Формирование функции контроля мочевого пузыря (Muelluer S., 1989)

I стадия — автоматизм. Возраст до 6 месяцев.

Опорожнение мочевого пузыря происходит при его наполнении. Количество мочеиспусканий достигает 25 за сутки.

II стадия — выработка условного рефлекса. Возраст 6 — 12 месяцев.

Объем наполнения пузыря увеличивается. Мочеиспускания становятся более редкими. С 6 месяцев у ребенка появляется ощущение наполнения мочевого пузыря, о чем он пытается «сообщить» матери особенностями своего поведения. Если мама предпринимает попытки приучать ребенка к использованию горшка, уже начинает формироваться удержание мочи до поднесения к горшку и вырабатывается условный рефлекс на произвольное мочеиспускание.

III стадия — произвольный контроль. Возраст 8 — 18 месяцев.

Ребенок уже может задержать или инициировать мочеиспускание, сигнализирует об этом, но еще не способен обслужить себя.

IV стадия — волевой контроль. Возраст 3 — 4,5 года.

Навык удерживать мочу при наполнении мочевого пузыря и полностью управлять актом мочеиспускания при любом наполнении мочевого пузыря устанавливается в возрастной период от 3,5 до 4,5 лет, хотя может происходить и в более ранние сроки.

Уровни регуляции мочеиспускания (А. В. Папаян, Д. В. Маврушкин, 1993)

Условно выделяют трехуровневую систему этой регуляции. Каждый уровень, обладая автономностью, подчинен вышестоящему.

I. Синхронизация расслабления сфинктеров и сокращения детрузора на нижнем этаже регуляции обеспечивает мочеиспускание.

II. На среднем этаже регуляции симпатическая часть спинального центра направлена на удержание мочи, а парасимпатическая — на ее изгнание.

III. Верхний этаж регуляции обеспечивается корковыми и подкорковыми структурами (центры, расположенные в продолговатом мозгу, гипоталамусе, лобной и теменных долях головного мозга).

Возможность контролировать акт мочеиспускания чрезвычайно индивидуальна и определяется сочетанием биологических и социальных факторов, в том числе и длительностью использования памперсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: