Функции лидера

1. Идентификация. Мы уже много раз использовали этот термин. Лидер как бы очерчивает пространство, где группируются «все свои». То есть, если работник признает своего руководителя главным, то он автоматически включается в местные правила игры. Аутсайдеры, напротив, испытывают проблему с идентификацией. Им негде преклонить голову. Еще древнегреческий драматург Еврипид в своей трагедии «Медея» описывал проблему аутсайдера. Когда Ясон женился на молодой царевне Креусе, то его прежней подруге тут же указали на дверь. Медея, выйдя по ходу действия к хору, стала громко жаловаться на жизнь... Одна из женщин хора громко воскликнула: «Что за беда? Города ты лишилась?» Для героя сказочной древности, как и для древнего грека, самым страшным было лишиться города, того самого организма, который кормил и защищал, это было хуже смерти. Ведь с приговоренными к изгнанию было запрещено общаться, а на чужбине они всецело зависели от доброты местного царя. Как видите, печальная проблема аутсайдерства существовала всегда.

Аутсайдерами становились не только изгои без роду и племени, но и свои соплеменники. Зачастую в подобную лужу садились люди со всеми задатками лидера, но лидера непризнанного. Каждая цивили­зация порождает свои ценности: там все подробно расписывается, как можно и как нельзя вести себя лидеру. Если человек укладывается в эти представ­ления, то все в порядке, если же нет, то ему никакие таланты не помогают. Моральные нормы определя­ло общество, часто греша против самой морали как таковой. Противоречие? Мораль нам велит не оби­жать слабых, однако есть люди, которые в порядке исключения позволяют себе все, что можно, и все, что нельзя. И никто из творцов и хранителей законов не шевельнется, чтобы поставить на место лидера, потому что лидер вписывается в образ правильного и значит, его поступки тоже правильны, даже если другим таковые деяния явно во вред.

2. Интеграция. Мало провести свою границу. Нужно, чтобы «твои люди» вели себя вместе как один разумный организм. Вам не раз приходилось смотреть передачи из цикла «В мире животных», где показывали жизнь диких зверей. Стая зебр, косяк морской рыбы - воображение человека поражает красота этого зрелища. Сплотить единицы в единое целое - задача каждого руководителя.

Сплоченная сила - мощный инструмент дости­жения цели, но не только. Человеку в управляемой кем-то массе легче потерять свое лицо, в перенос­ном смысле, конечно. По способности критически мыслить и оценивать руководителя по заслугам по­добный сплоченный коллектив уступает даже чело­веческому стаду эпохи палеолита. Они не познают мир рационально, они едят с рук руководителя и проникаются его идеями, впадая в восхищение и чувство фатальной общности. К таким выводам приходят те исследователи, что роются в феномене тоталитаризма. Но сплоченная стая, управляемая лидером, встречается не только в политической ре­альности. Она встречается в любой яви, авторитар­ное начало - мощный стимул для полноценной ра­боты коллектива.

3. Мобилизация. Эта функция из разряда «Вставай, страна огромная!» Сплоченная сила должна работать, а не лежать мертвым грузом. Мощь впечатляет лишь в динамике. Основная цель любой фирмы - зарабатывание денег. Деньги лежа не заработаешь: «Вперед, все вместе». Хочется вспомнить фразу «Движение — все, конечная цель - ничто», но я не считаю ее верной, она смотрится абсурдной в условиях бизнес-среды.

4. Воспитание коллектива. Это не только тяжкий крест японского пути управления. Воспитывать коллектив можно с опорой на коллегиальный стиль управления, а можно предложить свою авторскую модель. Сколько стилей управления? Столько, сколько лидеров, а значит, все не сосчитать и не подогнать к какой-то определенной типологии. И не пытайтесь это сделать, работайте над теми приемами, которые вам кажутся результативными. Зачастую жизнь и личный опыт подсказывают истинные решения, они далеки от тех, которые предлагают учебные пособия по менеджменту.

5. Прогноз. Эта нехитрая, на первый взгляд, функция должна принадлежать только вам. Потому у себя в фирме только вы вольны вещать о том, что будет дальше. Будет ли функционировать отдел маркетинга - это вопрос к руководителю фирмы, а не к бухгалтеру Марье Семеновне. Право прогноза - священная прерогатива руководителя. Вы можете частично делегировать все остальные полномочия по идентификации, мобилизации, воспитанию. Глубоко уважаемый мной ученый Э. Кассирер, издеваясь над политической мифологией, дошел до блестящей мысли: лидерам свойственно брать на себя функции предсказателей, этаких современных жрецов, постигающих глубины индивидуального микрокосма каждого сотрудника. Беда в том, что вышеупомянутый ученый интересовался лишь политикой и не касался бизнес-психологии. А зря, может быть, открыл что-нибудь путное.

6. Оценка. Такая же прерогатива руководителя, как функция прогноза. Если вы - лидер, то только

вам оценивать общее состояние дел. Конечно, оценку по сегментам будут проводить ваши заместители, но общий контроль - в ваших руках. Лидер­ство будет существовать до тех пор, пока существу­ют люди (хотя бы два человека), из которых один бу­дет ведомым, а второй - ведущим.

Почему особи рода человеческого, который вер­шит дела в планетарном масштабе, готовы подчи­няться своему собрату. Потому что потребность в подчинении у них заложена на генетическом уров­не. Мы много раз обращались к истории человека как вида, пытаясь понять ее поведение и реакции. Давайте обратимся еще раз. Я выбрала пример че­ловеческого стада лишь по одной причине: исходя из законов общей биологии. Один из биологичес­ких законов гласит: «Онтогенез есть краткий путь филогенеза». В узком понимании: зародыш челове­ка (эмбрион) повторяет на определенных этапах черты своих животных предков. Если раздвинуть го­ризонты нашего сознания, то психологию отдельно взятой личности легче изучить, обращаясь к исто­рии поведения пращуров в их экстремальных усло­виях выживания.

Лидером человеческого стада мог стать только сильный, ловкий, выносливый. Тот, кто мог спра­виться с задачами жизни. Когда наши предки убега­ли от врагов, они хотели найти защитника. Человек как сильный индивидуалист согласился жить в стаде при одном условии: так легче было выжить. Вопрос интересный, осознавал ли наш первопредок свою индивидуальность? Ведь в ту тяжелую пору ростки сознания начинали пробиваться сквозь толщу жи­вотных инстинктов, они были неуловимы для явного постижения мира. Но в стаде легче, значит, в стаде легче добывать пропитание, присматривать за пото­мством, обороняться от хищников. Принятие лидер­ства кого-либо было не блажью, а осознанной необ­ходимостью. Да, вожака человеческого стада (прос­тите за натурализм) почитали как сына Солнца, но с него очень много спрашивали. Лидерство в таких ус­ловиях не столько лакомый кусочек, сколько тяжкий крест. За каждого тяжело раненного охотника с него строго спрашивали старейшины рода. Правда, это было уже на более высокой ступени развития. Когда способность мыслить и передавать ценный опыт по наследству ценились больше, чем грубая сила. Ли­деру всегда было трудно. Вожак племени не был до­волен своей тяжкой ношей. Попробуй, реши кем по­жертвовать в критической ситуации: своим сыниш­кой или своей женой, если спасти ты можешь одно­го. Правильный ответ: детьми в далекой древности жертвовали чаще, чем надежным и проверенным спутником жизни. Как только ростки человеческого сознания проросли в голове человекоподобного су­щества, лидер стал понимать: одной силы мало.

Важно не столько получить место лидера и убить всех соперников, главное - остаться на этом месте в течение длительного времени. Ложь изливается с наших телевизионных экранов, когда мы смотрим

фильм про неандертальцев и видим высохшего, как кузнечик, вождя. Вождь в те далекие времена был молод, силен, и красив. Чтобы остаться на своем месте, нужно быть умным, тонким психологом. Ко­нечно, наш предок выражался не так изысканно. Он бы сказал: «Познать собрата». Как можно было поз­нать в те далекие времена? Сделать так, чтобы час­тичка мудрости, ума одного существа перешла к те­бе. Тренингов и книжек по психологии тогда не бы­ло, вожаки решали все вопросы радикальным путем; если это был соплеменник - подружиться, если представитель чужого племени - совершить акт кан­нибализма. Я не призываю вас к агрессии в адрес конкурентов, я показываю вам, как далеко мы ушли от варварства. Кстати, ритуальное убийство могуче­го и умного врага расценивалось как священнодей­ствие. В результате последнего лидер племени дол­жен был стать лучше во стократ прежнего себя. По­добные обычаи сохранились в ряде современных африканских государств. Там за ритуальное убий­ство поверженного противника ответственности не несут. Из истории памятен пример: один степной князек, празднуя свадьбу, пил из чаши, сделанной из черепа киевского князя Святослава Игоревича. Итак, если наш пращур по каким-либо причинам не мог стать лидером, то он должен был подчиниться. Как видите, с течением исторического времени ма­ло чего поменялось. Жестокие законы естественно­го отбора как действовали, так и действуют.

 
 

Кстати, лидеры бывают разными. Один из учени­ков 3. Фрейда Ф. Адлер предложил свою типологию лидерства, опираясь на исторический материал. Всех лидеров, которые только существовали в исто­рии, ученый поделил на два типа: лидер-вождь и ли­дер-шаман (рис. 2.4.)

Рис. 2.4. Типология лидерства по Ф. Адлеру

Лидерство вождя основано на силе, выносливос­ти. Вам наверняка встречались руководители, кото­рые подавляли вас высоким ростом, широкими пле­чами, мужественностью и агрессией. А если и не по­давляли в прямом смысле этого слова, то вам рядом с ним было крайне неуютно. Пользуясь своими не­оспоримыми преимуществами, данный тип лидера все время норовит продемонстрировать хорошую физическую форму: «Посмотрите, какой я сильный». Например, перед началом «разбора полетов», уса­див подчиненных, лидер-вождь неосознанно прис­тупает к демонстрации своих преимуществ. Напри­мер, подвинет шкаф без видимых усилий со сторо­ны, при этом многозначительно смотря на работни­ка. Работнику без слов понятно, что еще немного, и его самого попросят на выход. Так как демонстра­ция своих физических данных с давних пор воспри нимается как открытое давление, даже если оно та­ковым не намечалось. Вообще до возникновения речи люди прекрасно общались на языке жестов, и неплохо друг друга понимали. Когда наши предки становились друг против друга и начинали рычать и стучать руками по груди, окружающие предпочитали не вмешиваться. Из таких лихих пращуров и появил­ся на свет божий лидер-вождь. Именно лидер-вождь чаще всего удостаивается ярлыка конфликтного, амбициозного и бесцеремон­ного. Хотя лидер-шаман в сто раз амбициознее. По­чему? Ответ на данный вопрос мы можем получить в книге Н. Макиавелли «Государь» (рекомендую про­честь всем лидерам). Н. Макиавелли, анализируя причины успешного правления одного из современ­ных ему государей, делает вывод о важности визу­альной составляющей имиджа лидера. Люди боль­шей частью судят о человеке по тому, что они видят. Ведь не многие будут углубляться в детальный ана­лиз причинно-следственных связей в поступках. Чем так ему запомнился государь-современник? Этот владетельный князь всю жизнь говорил о мире и справедливости, при всем этом он лихо развязы­вал войны, то и дело казнил и сажал в тюрьмы своих вассалов. И тем не менее этот пиарщик на троне за­ливался соловьем, говоря о необходимости прояв­лять милость к ближним, прощать врагов и снисхо­дительно относиться к еретикам, полным раскаяни­ем. Как вы понимаете, слова целиком и полностью расходились с реальными делами. Так и подчинен­ные, видя лидера-вождя в плохом настроении, при­писывают ему кучу отрицательных качеств. «Да он мать родную не пожалеет, не то что нас с вами». Да, талантливому сотруднику с широким диапазоном возможностей он кажется не подарок. Но дело не в самом типе лидера, дело в наличии или отсутствии точек соприкосновения.

А лидер-шаман? Как выглядит он? Неужели все начальники маленького роста лидеры-шаманы? Ес­ли следовать классической трактовке теории Ф. Ад­лера, то к данному типу относятся лидеры, не обла­дающие мужественностью первого, с красочным образным мышлением.

Представьте себе шамана: он весь в мире духов, «его астрал» блуждает, взгляд блуждает вместе с последним. Если обратить внимание на взгляд субъ­екта, то он одновременно и гипнотический, и нефик­сированный. Взгляд, устремленный в прошлое и бу­дущее одновременно. Он привлекает внимание ка­ким-то своим полумистическим очарованием, обая­нием. Его хочется слушать, слушать и слушать. Он не говорит, он вещает. У собеседника лидера-шамана создается впечатление, будто он присутствует при таинственном древнем обряде, раскрывающим Врата Времени. Речь исходит бурным потоком, она великолепна и красочна, она полна архетипических образов сакраментальных понятий: добра и зла, любви и ненависти. Природа лидерства шамана в отличие от природы лидерства вождя носит иррациональный характер. У подчиненного создается впе­чатление, что его руководитель ведом своей собственной звездой, делится с окружающими своими тайнами, почти сакральными знаниями. Вам на­верняка встречались люди, завораживающие присутствующих с первых мгновений. Не путайте со словом «очаровать». Очаровывают, воздействуют обая­нием на аудиторию как раз таки лидеры-вожди. Они сверхактивны, быстры, неутомимы. Как правило, весьма приятны внешне. То есть природа их обая­ния ясна, как божий день. Лидеры-шаманы не обя­зательно активны, хотя могут поспорить по быстроте реакции с вождями. Выглядеть «шаманы» тоже могут по-разному: от классических черт до дефектов внешности, похожих на генетические мутации. Но когда

 
 

эти люди начинают говорить...то их энергетика передается не только через речь, достаточно просто присутствия. «В нем (ней) есть что-то, способное перевернуть мир». Эта фраза характеризует природу лидера-шамана. Когда общаешься с лидером-вождем, чувствуешь исходящую от него энер­гию, генерирует которую он сам. Когда общаешься с шаманом, возникает ощущение, что напротив веща ет устройство, принимающее транслируемую волю Вселенной. Я немного сгущаю краски, но суть верна... Рассматриваемые нами лидеры по-разному руководят своими подчиненными. Природа лидерства «вождя» рациональна, легальна, методы управления такие же. Кстати, лидер-вождь постарается найти общий язык с любым работником. Он будет искрен­не искать к нему подход. И старается до определен­ного момента (все зависит от запаса терпения) сохранить объективность при оценке личности сотруд­ника. Тренинги, семинары и выездные конференции по проблемам управления персоналом придумали руководители с рационально легальной природой лидерства. Этот тип действительно желает все по­нять, во всем самостоятельно разобраться и найти все причинно-следственные связи. Именно лидер-вождь является сторонником совещаний, «планерок» и «вызова на ковер». Именно его пытливой и любознательной природе (как у пещерного предка!) хотелось бы знать, что подчиненный о нем на самом деле думают. Лидер-вождь требует от подчиненных неукоснительного соблюдения всех должностных инструкций, регламента и прочей «блестящей, но ненужной мишуры». Неуважение сотрудника к рег­ламенту лидер-вождь расценивает как неуважение к себе не столько как к хозяину, сколько как к челове­ку. Кроме того, вождь довольно часто читает литера­туру по специальности, бесконечно повышает свою квалификацию. Если вы зайдете в кабинет к директору N-фирмы и увидите на стенах длинный ряд дипломов, грамот, похвальных листов, фото из-за рубежа, не сомневайтесь, перед вами - «лидер-вождь». Его жизненный девиз, как у детской спортивной пе­редачи «Веселые старты»: «Делай вместе с нами, делай как мы, делай лучше нас». Кстати, отдыхать лидер-вождь предпочитает всей семьей, всем кол­лективом. Как какой-нибудь славянский князь - всей храброй дружиной по грибы, по ягоды. Руководитель-«вождь» склонен облюбовать какой-нибудь дом отдыха и отправлять туда сотрудников по дем­пингу. Негативная сторона межличностных отноше­ний с данным типом лидера заключается в патологи­ческом стремлении последнего контролировать все и вся. Лидер-вождь обожает давать советы подчи­ненным, контролировать их распорядок дня, регла­ментировать до последней минуты кто чем конкрет­но занимается. Педантизм, авторитарность и некая мелочность раздражают сотрудников. Риск испор­тить отношения огромен. Но именно лидер-вождь даст сотруднику шанс исправиться. И вместе с шан­сом - кучу советов как это сделать лучше. Чего лиде­ры-вожди категорически не любят, так это повышать зарплату подчиненным. «Вождь» считает, что если этот специалист работает в его фирме, так должен быть доволен тем фактом.

С лидером-вождем можно поспорить о своей профпригодности: данный тип понимает логические доводы. Он поможет сотруднику проявить себя во всех ипостасях: от маркетинга до технологии производственного процесса. Стиль лидера-вождя сопровождается таким не очень приятным явлением, как фаворитизм. Это даже не столько неуставные отношения с лицами противоположного пола, сколько потребность в постоянном одобрении своих начинаний. Лидеру-вождю нравится чувствовать свою растущую значимость. И здесь вождя ждет ло­вушка: он часто принимает лояльность мнимую за лояльность реальную.

А теперь объектом нашего рассмотрения будет лидер-шаман. Я позволила бы себе не согласиться с Ф. Адлером в факте маленького росточка шамана. Дело не в росте. Я часто вспоминаю в связи с этой те­орией одного джентльмена, выглядевшего как самый настоящий шаман из племени людоедов Централь­ной Африки. Он был умытым и причесанным, но свою речь мужчина начинал вот с чего: он садился в крес­ло, вытягивал длинные ноги, трагически заламывал руки, скрещивая их на груди. После чего закатывал глаза, терзаясь бренностью мира. Потом он их закры­вал, они мешали ему видеть сущее... И лилась длин­ная монотонная речь... Если к длинной монотонной речи добавить ядовитые паузы священного источни­ка, то получим условия, при которых впадала в транс жрица (Пифия) Аполлона в Дельфах. Так вот, когда джентльмен с закрытыми глазами начинал говорить, никто из присутствующих толком не поймет, откуда идет голос? Нам казалось, что звуки появляются из параллельного мира. По правде говоря, лидер-шаман может выглядеть по-разному. Он может быть и активным, но не обязательно. Шаман уникален и неповторим. У него нет никакого желания хоть как-то за­деть чье-то самолюбие или подавить окружающих. Но он всегда окажется в центре внимания. Приведу пример. В возрасте отрочества-юности человек стремится как можно ярче проявить себя. Это касается и брутального стиля поведения, и внешнего вида, и скандалов с окружающими. Есть люди, готовые покрасить половину головы в зеленый цвет, половину - в розовый, только чтобы привлечь внимание окружающих. А есть... представители рода человеческого, ко­торым достаточно только где-то присутствовать. Причем без аляповатого макияжа и дикого окраса го­ловы. «Шамана» можно не узнать, но очень трудно не заметить. При знакомстве с «шаманом» чувствуешь некий импульс, не поддающийся расшифровке. Ко­нечно, удар током можно ощутить и при общении с «вождем», но там понятно... Столь мощная личность не может не дарить энергию окружающим. А здесь... о методах управления лидера-шамана можно говорить, лишь предполагая. Не потому, что их невозмож­но постичь. Каждый «шаман» обладает тысячью и одним лицом. Лидер-шаман вполне может вести себя как лидер-вождь. Но это не правило. «Шаман» иррационально - рационален. Это противоречие. Да, согласна. Какими бы иррациональными путями и мето­дами ни шел «шаман» управленец, результаты его труда рациональны. Нет, лидер-шаман в магию не ве­рит. Во всяком случае, это не критерий отбора.

Лидер-вождь всегда осознает, почему он ведет себя с персоналом так, а не иначе. Лидер-шаман -нет. Если его спросить о причинах - он пожмет пле­чами. Или сошлется на интуицию. Его решения пра­вильны, но каким путем он пришел к ним - загадка даже для него самого. Если лидер-вождь никогда точно не знает, как сложатся его отношения с новым сотрудником, то лидер-шаман с первой секунды знает, подходите вы ему или нет. Лидер-вождь сог­ласен терпеть неприятного ему, но умного сотруд­ника для дела. «Шаман» никогда не станет работать с человеком, который не внушает ему доверия. Это не означает, что руководитель-«шаман» - находка для некомпетентных и потому преданных, данный тип презирает глупость. Интеллект сотрудника -еще не все...С другой стороны, если руководитель-шаман при всей вашей антипатии к нему заинтере­сован в вас, он создаст вам самые комфортные ус­ловия труда.

«Шаман» не любит совещаний, проверок и воспи­тательной работы. Если работник ему не нравится, то он его не берет на работу. Этот человек один раз посмотрит на нового сотрудника и уже может спрог­нозировать всю его карьеру у себя в фирме. Подчи­ненный волен изощряться как угодно, но лидер-ша­ман как раз тот фрукт, который сразу раскусит лю­бой кирпич, не сломав себе челюсть. Страшная лич­ность! Если лидер-вождь все время драматизирует действительность, пытаясь предстать с новой, бо­лее выгодой стороны, то лидер-шаман никогда не станет заниматься дешевой драматургией.

Трудится лидер-шаман в компании совместимых в психологическом плане людей. Лидер-шаман не читает нотаций, но любит разговаривать на интере­сующие темы (в нерабочее время). При всем этом шаман - не зануда, не ретроград. Он терпим к увле­чениям подчиненных, он не собирается их учить как жить и творить, не запрещает отращивать длинные волосы и брить голову наголо. У лидера-шамана в фирме идеальный порядок, не смотря на относи­тельно мягкий стиль руководства. Он никогда не да­вит на сотрудников харизмой, он увлекает их за со­бой, они соглашаются с ним, вот и все. Шаман не выставляет напоказ свои достоинства так, как это делает вождь: «Я такой, потому что...» и дальше длинный разговор с обилием идей и художествен­ных образов. «Шамана» воспринимают как гуру, как человека, который может многому научить других. Он духовно-нравственный авторитет, а не «первый среди равных». Повышает ли «шаман» свою квали­фикацию? Да. Но он не заставляет сотрудников вто­рить ему. Не настаивает и на совместном полигоне для отдыха. Подчиненные, увлеченные его автори­тетом, и так ходят за ним по пятам. Если лидер-вождь время от времени латает дыры авторитета, то «шаман» - никогда. «Истинные ценности приходят, а не навязываются,» - вот что бы сказал лидер-ша­ман. Типология, предложенная психоаналитиком Ф. Адлером, очень интересна, но объясняет частные

случаи. Ведь среди руководителей фирм нет чистых типажей. Лидер может сочетать в себе черты и «вождя», и «шамана».

Кстати, рассмотренные нами лидеры находятся в некой оппозиции друг к другу. «Лидер-вождь» не понимает причин популярности «шаманов» в силу сво­его желания постигать мир рациональным путем -«шамана» невозможно постичь алгеброй, он мыслит и говорит образами. Значит, чтобы понять причины его востребованности, необходимо проникнуть в его мозг, хоть последнее - на грани фантастики. Впрочем вся жизнь - стресс, и все трудные задачи, поставленные перед каждым из нас, давно за гранью фантастики и реальности.

«Шаманы» считают «вождей» людьми, которые зря тратят силы, ставя задачи и выбирая самые трудные пути достижения. Они не понимают, почему все нужно познать? Если велосипед изобретен до нас, то почему бы им не воспользоваться, не впадая в акт ломки сознания, жуткой и болезненной. Исходя из этого «шаман», несмотря на кажущуюся ирреаль­ность, существо более чем земное и более чем практичное.

Впрочем, универсальна ли теория Адлера? Все же случаи она все равно не объяснит. Примерно столь­ко же нареканий вызывает его теория о комплексе неполноценности. Вы слышали хрестоматийный и надоевший всем пример: карлик Наполеон покви­тался с природой за малый рост. Опять же частный случай. Если это аксиома, то почему низкорослые граждане не только империй не создают, но и нор­мальной карьеры не делают. Впрочем, что значит «нормальная карьера»? Мы подробнейшим образом рассмотрим мотиваторы, от которых зависит лояль­ность подчиненного. Система мер, весов и коорди­нат всегда относительна и у каждого своя. Человеку, который ценит известность, не столь важен оклад. Личности дружелюбной и контактной нечего делать в планово-проектном отделе, ей лучше будет на дело­вом ленче с корпоративными клиентами. Вернемся к лидеру, с которым в данном пункте второй главы на­шей книги мы разберемся до основания. Я хотела бы познакомить вас с еще одной типологией. Она поя­вилась на свет в политологической науке, но вполне применима в области бизнес-психологии.

 
 

Типология основана на анализе того, как лидер общается с персоналом, какой стиль управления реализует; как относится к решению задач.

Рис. 2.5. Функциональная типология лидерства

Лидер-знаменосец. Это не человек, а самая нас­тоящая концентрированная идея. Он общается с персоналом как с соратниками по борьбе за правое дело.

Алексей Комаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: