Образование в России строится как целенаправленная динамическая социально-педагогическая система, постоянно совершенствуемая с развитием общества.
Она представляет собой взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание
системы преемственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня и ориентации,
сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов,
системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий (Закон РФ об образовании ст. 8).
Образовательные программы.
Основной стратегической направленностью общеобразовательных программ является формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ.
В практической деятельности используются следующие образовательные программы:
А) дошкольного образования;
Б) начального образования;
В) основного общего образования;
|
|
Г) среднего (полного) общего образования.
Основной стратегической направленностью профессиональных образовательныхпрограмм является последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровня подготовки специалистов соответствующей квалификации.
В настоящее время в системе образования используются следующие программы:
А) начального профессионального образования;
Б) среднего профессионального образования;
В) высшего профессионального образования;
Г) послевузовского профессионального образования.
Обязательный минимум (ядро образования) содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
Кроме основных образовательных программ в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные образовательные программы (факультативы, курсы по желанию родителей и детей, программы дворцов детского творчества и т.п.).
Программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, т.е. каждая последующая программа базируется на предыдущей.
Образовательные учреждения.
Образовательным называется учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть:
|
|
· государственными;
· муниципальными;
· негосударственными (частными);
· принадлежащими общественным и религиозным организациям.
В связи с тем, что образовательные учреждения реализуют различные образовательные программы и работают с учащимися разного возраста, уровня подготовки и способностей, различают образовательные учреждения следующих типов:
· дошкольные;
· общеобразовательные (начального, основного и среднего общего образования);
· профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования);
· дополнительного образования (детей и взрослых);
· специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии;
· учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
· другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Образовательные учреждения каждого типа могут подразделяться на виды (внутри своего типа).
Учредителем (учредителями) образовательного учреждения выступают органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, отечественные и зарубежные предприятия, учреждения всех форм собственности, их объединения и ассоциации, а также фонды, общественные, религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ и других государств. Возможно совместное учредительство образовательных учреждений.
Отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством РФ.
Государственный статус образовательного учреждения (тип и вид последнего), определяющийся в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ, устанавливается при его государственной аккредитации.
В РФ установлены следующие уровни образования (образовательные цензы):
А) основное общее образование;
Б) среднее (полное) общее образование;
В) начальное профессиональное образование;
Г) среднее профессиональное образование;
Д) высшее профессиональное образование;
Е) послевузовское профессиональное образование.
Органы управления образованием.
Управление образованием включает в себя органы управления трех уровней.
Первый, федеральный, уровень включает в себя органы управления образованием общегосударственного значения. К ним относятся федеральные органы управления образованием (Министерство общего и профессионального образования РФ и другие федеральные органы, имеющие отношение к системе образования).
Второй уровень органов управления образованием – это уровень субъектов РФ (региональный) (Министерства образования республик, краев, областей и т.п.).
К третьему, местному, уровню относятся районные и городские органы управления образованием (управления образованием при местных администрациях).
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Что объединяет система образования?
2. Какие существуют образовательные программы?
3. Какие существуют типы образовательных учреждений?
4. Как соотносятся организационно-правовые формы образовательных учреждений и их учредители?
5. Охарактеризуйте систему органов управления образованием.
Литература:
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений./С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов, Т.И.Бабаева и др.:Под ред. С.А.Смирнова. – М.:Изд. Центр «Академия», 1998.