Вопросы к экзамену / зачету

1. Нейрофизиология как наука.

2. Исторический аспект развития нейрофизиологии.

3. Роль нейрофизиологии и ВНД в системе подготовки педагога-дефектолога.

4. Организм как сложная живая система.

5. Принципы регуляции физиологических функций.

6. Функциональные системы.

7. Физиологические свойства и особенности функционирования возбудимых тканей.

8. Потенциал покоя.

9. Потенциал действия.

10. Физиологические свойства нервов и нервных волокон.

11. Особенности передачи нервного импульса по нервному волокну.

12. Строение и функции синапсов.

13. Особенности передачи нервного импульса в синапсе.

14. Регистрация биоэлектрической активности возбудимых тканей.

15. Строение, функции, методы изучения ЦНС.

16. Эволюция нервной системы.

17. Понятие о филогенезе и онтогенезе нервной системы.

18. Понятие о критических периодах в развитии нервной системы.

19. Основные принципы функционирования ЦНС.

20. Нервная ткань. Строение и функции нейрона.

21. Строение и функции нейроглии.

22. Строение и функции нервных центров.

23. Строение и функции спинного мозга.

24. Строение и функции ствола головного мозга.

25. Строение и функции больших полушарий мозга.

26. Локализация высших психических функций в коре головного мозга.

27. Функциональная асимметрия головного мозга.

28. Координационная деятельность ЦНС.

29. Строение и функции периферической нервной системы.

30. Спинномозговые нервы.

31. Черепные нервы.

32. Строение и функции вегетативной нервной системы.

33. Строение и функции симпатической нервной системы.

34. Строение и функции парасимпатической нервной системы.

35. Строение и функции метасимпатической нервной системы.

36. Общие принципы строения сенсорных систем.

37. Классификация и свойства анализаторов.

38. Соматосенсорная система.

39. Зрительная сенсорная система.

40. Слуховая сенсорная система.

41. Двигательный анализатор, развитие произвольных движений.

42. Рефлекс - основной элемент деятельности нервной системы.

43. Безусловные рефлексы. Классификация.

44. Инстинкты. Классификация.

45. Условные рефлексы. Классификация.

46. Условия образования условного рефлекса.

47. Торможение условных рефлексов.

48. Динамический стереотип.

49. Понятие о сигнальных системах.

50. Этапы образования сигнальных систем.

51. Высшая нервная деятельность.

52. Типы ВНД у животных и человека.

53. Онтогенез ВНД.

54. Нервная деятельность плода и новорожденного.

55. Особенности ВНД в грудном и раннем возрасте.

56. Особенности ВНД в дошкольном возрасте.

57. Особенности ВНД в младшем школьном возрасте.

58. Особенности ВНД в подростковом возрасте

59. Физиологические основы психических функций.

60. Нейрофизиологические механизмы восстановления и компенсации утраченных функций.

Список литературы по курсу

Основная литература

1. Антонова О.А. Анатомия и физиология центральной нервной системы. – М., 2007.

2. Антонова О.А. Возрастная анатомия и физиология. – М., 2006 – С. 82 -101, 117 -145.

3. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. – М., 2002. – С. 212 – 414.

4. Кузина С.И., Фирсова С.С. Нормальная физиология. – М., 2006 – С.5 -17, 20 -48, 72 -79.

5. Мицьо В.П. Физиология. – М., 2007. – С. 4 – 26, 32 – 97.

6. Никуленко Т.Г. Возрастная физиология и психофизиология. - Ростов на/Д., 2007.

7. Савченков Ю.И. Нормальная физиология человека. - Ростов на/Д., 2007. – С. 3 -12, 76 -89, 107 -157, 284 –377.

8. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. – М., 2000.

9. Ступина С.Б., Филипьечев А.О. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. – М., 2006.

Дополнительная литература

1. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология. – Ростов на/Д., 2007.

2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. - Ростов на/Д., 1999.

3. Лучинин А.С. Психофизиология. - Ростов на/Д., 2004.

4. Лысова Н.Ф., Айзман Р.И., Завьялова Я.Л., Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена. – Новосибирск, 2009. – С. 43 –161.

5. Прищепа И.М. Возрастная анатомия и физиология. – Минск, 2006 – С.69 -80, 299 – 407.

6. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека. – М., 1998.- С. 47 -50, 336 – 428.

7. Титов В.А. Психофизиология. – М., 2003.

8. Фомин Н.А. Физиология человека. – М., 1995.- С. 5 – 170.

Глоссарий

Автономная нервная система — часть периферийной нервной системы, которая контролирует железы и мышцы внутренних органов (например, сердце), ее симпатический отдел несет ответственность за возбуждение, а парасимпатический — за успокоение.

Агнозии – гностические расстройства, отражающие нарушения разных видов восприятия (зрительного, слухового, кожно-кинестического) при сохранной элементарной чувствительности.

Апраксии – нарушения произвольных движений и действий, совершаемых с предметами, возникающие при локальных поражениях вторичных и третичных полей двигательного анализатора и не сопровождающиеся элементарными двигательными расстройствами (параличи, парезы, тремор).

Аксон — продолговатый отросток нейрона с разветвленными концевыми волокнами, от которых сигналы посылаются к другим нейронам или мышцам и железам.

Акцептор действия — нейродинамическая модель результата пред­стоящего действия, представленная в ЦНС. Включает основные характе­ристики действия и участвует в его регуляции. Термин введен П. К. Ано­хиным.

Альфа-ритм — периодические изменения электрической активно­сти с частотой 8 -14 Гц при амплитуде 20-80 мкВ, регистрируемые в теменной и затылочной области головного мозга в состоянии покоя.

Анализа и синтеза принцип - принцип рефлекторной деятельности (по И.П. Павлову), согласно которому любой рефлекторный акт осуществляется на основе «разложения» раздражителя и одновременного познания раздражителя как целого. На основе аналитико-синтетической деятельности формируется адекватный ответ.

Анализатор — нейрофизиологическая система, обеспечивающая вос­приятие и анализ раздражений, действующих на человека. Включает в себя рецептор, нервные пути, связывающие рецептор с мозгом, и спе­цифические отделы головного мозга, перерабатывающие нервные им­пульсы. Термин предложен И. П. Павловым.

Ассоциативные зоны — участки коры мозга, не участвующие в выполнении первичных моторных и сенсорных функций, скорее всего, они задействованы в высших умственных функциях — таких, как учение, память, мышление, речь.

Афазии - нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры головного мозга (у правшей) и представляющие системное расстройство различных форм речевой деятельности; афазии проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры собственной речи при сохранности движений речевого аппарата и элементарного слуха.

Афферентный нерв — нервное волокно, приводящее нервный им­пульс от органов чувств к ЦНС.

Афферентация — передача нервного возбуждения от периферических нервных окончаний к центральным нейронам коры головного мозга.

Ацетилхолин — медиатор, который среди других функций выполняет функцию сокращения мышцы.

Безусловный рефлекс — основное понятие рефлекторной теории пси­хики И.М.Сеченова и И.П.Павлова, врожденное инстинктивное реаги­рование.

Близорукость — состояние зрения, когда близкие объекты видятся более четко, чем дальние, потому что хрусталик фокусирует образ дальних объектов перед сетчаткой.

Бета-ритм - периодические изменения электрической активно­сти с частотой 14 -30 Гц при амплитуде 10-30 мкВ, регистрируемые во всех отделах головного мозга, но наиболее часто в лобной зоне и передней центральной извилине головного мозга в состоянии возбуждения.

Височные доли — часть коры мозга, которая расположена примерно над ушами; включает в себя слуховые зоны, каждая из которых получает слуховую информацию преимущественно с противоположного уха.

Внимание - это направленность психики/сознания на определенные объекты или явления, соответствующие потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности; сосредоточенность сознания на отдельных аспектах действительности, имеющих для субъекта устойчивую или ситуативную значимость.

Внутреннее ухо — самая отдаленная часть уха, в которой размещены улитка, полукруглые каналы, вестибулярные мешки.

Возбуждение – активный процесс – ответная реакция ткани на раздражение. Характеризуется проявлением функциональных отправлений.

Возбудимость – способность ткани отвечать на раздражение возбуждением.

Восприятие (перцепция) – 1) непосредственное отражение действительности органами чувств; 2) чувственное познание. Этапами чувственного познания являются ощущения, собственно восприятие (в узком смысле), представления.

Высшая нервная деятельность - деятельность человека и животных, обеспечивающая, благодаря формированию поведенческих адаптаций, максимально полное и быстрое приспособление организма к окружающей среде; система мозговых механизмов поведения и психики. В основе ВНД лежат условные рефлексы, осуществляемые высшими отделами ЦНС.

Галлюцинации — воображаемый сенсорный опыт, видение чего-либо без внешнего визуального раздражения.

Гиппокамп — нейронный центр в лимбической системе, который помогает обрабатывать информацию с сознательным воспроизводством, для ее сохранения в памяти.

Гипоталамус — нейронная структура, которая находится ниже таламуса, руководит несколькими функциями по поддержанию жизнедеятельности (еда, питье, температура тела), участвует в управлении эндокринной системой через гипофиз, связан с эмоциями.

Гипофиз — железа эндокринной системы; под влиянием гипоталамуса гипофиз регулирует рост и осуществляет контроль над другими эндокринными железами.

Глия - клетки нервной ткани в головном и спинном мозге, заполняющие пространство между нейронами и мозговыми капиллярами. Служат для защиты и опоры нейронов, обеспечивают реактивные свойства нервной ткани.

Гомеостаз — тенденция сохранения сбалансированного или постоянного внутреннего состояния организма; поддержание баланса химических веществ (например, содержание глюкозы в крови) на определенном уровне.

Гормоны — химические переносчики информации, в основном вырабатываемые эндокринными железами; вырабатываются в одних тканях и воздействуют на другие.

Дальнозоркость — состояние зрения, когда лучше видятся дальние объекты, чем ближние, потому что образ ближних объектов фокусируется за сетчаткой.

Дельта-ритм - периодические изменения электрической активно­сти с частотой 0,3 -5 Гц при амплитуде 250 -300 мкВ, регистрируемые состоянии глубокого сна.

Дендрит — разветвленные отростки нейрона, которые получают сигналы и передают импульсы клетке.

Деполяризация мембраны – уменьшение заряда мембраны до нуля. Соответствует восходящей ветви потенциала действия.

Детекторы особенностей — нервные клетки мозга, которые реагируют на специфические особенности раздражителя — такие, как форма, угол и движение.

Детерминизма принцип – принцип рефлекторной деятельности (по И.П. Павлову), согласно которому рефлекторный акт может осуществляться только при действии раздражителя.

Динамический стереотип — относительно устойчивая система услов­но-рефлекторных связей, выработанная в процессе жизни.

Доминанта — согласно А. А. Ухтомскому, господствующий очаг раз­дражения, которое в значительной степени определяет характер проте­кающих реакции нервных центров в данный момент времени.

Затылочные доли — часть коры мозга на задней части черепа; включает в себя зрительные зоны, каждая из которых получает информацию с противоположного визуального поля.

Зона Брока — зона левой передней доли, которая руководит движением мышц при произношении слов.

Зона Вернике — зона левой височной доли, ответственная за понимание языка.

Зрачок — отверстие в центре глаза, через которое идет свет и которое либо расширяется, либо сужается.

Импрессивная речь — восприятие речевого сообщения, т. е. выделение информативных моментов, стадия декодирования и, наконец, завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее соотнесения со смысловыми семантическими структурами и включением в определенный смысловой контекст (собственно понимание).

Индукция - динамическое взаимодействие возбуждения и торможения, выражающееся в возникновении в нервных клетках процесса, противоположного тому, который был вызван раздражителем изначально.

Инстинкт – совокупность врожденных поведенческих актов, возникающих в ответ на воздействие факторов внешней и внутренней среды. Инстинкт – цепь безусловных рефлексов, в которой конец одного звена является началом другого.

Интернейроны — нейроны, которые находятся непосредственно между сенсорным входом и моторным выходом.

Иррадиация – распространение процессов возбуждения или торможения с одного участка нервной системы на другие.

Кинестезия — ощущение положения и движения отдельных частей тела.

Колбочки — рецепторные клетки, находящиеся близ центра сетчатки, которые функционируют днем или при ярком освещении; колбочки замечают даже самые тонкие, неуловимые нюансы и дают возможность воспринимать цвет.

Кондиционная глухота — потеря слуха, вызываемая повреждением механической системы, которая подводит звуковые волны к улитке.

Константность цвета — восприятие знакомых объектов с их постоянным цветом даже тогда, когда разное освещение изменяет длину волн, отражаемых объектом.

Концентрация – сосредоточение процессов возбуждения или торможения в определенном участке нервной системе.

Кора головного мозга — сложное соединение взаимосвязанных нервных клеток, которые покрывают полушария головного мозга; центр окончательного контроля и обработки информации.

Лабильность — способность нервных клеток быстро переходить из возбужденного состояния в заторможенное и наоборот.

Лимбическая система — система нейронных структур в форме «бублика» на границе ствола и мозговых полушарий, связана с эмоциями (страх, агрессивность) и побуждениями (еда и секс), включает в себя гиппокамп, миндалину и гипоталамус.

Метасимпатическая нервная система – часть вегетативной нервной системы, расположенная интрамурально в стенках органов пищеварительной и мочеполовой систем. Регулирует их деятельность независимо от центральной нервной системы, образуя автономные рефлекторные дуги.

Миелиновая оболочка — слой жировых клеток, которые сегментарно охватывают волокна многих нейронов. Благодаря им, скорость передачи нервных импульсов резко возрастает.

Миндалины — два миндалеподобных нейронных центра лимбической системы, связанных с эмоциями.

Мозжечок — «маленький мозг» позади ствола мозга, помогает координировать произвольные движения и равновесие тела.

Мозолистое тело — большой узел нейронных волокон, который соединяет два полушария и передает информацию от одного к другому.

Моторная кора — участок на задней части передних долей, который контролирует произвольные движения.

Моторные нейроны — нейроны, которые несут выходную информацию от центральной нервной системы к мышцам и железам.

Мышление — процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением внешнего мира. Мышление есть познание существенных связей и отношения вещей, часто недоступных ощущениям и восприятию. Принято выделять четыре этапа мышления: 1) наглядно-действенное мышление или практический интеллект; 2) построение сенсомоторных схем без свершения какого-либо действия; 3) логические рассуждения, конкретные понятия в пределах реальных событий; 4) способность к абстракциям и оценке гипотез.

Нейрон — нервная клетка, основной строительный блок нервной системы.

Нейронные сети — взаимосвязи между нейронными клетками, каждая обратная связь либо укрепляет, либо тормозит взаимодействие нейронов при выработке определенных результатов.

Нейротрансмиттеры (медиаторы) — химические посланники, которые проходят через синаптические промежутки между нейронами; от нейрона, который его вырабатывает, нейротрансмиттер через синаптический промежуток попадает на рецепторные участки воспринимающего нейрона и стимулирует или затормаживает генерацию нервного импульса.

Нейрофизиология – наука о функциях и механизмах деятельности нервной системы.

Нервное волокно – отросток нервной клетки.

Нервы — переплетения аксонов, заключенные в единую соединительнотканную оболочку, являются частью периферической нервной системы, соединяют центральную нервную систему с мышцами, железами и сенсорными органами.

Нервная система — скоростная электрохимическая коммуникационная система, состоящая из нервных клеток, периферической и центральной нервных систем.

Нейросенсорная глухота — потеря слуха, вызываемая повреждением рецепторных клеток улитки или слухового нерва.

Низшая нервная деятельность - это деятельность низших отделов ЦНС, направленная на регуляцию и согласование жизненно важных функций органов и систем с целью поддержания гомеостаза, а также актуальное приспособление к окружающей среде на основе инстинктов и безусловных рефлексов.

Обратная связь — важнейший принцип регулирования в сложных системах, когда управляющие команды формируются на основе инфор­мации о результатах действия.

Оптический нерв — нерв, который несет нервные импульсы от глаза к мозгу.

Ориентировочный рефлекс — вид безусловного рефлекса, первона­чальная реакция на любой новый стимул.

Ощущение – простейшая форма психического отражения отдельных чувственно конкретных свойств и качеств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на рецепторные зоны органов чувств.

Палочки — рецепторы на сетчатке, которые воспринимают черный, белый и серый цвета; необходимы для периферического видения, а также видения в условиях нехватки света, когда не реагируют колбочки.

Память - психический процесс отражения и накопления непосредственного и прошлого индивидуального и общественного опыта. Основными функциями памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение.

Передние доли мозга — часть коры мозга, находящаяся сразу за лбом, принимает участие в речи и движении мышц, в планировании и способности рассуждать.

Периферическая нервная система (ПНС) — сенсорные и моторные нейроны, которые соединяют центральную нервную систему с мышцами, железами и сенсорными органами.

Поведение — психическая деятельность, регулирующая взаимоотношения организма и среды. Выделяют следующие формы поведения: врожденные, приобретенные, реактивные и когнитивные.

Познание — процесс психического отражения, обеспечивающий при­обретение и усвоение знаний.

Покой физиологический – состояние живой ткани, в которой происходят все обменные процессы, но в данный момент она не выполняет своей специфической функции.

Порог раздражения — уровень стимуляции, необходимый для генерации нервного импульса.

Потенциал действия (нервный импульс) — сдвиг мембранного потенциала, возникающий в ткани при действии порогового и сверхпорогового раздражителя, что сопровождается перезарядкой мембраны.

Потенциал покоя (мембранный потенциал) разность потенциалов между наружной и внутренней поверхностью мембраны, которая регистрируется в клетке в состоянии физиологического покоя.

Проводимость – способность ткани проводить возбуждение по всей своей длине.

Продолговатый мозг — основа ствола мозга, контролирует сердцебиение и дыхание.

Психика — свойство высокоорганизованной материи (мозга) отра­жать объективную реальность и на основе формируемого при этом пси­хического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Радужная оболочка — цветная ткань глаза, которая, окружает зрачок и регулирует его размер.

Раздражимость — свойственная живой материи способность изме­нять физиологическое состояние под влиянием внешних раздражителей.

Расщепление мозга — ситуация, когда два полушария мозга изолируются друг от друга путем отделения волокон, которые их соединяют.

Реполяризация мембраны – восстановление исходного заряда мембраны. Соответствует нисходящей ветви потенциала действия.

Ретикулярная формация — сетеподобное переплетение нервных волокон на стволе мозга, которое играет важную роль в контроле за возбуждением и вниманием.

Рефлекс — ответный акт организма, обусловленный воздействием фак­торов внешней и внутренней среды на рецепторы.

Рецепторы — чувствительные нервные образования, воспринимаю­щие раздражения из внешней или внутренней среды и перерабатываю­щие их в нервные сигналы.

Речь — специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Речь, как и все высшие психические функции, является продуктом длительного культурно-исторического развития. Формируясь по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов. Выделяют два самостоятельных вида речи: экспрессивную и импрессивную речь.

Рефрактерность – способность ткани резко снижать свою возбудимость при возбуждении.

Сенсорная адаптация — изменение чувствительности в результате воздействия постоянного раздражения.

Сенсорная кора — участок перед теменными долями, который обрабатывает сенсорные сигналы.

Сенсорные нейроны — нейроны, которые несут входящую информацию от сенсорных рецепторов к ЦНС.

Сенсорное взаимодействие — влияние одного ощущения на другое, например, запах еды оказывает влияние на вкус.

Сетчатка — внутренняя поверхность глаза, очень чувствительная к свету, на ней расположены рёцепторные палочки и колбочки, а также слои нейронов, которые начинают процесс обработки визуальной информации.

Слепое пятно — точка, в которой оптический нерв выходит из глаза, в этом месте нет рецепторных клеток, поэтому пятно называется «слепым».

Среднее ухо — участок уха между барабанной перепонкой и улиткой, на котором размещены три маленькие косточки (молот, наковальня и стремечко), направляющие вибрация барабанной перепонки на овальное окно улитки.

Симпатическая нервная система — отдел автономной нервной системы, который возбуждает организм, мобилизует его энергию в стрессовых ситуациях.

Синапс — соединение между окончаниями аксона, который посылает сигнал, и дендритом, который его получает. Маленький промежуток между аксоном и воспринимающим нейроном называется синоптическим промежутком, или щелью.

Скелетная нервная система — отдел периферийной нервной системы, которая контролирует мышцы тела.

Скорость метаболических процессов — скорость процесса обмена веществ, базовый уровень расходования энергии в организме.

Сознание (свойство мозга) — высшее проявление функции отражения действительности; способность субъективного отражения объективной реальности.

Сон — физиологическое состояние неподвижности с ослабленным тонусом мышц резко ограниченным сенсорным контактом с внешней средой. Виды сна: монофазный и полифазный сон; медленный или ортодоксальный сон; быстрый или парадоксальный сон.

Ствол головного мозга — центральный стержень мозга, который начинается там, где спинной мозг утолщается при входе в череп; это самая древняя часть мозга, ответственная за автоматические функции первой жизненной необходимости.

Стимул — внешнее или внутреннее воздействие, вызывающее в ре­цепторе возбуждение.

Стресс — системная реакция организма на биологическое, химиче­ское, физическое, психологическое воздействие (стрессор), имеющая приспособительное значение. В широком смысле стресс представляет собой неспецифический ответ организма на каждое предъявленное ему требование. Под стрессом можно понимать любые перемены в жизнедеятель­ности человека, которые требуют приспособления (адаптации) к изме­нившимся условиям существования.

Структурности (целостности) принцип - принцип рефлекторной деятельности (по И.П. Павлову), согласно которому рефлекторный акт осуществляется только при условии структурной и функциональной целостности материальной основы рефлекса – рефлекторной дуги (рефлекторного кольца).

Таламус — сенсорный пульт управления мозгом, находящийся над верхней частью ствола головного мозга, направляющий сигналы к сенсорным воспринимающим участкам на коре мозга и передает ответы мозжечку и продолговатому мозгу.

Теменные доли — часть коры мозга, которая расположена на верхней части черепа и доходит до затылка; включает в себя сенсорную зону.

Темперамент — индивидуально-физиологические особенности чело­века, которые определяют динамику психической деятельности: подвиж­ность, интенсивность, темп психических процессов.

Теория оппонентных процессов — теория, согласно которой противодействующие процессы в сетчатке (красный — зеленый, желтый — голубой, белый — чёрный) дают возможность видеть мир в цвете, например, одни клетки раздражаются зеленым цветом и, наоборот, тормозятся красным, иные наоборот.

Теория места — имеет отношение к слуху; эта теория связывает уровень звука, который мы слышим, с тем местом на мембране улитки, которое раздражается.

Теория частоты — согласно этой теории количество нервных импульсов, которые идут по слуховому нерву к мозгу, совпадает с частотой тона, что дает нам возможность воспринимать его уровень.

Теория контрольных ворот — теория Мелжака и Уолла, согласно которой в спинном мозге есть нейронные «ворота», которые либо блокируют болевые сигналы на пути к мозгу, либо пропускают их; «ворота» открываются болевыми сигналами, которые идут по маленьким нервным волокнам, и закрываются большими волокнами или информацией, которая поступает от мозга.

Торможение – возникает в ткани в ответ на возбуждение и характеризуется угнетением функциональных отправлений данной ткани.

Тета-ритм – частота колебаний 4-7 Гц, при амплитуде 100 -150 мкВ, наблюдается в состоянии неглубокого сна, при кислородном голодании организма, при умеренно глубоком наркозе.

Трансдукция — превращение одной формы энергии в другую, при ощущениях — это превращение энергии раздражителя в нервные импульсы.

Трихометрическая (трехцветная) теория Янга-Гельмгольца — теория, согласно которой на сетчатке есть три вида рецепторов: один чувствителен к красному цвету, второй — к зеленому, третий — к голубому, а все вместе они позволяют воспринимать любой цвет.

Тропизм — изменение направления движения растений под влияни­ем биологически значимых раздражителей.

Улитка — закрученная, костистая, заполненная жидкостью труба во внутреннем ухе, в которой звуковые волны порождают нервные импульсы.

Уровень звука — степень высоты тона, зависит от частоты волн.

Условные рефлексы — индивидуально приобретенные системные приспособительные реакции животных и человека, возникающие на основе образования в центральной нервной системе временной связи между условным (сигнальным) раздражителем и безусловно-рефлекторным актом.

Функции речи основные — коммуникативная, регуляторная, понятийная.

Функциональная система — нейродинамическое образование, пред­ставляющее собой материальный субстрат высших психических функ­ций и способностей человека.

Функциональная асимметрия полушарий – неодинаковое распределение функций между правым и левым полушариями. Левое полушарие (доминантное) обеспечивает оперирование словесно-знаковой информацией и является речевым (у правшей). Правое полушарие обеспечивает оперирование конкретно-образной информацией.

Хрусталик — прозрачная структура, расположенная за зрачком, которая помогает фокусировать образы объектов на сетчатке.

Центральная нервная система (ЦНС) — головной и спинной мозг.

Черепные нервы – (12 пар) – нервы, отходящие из мозгового вещества на основании мозга. Обеспечивают проведение в мозг информации от органов чувств и рецепторов области головы и лица и регулируют мускулатуру этих участков.

Чувства представляют собой высший продукт культурно-исторического развития человека. Это устойчивые психические образования, имеющие четко выраженный предметный характер.

Чувствительность — способность некоторых живых организмов вос­принимать нейтральные раздражители, обладающие сигнальной функ­цией по отношению к раздражениям, имеющим прямое биологическое значение.

Экспрессивная речь - процесс высказывания с помощью языка.

Экстерорецепторы – рецепторы, воспринимающие раздражения внешнего мира (рецепторы сетчатки глаз, уха, кожные и вкусовые рецепторы).

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) — усиленная запись волн электрической активности (запись происходит путем прикрепления электродов к черепу).

Эмоции – это реакция организма и личности на значимую для человека ситуацию или событие, направленное на приспособление к ним.

Эндокринная система — «замедленная» коммуникационная система тела; железы, вырабатывающие гормоны, которые попадают в поток крови.

Эндорфин — «морфин внутреннего происхождения», нейротрансмиттер со свойствами наркотика, который снижает боль и вызывает чувство удовлетворенности.

Эффектор — исполнительная часть рефлекторного кольца (мышца, железа).

Эфферентный нерв — волокно, проводящее нервные импульсы из ЦНС к исполнительному органу.

Ямка — центр фокусировки на сетчатке, вокруг которого группируются колбочки.

Раздел 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: