По моим наблюдениям, в «некоторых практических кругах» существует почти что эйфорический взгляд па проблему калькулирования себестоимости, суть которого можно сформулировать примерно следующим образом:
это раньше надо было тратить время и считать себестоимость каждого продукта. Теперь этого делать не надо. Теперь можно вести учет по неполной себестоимости, что означает учитывать только прямые затраты, а косвенные, не распределяя, списывать сразу на финансовый результат.
Действительно, в зарубежной хозяйственной практике (а теперь и в России) используется учет себестоимости на основе только части затрат. В этом случае оперируют только с теми затратами, которые прямо могут быть отнесены на конкретный вид продукции, т.е. прямыми. Поэтому в западной литературе этот метод получил название "Direct Costing". При ведении учета этим методом действительно отпадает необходимость распределения косвенных расходов, что существенным образом упрощает учет.
Рассмотрим, например, как выглядит решение задачи определения финансового результата при учете по полной и неполной себестоимостям. Для иллюстрации возьмем рассмотренную выше задачу, условие которой приводится в табл.2.
|
|
Пусть вдобавок к тем условиям предприятие продает продукцию по следующим ценам:
А: 8,02 руб./шт.
Б: 5,35 руб./шт.
В: 6,25 руб./шт.
Вопрос задачи выглядит следующим образом: какую прибыль при заданных условиях будет иметь предприятие?
Для решения задачи методом полной себестоимости мы сначала, как это описано выше, долго и трудоемко распределяем косвенные затраты, определяем полную себестоимость каждого продукта и после этого переходим к определению прибыли.
По изделиям прибыль составит:
А: 3500 × (8,02 - 6,42) = 3500 × 1,6 руб./шт. = 5600 руб.
Б: 4000 × (5,35 - 4,28) = 4000 × 1,07 руб/шт.= 4280 руб.
В: 10000 × (6,25- 5,0) = 10000 - 1,25руб./шт. = 12500 руб.
Откуда общая прибыль равна 22380 руб.
Как же будет решаться эта задача методом неполной себестоимости? Прежде, чем перейти к решению, остановимся еще на одном важном моменте.
Если из выручки от продажи какого-то товара вычесть его себестоимость, то получится прибыль от производства и реализации данного товара. Что же получится, если из той же выручки вычесть частичную себестоимость? Получится показатель, который в западной литературе называется обычно "валовая прибыль". Использование этого показателя в отечественной практике очень часто ведет к недоразумениям. Понятно, что в действительности этот показатель прибылью еще не является, т.к. содержит в себе достаточно большую долю затрат, которые, чтобы получить настоящую прибыль, надо из пего вычесть. В этом нет ничего страшного: просто этот показатель так называется. Недоразумения же происходят из-за того, что в отечественной практике под валовой прибылью понимают нечто совсем иное, но действительно прибыль! Для того чтобы не давать повода для таких недоразумений, мы постараемся не пользоваться указанным термином, а в случае, где без этого не обойтись, будем ставить его в кавычки. Итак, переходим к расчету по неполной себестоимости. В этом случае нет необходимости заниматься распределением косвенных затрат. Бухгалтерия рассчитывала бы только прямые затраты, определяла бы "валовую прибыль", а затем все косвенные затраты, не распределяя, вычитала бы из "валовой прибыли", получая в остатке уже настоящую прибыль.
|
|
Расчет выглядел бы следующим образом:
1) определяем "валовую прибыль" по каждому продукту:
А: 8,02 - (1,2 + 1,5 + 0,3) = 5,02руб./шт.
5,02 × 3500 = 17570 руб.
Б: 5,35 - (0,8 + 1,0 + 0,2) = 3,35 руб./шт.
3,35 × 4000 = 13400 руб.
В: 6,25-(1,6+1,2+0,8)=2,65 руб./шт.
2,65х10000=26500 руб.;
2) определяем общую «валовую прибыль»:
17570 + 13400 + 26500 = 57470 руб.;
3) определяем прибыль:
57470 – (10000 + 25000) = 22470 тыс. руб.
Как и следовало ожидать, результат получился примерно тот же самый, только точнее и проще. Возникает вопрос: зачем же столь громоздкие расчеты, если тот же результат можно получить и без них?
Ответ на этот вопрос зависит от того, что мы понимаем под "тем же результатом". Если под этим результатом понимается определение прибыли предприятия, то действительно: прибыль предприятия проще и точнее определять без распределения косвенных затрат между продуктами. Именно в этом состоит идея системы учета "Direct Costing".
Если же под результатом понимать определение полной себестоимости отдельных продуктов, то этот результат рассматриваемым методом просто не получить. А нужна ли предприятию эта "полная себестоимость"? Можно ли без знания полной себестоимости, а только на основе «валовой прибыли» дать оценку выгодности производства той или иной продукции, экономически обоснованно планировать производственную программу предприятия и т. п.?
Я не стану утверждать, что знание себестоимости позволяет успешно решать подобные задачи. Это не совсем так: хотя себестоимость и может использоваться для этих целей, существует показатель, который для решения указанных задач подходит более, чем себестоимость. Он тоже рассчитывается на основе неполной себестоимости, но не совпадает с «валовой прибылью». Кстати, при его расчете тоже приходится распределять часть затрат косвенным методом. С ним мы скоро познакомимся. Использовать же для рассматриваемых целей "валовую прибыль" нельзя, так как с экономической (не с учетной!) точки зрения этот показатель лишен содержания. Он не позволяет сравнивать эффективность различных продуктов, поскольку значение «валовой прибыли» существенным образом зависит от способа учета и может меняться по причинам, никак не связанным с эффективностью. Поэтому если мы хотим более-менее грамотно вести дело, то ограничиться только определением «валовой прибыли» нельзя.
Что же касается себестоимости, то это - важнейшая информация относительного того, во сколько обходится производство каждого вида продукции. Не зная ее, не определить минимальную цену, по которой можно продавать каждое изделие без ущерба для себя. И хотя цена действительно определяется соотношением спроса и предложения, знание себестоимости продукции необходимо для оценки этой цены. Зная себестоимость, можно определить прибыль, приносимую каждым изделием, а также рентабельность каждого вида продукции.
Можно сказать, что в расчете полной себестоимости, в первую очередь, заинтересовано само предприятие. Качество этих расчетов отражает качество экономической работы на предприятии. Предприятие самостоятельно определяет, как, по каким критериям, с какой степенью точности и глубины распределять косвенные затраты.
|
|
Правда, в нынешней российской практике существует и еще одно обстоятельство, делающее калькуляцию полной себестоимости практически обязательной: в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "О налоге на прибыль предприятий и организаций" со всеми последующими дополнениями, а также разработанными на его основе нормативными документами, в частности п. 2.5 Инструкции Госналогслужбы №37, (отметим, что аналогичный пункт (п.9) есть и в Инструкции №39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость") товары должны продаваться по цене не ниже себестоимости, и только в крайнем случае, известив об этом налоговую службу, их можно продать дешевле. Понятно, что для того, чтобы продавать не ниже себестоимости, ее нужно знать.