Формы управления

1) пирамидальная структура (иерархия):

Это достаточно традиционная структура организации отношений, которую называют первой формой управления в организации: она делится на отдельные блоки, а управленческие полномочия передаются по вертикали.

Дальнейшее развитие производственной деятельности, появ­ление эффективных методов решения управленческих задач и рост специализации управления привели к появлению нового класса структур. Так, наряду с традиционными иерархическими структурами широкое распространение в настоящее время полу­чили следующие:

2) линейная организационная структура: в системе управления существуют и го­ризонтальные связи, характеризующиеся расстановкой конкретных руководителей во главе отдельных подразде­лений. Например, на многих предприятиях имеются на­чальники производственного отдела, финансового отдела, энергетической, конструкторской службы, службы марке­тинга

3) матричная структура: Матричная организация — это двойное подчинение рабочей группы. Группы подчиня­ются одновременно и руководителю проекта, и руководителю то­го функционального отдела, в котором они работают постоянно. Руководитель проекта обладает так называемыми проектными полномочиями, а руководители функциональных служб сохраня­ют свои линейные полномочия.

Схема

Матричная структура управления.

4) организация конгломератного типа: Организация конгломератного типа характеризуется тем, что в пределах одной организации со­четаются две или более рассмотренных выше структур. Напри­мер:

• в одном отделении фирмы может использоваться вертикальная

структура,

• в другом — линейная,

• в третьем — матричная организация.

Все рассмотренные классы и типы организационных структур широко используются в системе управления, поэтому их необходимо знать, применять и модернизировать в процессе трудовой деятельности.

СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Управление организацией имеет свою специфику. Одним из проявлений ее является наличие определенной схемы (алгоритма) данной деятельности.

Управленческая деятельность начинается с оценки, измерения продукции(услуг) организации, имеющихся на выходе. После этого, информация поступает в системе управления, где оцениваются входные ресурсы, сырье, информация Далее идет сравнение имеющейся на выходе продукции с эталоном (ожидаемым, запланированным результатом), заложенным в программе, плане организации и соотношение входных ресурсов с выходным. Потом через канал управления идет выработка управленческого решения, которое позволяет скорректировать или улучшить входные параметры, передать в систему обработки, в результате повысить качество выдаваемого продукта. Затем выходные параметры вновь измеряются и процесс повторяется.

Данная схема применима для любых систем, но специфика социальных систем заключается в том, что здесь реализуются субъект – субъектные отношения.

Центральной проблемой социального управления является соблюдение оптимального соотношения управляемого (планируемого) и спонтанного в организации. Их взаимоотношения и взаимодействие являются основным противоречием управления.

Элементы управленческой деятельности

Управление включает три элемента:

· Целенаправленное управленческое воздействие (ЦУВ)

· Организационный порядок

· Самоорганизацию.

Целенаправленное управленческое воздействие - это воздействие руководителя на объект: человека или социальную систему. Оно состоит из целополагания и целедостижения., единство которых является основой эффективного социального управления. Осуществляется через управленческие решения, которые принимают вид задания и подкрепляются стимулами. ЦУВ предполагает межличностное общение (взаимодействие) между руководителями и подчиненными, при этом оно не предполагает обязательного контакта. Здесь руководитель нажимает на безличные рычаги. Основной задачей ЦУВ является предупреждение отклонений от цели, координация процессов их достижения и т.д.

ЦУВ реализуется в два этапа:

· Определение целей – заданий

· Разработка способов их достижения (технологии).

Выработка целей организации является сложнейшим творческим процессом т.к. они не могут быть выведены из объективного хода развития организации. Содержание цели организации находится под влиянием множества интересов. В процессе их осуществления необходимо соответствие результатов процесса и технологии данной цели. Поэтому большое значение для достижения целей имеет разработка адекватных способов их достижения (наличие соответствующих технологий).

Способы ЦУВ:

· Прямой – через задания, приказы

· Косвенный – через стимулы, интересы

· Сочетании первых двух.

ЦУВ может осуществляться как извне, так и изнутри.

«Внешнее» ЦУВ (централизованное) позволяет достичь большей степени концентрации управленческой энергии. Оно имеет определенные достоинства и недостатки. Преимущества:

а). Обозримо максимальное число звеньев организации

б). Единое целенаправленное воздействие на них.

Недостатки:

а). Ограниченность интеллектуального потенциала управленческого звена

б). Отрыв от интересов низовых звеньев.

В). Отсутствие личной заинтересованности.

«Внутреннее»ЦУВ самоуправление в рамках организации.

Любая организация обладает широким диапазоном собственных решений т.е. является самоуправляющей системой и включает в себя собственные управляемую и управляющую системы.

С социологической точки зрения самоуправление это участие всех звеньев и членов организации в выработке решений. Это наиболее эффективный механизм согласования целей, а значит и их достижений.

Организационный порядок – система норм и правил поведения. Они задают извне по отношению к сотрудникам управляющей системой и обеспечивают организационный порядок. Организационные нормы, правила обладают свойством безличности, срабатывают независимо от индивидуальных особенностей его носителей т.е. автоматически и регулируют организационные отношения, связи, факты сознания(установки, мотивы). Это обеспечивает известную стабильность взаимодействия в организации и экономию управляющей энергии.

В тех организациях, где нормы и правила соблюдаются беспрекословно работает порядок, а не руководитель, правят законы, а не люди.

Организационный порядок является важнейшим условием преодоления субъективизма в управлении, ограниченности интеллектуальных возможностей управляющего.

При обеспечении оргпорядка большое значение имеет прошлый управленческий опыт, продукты прошлой управленческой деятельности, «живой управленческий труд».

Любой оргпорядок не может быть полон, он никогда не в состоянии контролировать все элементы организационных отношений. В организации всегда остаются «пустоты», допуски которые заполняются «живым управленческим трудом». Организационный порядок всегда включает в себя элемент спонтанности.

Самоорганизация (спонтанное регулирование) присуща любой организации ибо не все в ней поддается ЦУВ. Однако. самоуправление не означает неуправляемость, отсутствие человеческой воли, цели и плана. Здесь каждый преследует свою цель в итоге возникает самосовершенствующий процесс т.е. на индивидуальном уровне теряется субъективная целенаправленность, которая выступает как самоорганизация. Например: демографические, бракоразводные, миграционные процессы).

Свойства самоорганизации:

18. Самопроизвольность

19. Отсутствие единого организационного начала.

Оптимально выстроенное управление интегрирует все три составляющие:

ЦУВ, оргпорядок, самоорганизацию максимально используя их достоинства и учитывая недостатки. В связи с этим перед любой организацией стоит проблема управляемости.

Управляемость современными организациями

Сегодня становится очевидным что любое управление имеет свои пределы. Они порождены самой природой объекта управления, некоторыми особенностями самого процесса управления и его субъектов, а также в связи с появлением организационных патологий (отклонений). Что же такое управляемость?

Управляемость это:

· Та степень контроля, которую управляющая подсистема может применять по отношению к управляемой

· Та степень автономии, которую управляемая подсистема сохраняет по отношению к управляющей

Управляемость существует во всех организациях, степень управляемости изменяется в зависимости от типа организации. Одним из важнейших критериев изменения управляемости является реализация управленческих решений. Управляемость, в свою очередь, выступает в качестве комплексного критерия эффективности организации. Условиями повышения управляемости организации являются повышение качества управленческих воздействий, усиление сплоченности коллектива, укрепление дисциплины исполнения.

Факторы, влияющие на управляемость организации:

- Квалификация персонала

- Территориальное размещение сотрудников

- Наличие помощников и заместителей.

- Наличие секретаря

- Динамичность

- Степень необходимой координации и контроля

- Личностные качества руководителя и управляющего.

- Количество подчиненных.

Вопрос о количестве подчиненных в каждой организации решается отдельно. Проведенные в этой области исследования свидетельствуют о том, что в западных фирмах число подчиненных обычно колеблется от 4-х до 8-ми человек на высших уровнях управления, от 8-ми до 15-ти и более на низших уровнях. На советских предприятиях директору непосредственно подчинялось 30 человек. Зарубежные исследования показывают различные нормы управляемости: от 3-6 человек, до 3-11, как среднее количество людей, которым может управлять один человек. Расчеты показывают, что для эффективного управления необходимо ограничить число связей, а следовательно количество подчиненных. Когда подчиненные выполняют сложные разноименные функции вполне допустимо иметь 7 подчиненных, при упрощенных функциях 9 – 10, если подчиненные выполняют простые функции их количество может возрасти до 25. Отечественные и зарубежные исследования пороговым значением управляемости считают цифру 7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: