Этапы возникновения и развития управления обществом

Управление как технология рождалась под воздействием следующих факторов:

- развития реального общественного и затем промышленного производства;

- появления новаторов и теоретиков-идеологов, обобщавших опыт и прокладывавших новые пути;

- развития внутренней (собственной) логики менеджмента, приводящее вкупе с двумя вышеназванными причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке);

История мирового менеджмента насчитывает несколько управленческих революций, знаменующих собой поворотные моменты в теории и практике управления.

Первая управленческая революция (религиозно-коммерческая) произошла 4-5 тыс. лет назад в период формирования цивилизаций Древнего Востока (Египет, Шумеры).Она привела к власти жрецов и зарождению письменности как реакции на деловую переписку и калькуляцию. Каста священников (жрецов) постепенно трансформировалась в класс религиозных функционеров, которые организовывали жертвоприношения (не только человеческие, а и в виде денег, скота, ремесленных изделий и т.п.). Жрецы собирали налоги, руководили ирригационными работами в масштабе целых областей, организовывали строительство пирамид. На управленцев тех далеких веков возлагалась необходимость координации действий десятков тысяч рабов, крестьян и других слоев населения. Особняком стояло военное искусство управления. Жрецы вскоре стали богатым и влиятельным сословием. Помимо соблюдения ритуальных почестей («для Бога»), они управляли делами государства, ведали казной, вели имущественные и другие споры. Это был прототип нынешнего чиновничества.

Таким образом, в древнейших обществах (Шумере, Египте и Аккаде) наблюдается трансформация высшей касты священников в религиозных функционеров, по своей сути менеджеров. Это удалось сделать благодаря удачному переформулированию священнослужителями религиозных принципов: если раньше боги требовали человеческих жертв, то позднее, как заявляли жрецы, им стала нужна сугубо символическая жертва, т. е. достаточно, если верующие ограничивались подношением денег, скота, ремесленных изделий и т. п.

В результате этой первой управленческой революции в истории человеческого общества появился принципиально новый тип деловых людей — еще не предпринимателей, но уже и не религиозных деятелей. Предприимчивые жрецы вскоре стали богатым и влиятельным классом. При этом деньги для них не служили самоцелью, они были побочным результатом религиозной и государственной деятельности, поскольку жрецы помимо соблюдения ритуальных процедур собирали налоги, управляли государственной казной, регулировали государственный бюджет, ведали имущественными делами. Они прилежно вели деловую документацию, бухгалтерские расчеты, юридические записи, выполняли снабженческие, контрольные, плановые и другие функции, относящиеся к практике управления. Побочный результат управленческой деятельности жрецов — появление письменности, которой затем овладели и другие слои населения.

Таким образом, в результате первой управленческой революции менеджмент формировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности жрецов, превращаясь со временем в социальный институт и профессиональное занятие.

Вторая революция в управлении, связанная с именем вавилонского царя Хаммурапи, дала образцы сугубо светского аристократического стиля управления. Появился а дминистративный менеджмент. Произошла приблизительно через тысячу лет после первой и связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), который издал знаменитый свод законов, содержащий 285 законодательных актов управления государством. Он регулировал разнообразные общественные отношения между социальными группами населения, давал руководство для администраторов обширной империи. Хаммурапи выработал оригинальный лидерский стиль, постоянно поддерживая образ самого себя как опекуна и защитника подданных. Это было ценным нововведением по сравнению с традиционными методами руководства, который характеризовал прошлые династии царей.

Итак, суть второй революции в менеджменте заключается в

появлении чисто светской манеры управления

возникновении первой формальной системы организации и регулирования отношений людей

зарождение первых ростков лидерского стиля

зарождение методов мотивации поведения.

Третья управленческая революция (производственно-строительная). Через тысячу лет после смерти Хаммурапи Вавилон вновь становится центром развития практики менеджмента. Царь Новуходоноссор II (605-562 гг. до н. э.) ввел следующие нововведения:

- стал автором системы производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах

- первым применил цветные ярлыки, с помощью которых определялась продукция, поступавшая на фабрики и склады каждую неделю.

Итогом третьей революции стало соединение государственных плановых методов регулирования с производственной деятельностью. П. Друкер считает, что «лучшими менеджерами в истории были люди, ответственные за строительство пирамид в Египте».На найденных при раскопках осколках глиняных египетских сосудов сохранились изображения способа постройки этих знаменитых сооружений. Большая колонна рабов тащила тяжелую плиту. Впереди этой колонны шли музыканты, которые музыкальным сопровождением задавали определенный темп и ритм рабам, осуществляя координацию их индивидуальных усилий. По бокам колонны шли надсмотрщики с палками (стимулами), которые подстегивали выбивающихся из общего темпа и ритма рабов. Позади колонны шли те, кто добивал не могущих подняться.

Четвертая революция совпала с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации.Средние века заложили основу четвертой управленческая революция - индустриального менеджмента. Индустриальная революция доказала, что управленческие функции не менее важны, чем финансовые или экономические. Наиболее совершенной была административная иерархия Римской католической церкви, построенной по принципу функционализма. Заметный вклад в развитие теории управления внес итальянский государственный и политический деятель Никколо Макиавелли (1469-1527). Он раскрыл принципы взаимоотношений руководителей и подчиненных, стиля работы руководителя, давал советы по организации его труда (порой циничные, существует нарицательный термин коварного управления – «макиавеллизм»). Перемещая исторический экскурс в Европу, вставшую, по Тойнби, на «историческую ось времени», то есть начавшую опережать остальные континенты в своем развитии, следует отметить выдающуюся роль промышленного переворота ХVIII-ХIХ веков, стимулировавшего, начиная с Англии, развитие европейского капитализма. Если до него те или иные новации, двигавшие управление-менеджмент вперед, происходили от случая к случаю, то теперь они стали практически регулярными. Созрела система акционерного капитала, руководитель-собственник постепенно был заменен наемным управляющим, а менеджмент превратился в самостоятельную область жизнедеятельности.

Четвертая управленческая революция практически совпадает с индустриальной революцией XVII - XVIII вв., которая стимулировала развитие европейскою капитализма и гораздо существеннее повлияла на теорию и практику социального управления, чем предшествовавшие революции в менеджменте. По мере того как индустрия перерастала границы ранней фабричной системы (мануфактуры) и созревала современная система акционерного капитала, владельцы капитала все более удалялись от занятия бизнесом как экономической деятельности. В результате вместо единственного руководителя-собственника появилось несколько наемных менеджеров-несобственников, рекрутировавшихся изо всех, а не только из привилегированных классов. Новая система собственности ускорила развитие промышленности и привела к отделению управления от производства и капитала,а затем к превращению администрации и менеджмента в самостоятельную социально-экономическую силу.

Администрирование — это формулирование общих целей и политики компании, а менеджмент — организация и контроль за их реализацией. Таков первоначальный и узкоспециализированный смысл менеджмента. Но затем менеджмент распался на множество подфункций — планирование, делопроизводство, снабжение, сбыт, организация, анализ хозяйственной деятельности и др. Таким образом, каждый производственный процесс выделился в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Но как только количество таких функций увеличилось, обострилась проблема их координации и соединения на новой основе. Менеджмент и администрация приобрели специальные инструменты координирования деятгельности людей, в частности систему принятия решений, цели политики компании, философию управления.

Итак, началом четвертой революции в управлении стала буржуазная революция, которая символизировала выход на историческую арену новой фигуры — капиталиста, а через некоторое время — наемного менеджера. Иными словами, начало этой эпохи — появление капиталиста, конец — появление менеджера. Как только появился класс профессиональных менеджеров, отделившийся от класса капиталистов, стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в обществе, который нужно считать пятой управленческой революцией.

Пятая управленческая революция знаменовала приход новой социальной силы профессиональных менеджеров, класса управляющих, который стал господствующим в сфере управления государством, материальным и духовным производством. Появляется б юрократический менеджмент. Зарождение акционерного капитала, появление огромных корпораций, централизация банков и транспортных сетей делали лишней фигуру индивидуального собственника. Его место постепенно занимал бюрократ — государственный чиновник. Административные работники фактически захватили господствующие высоты в общественной жизни и превратились в самостоятельную социальную страту.

"Люди, господствующие в бюро" монополизировали технику управления и каналы коммуникации. Чиновники — это прежде всего те, кто прошел специальную подготовку и занимается управлением в качестве профессиональной деятельности. Усложнение управления общественным производством приводит к монопольному захвату его ключевых функций закрытой "статусной группой", имеющей собственную идеологию и систему ценностей. Происходит тотальная бюрократизация управленческого аппарата, бюрократия превращается в господствующий элемент социальной структуры. Социологический анализ бюрократии как социального явления наиболее основательно представлен в работах М. Вебера.

Менеджерская революция. В 1941 г. Дж. Бэрнхейм написал книгу "Менеджерская революция", где выдвинул идею о том, что в современных условиях класс капиталистов практически вытеснен классом управляющих. Итак, М. Вебера объявил бюрократию господствующей силой, а Дж. Бэрнхейм менеджеров, такой же социальный класс, как бюрократия или буржуазия. Собственность, полагает Дж. Бэрнхейм, это не просто капитал или овеществленный труд, а прежде всего контроль. Если нет контроля, нет и собственности, а контроль в настоящее время находится в руках менеджеров.

Мысль об особой роли управляющих в корпорации и миссии менеджмента в обществе высказал в своей книге "Концепция корпорации" (1946) П. Друкер. Он говорил о "менеджмент-буме", когда идея менеджерской революции охватила сферу не только научного, но и обыденного сознания.

В 1963 г. П. Сорокин заявил о трансформации капиталистического класса в менеджерский, а Т. Парсонс — о переходе контроля над производством, принадлежащего семьям собственников корпораций, к управленческому и техническому персоналу.

Апофеозом "менеджмент-бума" стал бестселлер Дж. Гэлбрейта "Новое индустриальное общество", основной пафос которого состоял в утверждении, что в больших корпорациях вооруженный современной техникой профессиональный менеджмент становится непобедимой силой, с которой не могут сравниться ни акционеры, ни правительство.

Таким образом, перечисленные управленческие революции соответствуют основным историческим вехам смены культур и социальных сословий. Власть жрецов постепенно вытесняется господством военной и гражданской аристократии, на смену которой пришли предприимчивые буржуа, а последних на исторической арене сменили наемные работники, или "пролетарии управления", после чего социально-управленческий цикл начался снова, но на новом, качественно ином уровне.

Социальные предпосылки формирования классического научного социального управления:

6. промышленный переворот, заменивший ремесленный труд на массовое индустриальное производство с особым типом организации труда; Промышленный переворот состоял в переходе от ремесленного труда к фабричному, машинному производству, основанному на углубленной специализации и разделении труда. Промышленный переворот имел техническую и социальную стороны. Техническая сторона выражалась во фронтальном и быстро прогрессирующем использовании машинной техники в области производства. Важнейшую роль в этом процессе сыграло не столько изобретение и применение новых машин, сколько создание двигателя, вначале парового, а затем и других типов. Были изобретены новые транспортные средства, новые средства связи. Социально-экономическая сторона выражалась в углублении специализации и разделения труда. Этот процесс был подготовлен уже в недрах мануфактурного производства. Земледелие, подчеркивал А. Смит, по самой природе своей не допускало столь многообразного разделения труда и столь полного отделения друг от друга различных работ, как это становится возможным при мануфактуре. При полном развитии мануфактурного производства весь технологический процесс разлагался на различные обособленные операции или на выработку отдельных деталей, которые потом собирались воедино. Это создавало условия для замены в последующем элементарных операций машинной техникой. С другой стороны, применение машин влекло за собой углубление специализации, возможность использования на первых этапах развития машинного производства элементарного, низкоквалифицированного труда. Смит, считающийся «отцом» экономики как академической дисциплины, первую главу «Разделение труда» своей классической работы «Исследование о природе и причинах богатства народов» посвящает обсуждению оптимальной организации булавочной фабрики. Традиционные изготовители булавок могли производить только несколько дюжин булавок в день. Однако в одной небольшой мануфактуре численностью всего 10 человек, но с развитым разделением труда вырабатывалось 48 тыс. булавок в день. Эффективность производства, основанного на развитом разделении труда, достигается за счет увеличения ловкости каждого отдельного рабочего, сбережения времени, которое обыкновенно теряется на переход от одного вида труда к другому, а затем и за счет применения машинной техники. Промышленная структура с развитым разделением труда (ткацкая фабрика, автомобильный завод и т.д.), наряду с военными и религиозными организациями, становится главным эталоном классического менеджмента и классических теорий организации.

7. трансформация социальных структур, в результате которой господствующими становятся структуры «целерационального» действия;

8. высокий авторитет науки, привлекавшей не только несомненной интеллектуальной значимостью, но и все более проявлявшейся практической эффективностью;

9. классический идеал научности, в безусловном следовании которому видели свою задачу большинство философов и ученых того времени фактически во всех областях науки.

Социальное управление — категория чрезвычайно сложная и емкая, привлекающая к себе лучшие умы человечества на протяжении всей его истории. Как область «полезного знания» управление является ровесником таких областей знания, которые лежат в основе наукоемких отраслей — электроника. Генетика, иммунология, физика твердого тела и своими корнями уходит во времена 1-ой мировой войны, ростки появились в сер.20-х годов, а к концу 30-х в США было всего несколько предприятий (в основном коммерческих), которые применяли систему управления (компания Дюпон, Дженерал Моторс и т.д. Как дисциплина управление оформилось в период второй мировой войны и сразу после нее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: