III и IVвидов

1. Коррекционные учреждения IIIи IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных откло­нений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, раз­витие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адапта­ции воспитанников в обществе.

При необходимости может быть организовано совместное (в одном коррекционном учреждении) обучение незрячих и слабо­видящих детей, детей с косоглазием и амблиопией.

Для формирования у воспитанников компенсаторных процес­сов проводятся групповые и индивидуальные коррекционные за­нятия по развитию осязательного (III вид) и зрительного воспри­ятия, речи, социально-бытовой и пространственной ориентиров­ке, ритмике, лечебной физкультуре, формированию навыков общения.

2. В коррекционное учреждение III вида принимаются незря­чие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и бо­лее высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных соче­таний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.

3. В 1 класс (группу) коррекционного учреждения III вида
принимаются дети 6-7 лет, допускается также прием детей свы­ше указанного возраста на 1-2 года.

4. Количество воспитанников в классе (группе), группе про­дленного дня в коррекционном учреждении III вида - до 8 че­ловек.

5. Коррекционное учреждение III вида осуществляет образо­вательный процесс в соответствии с уровнями общеобразователь­ных программ трех ступеней общего образования:

1 ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения 4-5 лет);

2 ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения 5-6 лет);

3 ступень — среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года). Общий срок обучения 12 лет.

6. В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабо­видящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При этом учитывается состоя­ние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения для близи), форма и течение патологического процесса. Также могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрес­сирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при нали­чии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии.

Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принима­ются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения лечения зрения.

7. В 1 класс (группу) коррекционного учреждения IV вида, как правило, принимаются дети 6-7-летнего возраста.

8. Количество воспитанников в классе (группе), группе про­дленного дня в коррекционном учреждении IV вида - до 12 че­ловек.

9. Коррекционное учреждение IV вида осуществляет образо­вательный процесс в соответствии с уровнями общеобразователь­ных программ трех ступеней общего образования:

1 ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);

2 ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения 6 лет);

3 ступень — среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).

10. На 1-й ступени общего образования выявляются инди­видуальные возможности воспитанников. Коррекционная на- правленность образовательного процесса осуществляется на уроках по общеобразовательным предметам, а также занятиях по социально-бытовой ориентировке, развитию зрительного и осязательного восприятия речи, по пространственной ориен­тировке, ритмике, лечебной физкультуре, логопедии, по фор­мированию навыков общения. Это способствует приобретению, воспитанниками специфических умений и навыков, приемов самоконтроля и самопроверки, осуществляются занятия по эле­ментарной социально-бытовой ориентировке. Восполняются про­белы дошкольного образования, расширяются знания об окружа­ющем мире специфическими для данной категории воспитанни­ков способами.

На 2-й ступени общего образования проводится работа по дальнейшему формированию коррекционно-компенсаторных на­выков в соответствии с возрастом воспитанников, продолжают­ся коррекционные занятия, увеличивается объем занятий по раз­витию навыков общения, социально-бытовой ориентировке и ориентировке в пространстве, способствующих их социальной реабилитации, адаптации и интеграции в среду зрячих.

На 3-й ступени общего образования завершается обучение по общеобразовательным предметам (в соответствии с учебной про­граммой), совершенствуются навыки воспитанников по ориенти­ровке в пространстве и создаются условия для сознательного и активного включения их в жизнь общества.

11. Обучение воспитанников с нарушениями зрения осуще­ствляется с широким использованием тифлоприборов и специального оборудования с учетом структуры зрительного дефекта, степени и характера нарушения зрения. При этом обучение не­зрячих базируется на использовании осязательного и зрительно-осязательного восприятия. Основой обучения является система Брайля.

Используется нестандартный дидактический материал и осо­бые средства наглядности, позволяющие расширить рамки дос­тупности учебной и другой информации.

12. Для детей 5—7 лет могут быть организованы дошкольные группы или подготовительные классы.

13. В штаты коррекционных учреждений III-V видов вводит­ся должность логопеда из расчета не менее 1 единицы на 20 вос­питанников с нарушениями речи.

14. В штаты коррекционных учреждений III-V видов вводит­ся должность сестры-ортоптистки из расчета не менее 1 единицы на 20 воспитанников с глазными заболеваниями.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида

1. Коррекционное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению на­рушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.

2. Коррекционное учреждение V вида имеет в своем составе два отделения.

В зависимости от местных условий коррекционное учрежде­ние V вида может иметь в своем составе одно отделение.

3. В 1-е отделение принимаются дети, имеющие общее недо­развитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием.

4. Во 2-е отделение принимаются дети с тяжелой формой заи­кания при нормальном развитии речи.

5. В составе 1-го и 2-го отделений могут комплектоваться клас­сы (группы) из воспитанников, имеющих однородные дефекты
речи, с обязательным учетом уровня их речевого развития.

6. В случае устранения речевого дефекта воспитанники коррекционного учреждения с согласия родителей (законных пред­ставителей) и на основании заключения психолого-медико-педа­гогической комиссии переводятся в образовательное учреждение общего типа.

7. Коррекционное учреждение V вида осуществляет образова­тельный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:

в 1-м отделении:

1-я ступень — начальное общее образование (нормативный

срок освоения 4-5 лет); 2-я ступень - основное общее образование (нормативный

срок освоения 6 лет); во 2-м отделении: 1-я ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);

2-я ступень — основное общее образование (нормативный

срок освоения 6 лет).

8. На 1-й ступени общего образования обеспечиваются: кор­рекция различных проявлений речевого дефекта (нарушения звукопроизношения, голоса, темпа речи, фонематического слуха, аграмматизмы, дисграфия, дислексия) и обусловленных ими откло нений в психическом развитии воспитанника, первоначальное становление его личности, выявление и целостное развитие его способностей, формирование у воспитанника умения и желания учиться. Воспитанники приобретают навыки фонетически пра­вильной разговорной речи, расширяют лексический запас, учат­ся грамматически правильно оформлять высказывания.

На 2-й ступени общего образования развиваются полноценные навыки устной разговорной и письменной литературной речи, необходимые воспитанникам для их полноценного включения в жизнь общества.

9. Для воспитанников, имеющих общее недоразвитие речи (I-II уровень по классификации Р.Е. Левиной), может быть орга­низован подготовительный класс. Прием детей в подготовитель­ный класс осуществляется с 6-8-летнего возраста, в 1 класс - с 7-9-летнего возраста.

10. Наполняемость класса (группы), группы продленного дня - до 12 человек.

11. Коррекция речевых нарушений и связанных с ними осо­бенностей развития воспитанника осуществляется в процессе обу­чения и воспитания на всех уроках, внеклассных и других мероп­риятиях в условиях соблюдения речевого режима и обеспечивает формирование и полноценное развитие речи воспитанников, ус­транение у них дефектов устной речи, письма, чтения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: