double arrow

It-технологии и лояльности персонала

Наверное, создатели всемирной паутины и сами не догадывались об успехе своего детища. «Но вот жребий брошен, Рубикон перейден» - как любил говаривать Гай Юлий Цезарь. Скажите, что делают сотрудницы вашего офиса, когда выдается полчаса незапланированного отдыха? Столько дел: нужно позвонить подруге, попить кофе и заглянуть в почто­вый ящик родного ПК. А уж затем несколько щелчков юркой мышкой, и вы в Internet. Там плохой погоды нет, все время - лето.

Первое время, пока офисные работники (во вре­мена поголовной компьютеризации в РФ) кропотли­во вникали в технические премудрости, руководите­ли были спокойны. Их подчиненные в Internet не про­падали. Но стоило нашим соотечественникам осво­ить terra incognito, так... из минуток, проведенных в Internet, стали складываться часы потерянного рабо­чего времени. Разумеется, данное обстоятельство негативно влияло на производительность труда.

Первое время руководители стали прибегать к штрафным санкциям: лишение премий, индивиду­альных бонусов, отгулов и т. д. Но сотрудники и под­чиненные все равно всеми правдами и неправдами пытались проникнуть во всемирную паутину. Конт­роль над сотрудниками стоит невероятных усилий: не проверить местонахождение каждого, и не вскрыть каждый почтовый ящик в поисках сугубо личных писем. Но выход тем не менее был найден. Если уже сотрудники читают развлекательную ин­формацию, то почему бы туда не поместить статьи о деловой культуре, способах сделать карьеру, психо­логию делового общения. Анализируя содержание сайтов с элементами популярной деловой литерату­ры, понимаешь, что задумка руководителей уда­лась. Так, просматривая информацию из рубрики

«10 способов сделать карьеру», без конца видишь фразу: «Лояльность - главное условие карьеры». Лучше всего работник воспринимает не назидатель­ный менторский тон, а короткие, игровые варианты. Чем компактнее фраза, тем лучше. Даже если она размером с маленькую SMS.

 
 

Выбрасывая подобную информацию в Internet, авторы идеи накормили волков и сохранили пого­ловье тонкорунных. Лучше всего человек воспри­нимает и запоминает информацию, состоящую из пяти слов - предложение, которое мелькает перед ним ненавязчиво. Деловую информацию распола­гают рядом с развлекательной. Я приведу далекий от бизнеса пример: в раннем детстве все горькие лекарства нам предлагались с ложкой сахара. Так и здесь, деловая информация - горькое лекарство, а сайт для женщин (где она расположена) — ложечка сахара. Когда работник заходит на сайт, вдруг он ненароком щелкнет по деловым новостям или но­винкам литературы по бизнес-психологии. Если это произойдет, начнется мягкое, неназойливое программирование сотрудника. В результате Пет­ров N. N. или Сидоров X. X. узнают, что восхожде­ние по карьерной лестнице не случилось с ними не по причине отсутствия квалификации и невнима­ния к специальной литературе, а только из-за отсу­тствия внешних признаков лояльности, чего их чувствительный руководитель не смог пережить. Последуют ли Петров N. N. и Сидоров X. X. совету, мы не узнаем. Но ясно одно, время от времени они будут заходить на сайт. Таким образом, объектив­ная оценка It-технологий руководителями предп­риятий дала неплохие результаты. Конечно, тре­нинги, совещания и прочие «разборы полетов» де­ловые странички сайтов не отменят, но они их ус­пешно дополнят. Вообще было бы очень интересно посмотреть, какие жизненные ценности приняты нашими менеджерами.

Рис. 2.8. Жизненные установки российских менеджеров

Авторство типологии принадлежит российскому социологу А. М. Демидову. Я ее позаимствовала на свой страх и риск, так как руководители, менеджеры высшего и среднего звена, на мой взгляд, очень даже подходят под описанные А. М. Демидовым типажи.

«Ретрограды» - личности с негативно-пассивным восприятием действительности. Для них характерен страх перед завтрашним днем, социальными потрясениями разного характера. Ретроград абсолютизирует порядок. Этот тип склонен одновремен­но к патернализму и авторитарности. Ретроград не доверяет официальным органам власти и СМИ. Ин­формацию для размышления черпает из неофици­альных источников. Как подчиненный, отличается высокой степенью лояльности. Как руководитель, признает только лояльных сотрудников, «сотрудник умен, если лоялен» - вот его девиз.

«Победители» - им трудно понять, на кого и на что следует ориентироваться в быстро меняющихся жизненных условиях. Яркие индивидуалисты. Глав­ное в жизни - достижение материального успеха как подтверждения личной неповторимости. Причем данная группа нацелена на быстрый успех своих на­чинаний. Победители амбициозны и не привязаны к лояльным установкам предков. И тем не менее весь­ма лояльны.

«Традиционалисты» - похожи на ретроградов своей пассивностью и неверием в завтрашний день. Довольно критично оценивают происходящие в об­ществе перемены. Однако верят в российский мен­талитет, в способность русских людей выдерживать и переживать «критические удары», что позволяет

им с уверенностью смотреть в будущее. Как подчи­ненные, отличаются высокой степенью лояльности. Как руководители, очень требовательны к лояльнос­ти подчиненных.

«Новаторы» - поклонники будущего и всего но­вого. Отличаются фиксированной системой ценностей, верят в рентабельность происходящих перемен РФ. Очень активны, нацелены на выигрыш, отлича­ются твердыми моральными принципами. Стиль «по трупам к власти» - не для них. При всех огорчениях в жизни стараются не разочароваться. Лояльность важна, но она инструмент, а не самоцель.

«Истэблишмент» - это все те, кто уже добился признания и денег. Сторонники либеральных свобод и рыночных преобразований. Очень терпимы к окружающим, хранят верность традициям. Их мировоззрение - синтез современных ценностей и тра­диционных российских. Отличаются высокой степенью адаптации. Лояльны до тех пор, пока не задеты их моральные принципы. В качестве руково­дителя тактичны, но требовательны.

ГЛАВА 3. ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ЛОЯЛЬНОСТИ

В данной главе мы попытаемся проследить, как эволюционировали формы проявления лояльности, какие исторические формы проявления лояльности известны и откуда взялся персонал как таковой. Для изучения эволюции феномена лояльности мы отправимся в древность, но не к динозаврам и обезьянолюдям, а во времена военной демократии. Именно тогда мы встречаемся с первой формой лояльности, логически осмысленной субъектами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: