Эффективность внешнеторговой сделки в международном туризме

Туристическая фирма как участник внешнеэкономической деятельности стремится обеспечить оптимальные условия поставки услуг. Внешнеторговые сделки - коммерческие сделки, совершаемые между контрагентами внешнеторговых операций - хозяйствующими субъектами разных стран.

При всем многообразии международных коммерческих операций в зависимости от объекта сделки их можно классифицировать на три большие группы: операции купли-продажи товаров (экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт); операции купли-продажи услуг (основные - инжиниринг, аренда, международный туризм; обеспечивающие – транспортные, транспортно-экспедиторские, хранение грузов, международные расчеты, страхование грузов, рекламирование и др.; услуги, оказываемые в бытовой сфере), операции купли-продажи научно-технической продукции (купля-продажа патентуемой продукции, обмен результатами научно-исследовательских работ, купля-продажа непатентуемой научно-технической продукции, операции по торговле результатами творческой деятельности в сфере духовной жизни).

В анализ эффективности внешнеторговых сделок турфирмы необходимо включить абсолютные и относительные значения финансовых показателей, что позволит получить более детальную характеристику ее внешнеэкономической деятельности.

Экономическая эффективность в наиболее общем виде означает результативность, т.е. соотношение между достигнутыми результатами и израсходованными ресурсами. При любых системах людей интересует, ценой каких затрат достигнут результат. Следовательно, уровень экономической эффективности устанавливается путем сопоставления двух величин: полученного экономического результата и израсходованных ресурсов. Сущность проблемы экономической эффективности состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов. В основе понятия экономической эффективности лежит понятие эффекта. Экономический эффект — это полезный результат экономической деятельности, измеряемый разностью между полученным денежным доходом и денежным расходом на ее осуществление. В условиях рыночной экономики целевая функция предприятия заключается в получении положительного экономического эффекта, выражающегося в прибыли. Прибыль — это абсолютная величина дохода, она не может выступать в качестве определяющего признака оценки эффективности, раскрывающего ее сущность. Смысл критерия эффективности вытекает из необходимости максимизации полученного результата или минимизации затрат на его достижение.

При определении эффективности внешнеторговой сделки первостепенное значение имеют следующие аспекты:

• необходимость полного и объективного учета как результатов ВЭсделки, так и затрат на ее достижение.

• повышение эффективности достигается как за счет экономии текущих (потребляемых ресурсов), так и путем наиболее выгодного использования действующего капитала и новых капиталовложений (применяемых ресурсов).

• сопоставимость затрат и результатов по разным параметрам (ценовая сопоставимость, качество, учет временного лага);

Методика определения эффективности внешнеторговых сделок

Для определения эффективности сделки первоначально рассчитывается показатель экономического эффекта. По экономическому смыслу он соответствует понятию прибыли.

Показатель экономического эффекта рассчитывается по формуле:

Ээкс = В - 3. (1)

где Ээкс — экономический эффект от экспорта; В и 3 — выручка и затраты на экспорт в денежном выражении соответственно.

Показатель экономической эффективности экспортной сделки рассчитывается по формуле

ЭЭэкс = В/3, (2)

где ЭЭэкс — экономическая эффективность экспортной сделки.

Экономическое содержание показателя эффективности выражается размером выгоды, полученной на каждый рубль затрат.

Сделка эффективна лишь тогда, когда ЭЭэкс > 1.

Импортные сделки заключаются с целью ввоза товара для собственного потребления в процессе производства или для его реализации на внутреннем рынке. При этом в первом случае могут иметь место варианты с однократным или многократным потреблением.

При закупке импортного товара однократного потребления (сырье, материалы и др.) расчет эффективности производится на основе сопоставления цены закупки на внешнем и внутреннем рынке (на аналогичный товар). В данном варианте расчет экономического эффекта производится по формуле

Эимп = Цимп - Цвн (3)

где Эимп — эффект импортной сделки; Цимп — цена товара, закупаемого по импорту; Цвн — цена аналогичного товара на внутреннем рынке.

В случае если цена Цимп > Цвн — сделка убыточна и наоборот при Цимп < Цвн — прибыльна, т.е. имеет экономический эффект.

Экономическая рентабельность характеризует величину финансового результата организации без учета налога на прибыль, являющегося не фактором качества менеджмента, а влиянием налогового законодательства, полученного на каждый рубль экономических ресурсов, которыми располагала организация в отчетном периоде. Положительная динамика экономической рентабельности характеризует повышение отдачи всего комплекса ресурсов организации.

Рентабельность продаж – это оценочный критерий эффективности деятельности турфирмы, она рассчитывается по данным Отчета о прибылях и убытках как отношение прибыли от продаж или чистой прибыли к выручке от продаж. Рентабельность продаж отражает долю прибыли стоимостном объеме реализации после покрытия совокупных затрат, связанных с текущей деятельностью организации. Рост рентабельности продаж свидетельствует о рыночной активности организации, умении осуществлять эффективную политику позиционирования на внешнем рынке, экономии затрат, регулирования цен.

В заключение следует отметить, что существенную роль в интерпретации отчетных данных играет профессиональное суждение аналитика, которое, в рамках анализа эффективности внешнеторговых сделок, можно рассматривать как научно обоснованный экспертный метод всесторонней оценки деятельности туристической организации с целью обоснования принимаемых бизнес-решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: