тем больше информации получает педагог или психолог о проблемах и потенциальных возможностях развития обследуемого ребенка. Соответственно более содержательными будут его практические рекомендации и прогностическая оценка.

Специально для исследования потенциальных возможностей интеллектуального развития детей 7-10 лет А.Я. Иванова (1976) разработала методику обучающего эксперимента. Выполнение заданий этой методики вызывает трудности и у нормально развивающихся детей. В то же время экспериментальное обучение вы­полнению каждого задания не требует наличия школьных знаний. Это дает воз­можность использовать методику обучения в тех случаях, когда ребенок не справ­ляется с программой или еще не обучался.

В рамках обучающего эксперимента ребенку предлагается выполнить контрольные задания, при наличии затруднений ему оказывается «обучающая» помощь, а затем предъявляется аналогичное задание.

Возможно несколько вариантов выполнения ребенком второго контрольного задания:

– перенос образца правильного выполнения задания полный, в вербальной форме - например, ребенок называет все три признака;

– перенос частичный в вербальной форме – ребенок выделяет и называет не менее 2-х признаков;

– перенос полный в действиях - ребенок осуществляет три правиль­ных группировки, но не называет их (подобное часто отмечается у детей с речевыми нарушениями);

– перенос частичный в действиях - ребенок осуществляет не менее 2-х правильных группировок;

– перенос отсутствует - ребенок выделяет один или ни одного из при­знаков фигур второго набора.

Оценка результатов формирующего эксперимента проводится по следующим критериям:

· Наличие (характер) ориентировочной деятельности, которая у здоровых детей носит активный характер и практически всегда нарушена при сниженной умственной работос­пособности и психическом недоразвитии.

· Способность к восприятию помощи. Оценка производится по количеству полученных ребенком установок - подсказок. Здоровым детям их требуется от 1 до 5, в то время как детям с нарушением интеллекта – от 10 до 20.

· Способность ребенка давать словесные формулировки того при­знака, на основании которого он выполнял задания.

При проведении психологического обследования ребенка обучающий эксперимент можно организовать и на базе других методик: «Предметная классификация», «Исключение 4-го лишнего», «Кубики Кооса» и др. Это осо­бенно важно, если обследующий ограничен во времени, например при проведении обследования в психолого-медико-педагогической комиссии. В этом случае рекомендуется использовать методику «Исключение 4-го лишнего», поскольку выбор лишнего предмета и выполнение аналогичного задания занимают примерно две-три минуты.

Экспериментально-психологические методики.

Особую среди них по­пулярность получили такие методики, как «Кубики Кооса», «Исключе­ние предметов», определение последовательности событий, «Опосредованное за­поминание» (по А.Н. Леонтьеву), «Метод пиктограммы» и др. Многие из этих мето­дик имеют модифицированные варианты для обследования испытуемых разных возрастных групп. Разработаны адаптированные варианты методики для лиц с нарушениями зрения, слуха. Экспериментально-психологические методики являются основными приемами изучения нарушенной психической деятельности.

С помощью каждой из экспериментальных методик может быть получен материал, дающий возможность судить о многих различных особенностях психики. Например, метод «пиктограммы» позволяет делать выводы об уровне развития памяти, абстрактного мышления, о личност­но-психологических особенностях ребенка. Методик, направленных на изучение только одного процесса, в арснале средств практической психологии не так много. Это необходимо учитывать при подборе заданий для обследования ребенка.

Важным условием применения эксперимен­тально - психологических методик является оказание дозированной по­мощи во время проведения обследования. Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С.Я. Рубин­штейн (1989) и И.Ю.Левченко (2003, 2004). К ним относится:

– простое переспрашивание, просьба повторить то или иное сло­во, что привлекает внимание ребенка к сказанному или к сде­ланному;

– выражение одобрения и стимуляция дальнейших действий, например, репликами: «Хо­рошо», «А дальше?»;

– вопросы о том, почему испытуемый выполнил то или иное действие;

– наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора;

– подсказ, совет действовать тем или иным способом;

– демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить его;

– обучение тому, как надо выполнять задание.

Выбор адекватных способов помощи является одним из трудных разделов психолого-педагогического обследования. Общие правила, кото­рыми при этом следует руководствоваться, состоят в следующем:

– сначала следует выяснить, не окажутся ли эффективными относительно простые варианты помощи, и лишь затем перейти к демонстрации действий и обучению;

– экспериментатору не следует быть чрезмерно активным и много­словным в общении с обследуемым; его вмешательство в ход эксперимента должно быть тщатель­но обдумано;

– каждый акт помощи, так же, как ответные действия ребенка, должен быть внесен в протокол.

Основные экспериментально - психологические методики описаны С.Я. Рубинштейн в ее работе «Экспериментальные методики патопси­хологии и опыт применения их в клинике» (1989).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: