Понятие организации. Основные составляющие организации. Общие характеристики. Признаки организации

Основы менеджмента организации

1. Понятие организации. Основные составляющие организации. Общие характеристики. Признаки организации

2. Подходы к управлению организацией

2.1. Управление организацией с точки зрения процессов, происходящих внутри организации

2.2. Управление организацией с позиций взаимодействия организаций с внешней средой

2.3. Управление организацией как процесс осуществления этой деятельности

3. Менеджер и организация

Понятие организации. Основные составляющие организации. Общие характеристики. Признаки организации

Подавляющее большинство людей входят в одну или несколько организаций.

Даль в толковом словаре определяет организацию как само дело или вещь. Согласно этому определению организациями являются частные и государственные фирмы, государственные учреждения, учреждения культуры, образования. Организации могут быть производственными, учебными, исследовательскими, строительными и так далее. Могут быть большими и маленькими, временными и постоянными.

Организация также определяется как процесс; как отдельный вид деятельности в управлении. В этом случае к слову «организация» добавляется слово «функция»

Каждая организация имеет определенные признаки:

- количественная определенность (необходимость минимального количества членов организации. Однако есть ограничение и на максимум ее участников);

- обособленность (границы, отделяющие одну организацию от других и обеспечивающие целостность, единство действий работников внутри данной системы);

- управляющий, руководящий, координирующий центр.

Основными составляющими любой организации, независимо от её размеров, среды функционирования и решающихся задач являются:

- люди, входящие в эту организацию;

- цели, для решения которых организация создана (торговые организации ставят своей целью реализация товаров и получение прибыли; промышленные организации – производство необходимых товаров, при этом решаемая задача – повышение производительности труда, рентабельности и т.д.; целью государственного учебного учреждения является подготовка специалистов);

- управление, обеспечивающее достижение поставленных целей.

Отсюда, организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения целей.

К основным характеристикам организации относятся:

- взаимосвязь с внешней средой (с точки зрения системного подхода организация является открытой системой. Из внешней среды организация получает сырье, материалы и т.д., которые преобразуются в продукт. На выходе организация передает созданный продукт во внешнюю среду. Таким образом, жизнедеятельность организации состоит из 3взаимосвязанных процессов. С этой точки зрения организация представляет собой взаимодействие ее сотрудников по поводу преобразования полученных ресурсов в требуемый продукт);

- разделение труда применяют все организации за исключением самых мелких, где 1-2 сотрудника, совмещающие работу во всех функциональных областях. В организации имеет место вертикальное и горизонтальное разделение труда.

Горизонтальное разделение труда осуществляется путем деления крупной работы на отдельные задания, выполняемые взаимосвязанными функциональными подразделениями, не подчиняющимися друг другу, но участвующими в изготовлении конечного продукта на его различных стадиях и этапах.

Деятельность подразделений организации координируется путем вертикального разделения труда, определяющего работу по координации действий от самих действий;

- необходимость управления. Организация для достижения намеченных целей должна координировать выполнение задач путем вертикального разделения труда (путем управления).

Вертикальное разделение труда соответствует управленческой иерархии, т.е. формальная подчиненность сотрудников сверху вниз, от руководителя к исполнителю. Необходимо оптимальное сочетание руководителей и исполнителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: