Решение задачи

(Условие: см. Упражнение перед разделом 5)

Сначала определим себестоимость изделий простым одноступенчатым методом. Для этого рассчитаем прямые затраты по каждому виду изделий, затем к ним добавим часть косвенных затрат, приходящихся на каждый вид. Причем общую сумму, косвенных затрат распределим между изделиями пропорционально основной заработной плате -^показателю, наиболее час­то используемому для этих целей.

Прямые затраты и основная заработная плата представлены в табл. 7. Общая сумма затрат, подлежащих распределению, (а это и есть косвенные затраты), содержится в таблице 6 условий задачи и равна 230400.

Делим 230400 на 62700 и получаем 3,675. Столько рублей косвенных за­трат приходится в себестоимости каждого изделия на рубль основной зара­ботной платы.

Величина косвенных затрат, относимых на каждый вид изделий:

А: 22400 × 3,675 = 82320;

В: 16600 × 3,675 = 61005;

С: 23700 × 3,675 = 87098.

Теперь определим общую сумму затрат, относимых на каждый вид изде­лий:

А: 82900 + 82300 = 165200;

В: 69900 + 61005 = 130905;

С: 34900 + 87098 = 121998.

В сумме получается 418103, что означает, что чисто арифметически зада­ча решена правильно, а небольшая разница вызвана погрешностями округ­ления.

Теперь разделим затраты на каждый вид изделий на объем их производ­ства и получим искомую себестоимость:

А: 165200: 8500 = 19,44;

В: 130905: 12000 = 10,01;

С: 121998: 5300 = 23,02

Таблица 7

Прямые затраты на производство продукции

  Вид иделий Итого
А В С
Механический цех
Основные матерн.иы. млн. руб.        
Основная заработная плата, млн. руб.        
  Сборочный цех  
Основные материалы, млн. руб.        
Основная заработная плата, млн. руб.        
Итого основной эаработной жаты        
Итого прямых затрат        
             

Теперь решим эту задачу более сложным, но и более точным ступенча­тым методом.

Таблица 8

    Подразделенения
    Автопарк Рем. учас­ток Служ­ба снаб. Ме-хан. цех Сбо-рочн. цех Служ­ба маркетинга Управление Итого перс-распр. затраты
Вспомогательные материалы, топливо, энергия                
Вспомогательная заработная плата с начислениями                
Амортизация                
Прочие расходы на содержание подразделений                
ИТОГО затрат                
Перераспределение затрат автопарка X             X
ИТОГО затрат подразделений X              
Перераспределение затрат ремонтного участка X X           X
Перераспреде.ляемые затраты главных подразделений X X            
Значение критериев распределения затрат X X           X
Коэффициенты распределения затрат X X 0,334 2,087 1,611 0,11 0,095    

Для этого в соответствии с описанным в лекции алгоритмом разделим все структурные подразделения на основные и вспомогательные.

Вспомогательными здесь являются автопарк и ремонтный участок. За­траты этих подразделений должны быть перераспределены между основ­ными подразделениями, а затраты основных будут относиться непосредст­венно на продукцию.

Видимые затраты подразделений определять нам не надо - они приведе­ны в табл.4 условий задачи.

Теперь перераспределим затраты автопарка и ремонтного участка. Все последующие расчеты будем вести в рабочей таблице.

Начнем с автопарка. Как видно из табл.4, его затраты составляют 36200 и все подлежат распределению. В качестве критерия выбираем объем перево­зок, выполненных автопарком для других подразделений. Эти данные при­водятся в табл.5. На основании этой таблицы составим следующую таблицу 9.

Таблица 9

Доля подразделений в объеме перевозок, выполненных автопарком (%)

Всего В т.ч. подразделений
ремонт снабжение мех. цех сбор. цех маркет. управл.
100,0   38,67 16,41 9,11 32,03 0,39

При помощи этих процентов распределяем затраты автопарка по подразделе­ниям и заполняем строку «Перераспределение затрат автопарка» рабочей табли­цы.

Теперь надо распределить по основным подразделением затраты ремонтного участка. Распределять их будем пропорционально прямым затратам, осуществ­ленным ремонтным участком в интересах других подразделений. Эта затраты приводятся в табл.4 условий задачи. На основании этих затрат определяем долю каждого подразделения и заполняем соответствующую таблицу 10.

Таблица 10

Доля подразделений в объеме ремонтных работ, выполненных

ремонтным участком (%)

Всего в т.ч. подразделений
снабжение механический цех сборочный цех служба мар­кетинга управление
100.0 12,99 42.60 32,73 6,49 5,19

С использованием этих процентов заполняем строку «Перераспределение затрат ремонтного участка» рабочей таблицы. Теперь можно заполнить строку «Перераспределяемые затраты главных подразделений», которая представляет собой сумму видимых затрат каждого подразделения и прихо­дящейся на это подразделение части затрат автопарка и ремонтного участ­ка.

Важной задачей, как неоднократно подчеркивалось в лекции, является правильный выбор критериев распределения затрат. В данном случае заграты службы снабжения целесообразно распределять пропорционально стоимости основных материалов

Упражнение. Как Вы думаете, почему только основных материалов. а не основ­ных и вспомогательных Ведь вспомогательные материалы тоже. по-видимому за­купались службой снабжения.

Косвенные затраты механического и сборочного цехов будем распреде­лять пропорционально основной заработной плате, затраты службы марке­тинга - пропорционально производственной себестоимости каждого изде­лия, а Управления - пропорционально коммерческой себестоимости. На­помню, что производственная себестоимость включает в себя все затраты на производство, но не включает затраты на реализацию продукции. Ком­мерческая себестоимость больше производственной на величину затрат на реализацию.

Поэтому сейчас в рабочей таблице строку «Значение критериев распреде­ления затрат» мы можем заполнить только для службы снабжения, механи­ческого и сборочного цехов. Для службы маркетинга и Управления значе­ния критериев придется рассчитывать.

Расчет себестоимости будем вести во вспомогательной таблице 11 Распределение цеховых расходов по продуктам осуществляем на основа­нии данных об основной заработной плате по каждому продукту (табл.3 ус­ловий задачи) и найденных коэффициентов распределения.

Например, цеховые расходы механического цеха, относимые на изделие А, определяются так: 12200х2,087=25458 (здесь и дальше для большей точ­ности и наглядности используются коэффициенты распределения с 5 знака­ми после запятой). Остальные цеховые расходы распределяются аналогич­но.

Затраты службы сбыта распределяются пропорционально затратам ос­новных материалов. Производственная себестоимость по каждому виду из­делий рассчитывается путем суммирования прямых затрат, цеховых расхо­дов и затрат службы снабжения. Суммарная величина производственной себестоимости (344051) переносится в рабочую таблицу в клетку строки «Значение критериев распределяемых затрат», соответствующую затратам службы маркетинга. Далее определяется коэффициент распределения затрат службы маркетинга и заполняется соответствующий столбец в таблице 11 После этого определяется коммерческая себестоимость.

Распределение затрат Управления производится способом, аналогичным описанному. В результате определяется полная суммарная себестоимость изделий каждого вида, а затем и единицы продукции. Себестоимость единицы изделий:

А 176227: 8500 = 20,73

В 142797:12000 = 11,90

С 99076: 5300 = 18,69

Сравнение найденной себестоимости с полученной ранее показывает, что между ними существуют довольно серьезные различия, в результате кото­рых изменяется представления о сравнительной выгодности изделий. Же­лающие могут детально проанализировать, чем вызваны эти различия

Таблица 11

Расчет себестоимости

Продукты Прямые затраты мате­риала Прямая зара­ботная плата Цеховые расходы цехов Затраты службы сбыта Итого про­изводствен ная себе­стоимость Затраты службы марке­тинга Итого коммерческая себе-стоимость Затраты управления   Итого полная себестоимость
механического сборочного
А                    
В                    
С                    
Итого                    

Петатается по решению Методических советов Экономического факультета и Специального экономического факультета Санкт-Петсрбургского госуниверситета в качестве учебного пособия для студентов и слушателей факультетов.

© И.П.Бойко. Лекции по курсу "Экономика предприятия и предприннмательства''. 1998. Отпечатано МЛ.СЭФ СПбГУ. Зак.002. 13.04.98. Tиp. 300 экз. Усл. печ. л. 2.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: