«Информационное общество»
В соответствии со Стратегией создание информационного общества рассматривается как платформа для решения задач более высокого уровня - модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития.
Цели государственной информационной политики в сфере формирования информационного общества определяют необходимость решения задач не только в сфере информационных технологий, но и в других отраслях экономики, науке и технике, социальной сфере и государственном управлении. Поэтому в число показателей развития информационного общества в Российской Федерации, контрольные значения которых определены Стратегией, также включены показатели, отражающие уровень развития информационных технологий и степень их использования в разных сферах деятельности.
Текущее состояние готовности России к информационному обществу определяет в соответствии со Стратегией необходимость не только развития отрасли информационных технологий, но и определения приоритетов ее развития, создания на ее основе сервисов и обеспечения готовности граждан и организаций к использованию технических и технологических возможностей информационного общества. Отсюда на первый план выходят задачи координации действий различных участников информационного общества (агентов), согласования их интересов и ресурсов.
|
|
Стратегией также установлено, что информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти. Иначе говоря, необходимыми условиями создания информационного общества является не только высокий уровень развития информационных технологий, но и возможность внедрения технологий в повседневную жизнь. Поэтому для всех граждан Российской Федерации независимо от места их проживания и социального статуса должны соблюдаться единые минимальные федеральные стандарты доступности информационных технологий.
В соответствии с целями и задачами формирования и развития информационного общества в Российской Федерации, предусмотренными Стратегией, а также с учетом текущего состояния сферы создания и использования информационных технологий в Российской Федерации Правительством Российской Федерации 20 октября 2010 г. принята Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» (далее - Программа), целью которой является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий и радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.
|
|
Достижение названной цели обеспечивается путем выполнения мероприятий, сгруппированных в шести подпрограммах.
Подпрограмма «Повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе» предусматривает:
· развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия общества и государства с использованием информационных технологий на базе единого портала;
· перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид;
· развитие инфраструктуры доступа к сервисам электронного государства;
· повышение открытости деятельности органов государственной власти;
· создание и развитие электронных сервисов в области здравоохранения, а также в областях жилищно-коммунального хозяйства, образования и науки, культуры и спорта.
Подпрограмма «Электронное государство и эффективность государственного управления» предусматривает:
формирование единого пространства электронного взаимодействия;
· создание и развитие государственных межведомственных информационных систем, предназначенных для принятия решений в реальном времени;
· создание справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных информационных системах;
· повышение эффективности внедрения информационных технологий на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
· создание инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;
· развитие системы учета результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных в рамках государственного заказа;
· обеспечение перевода в электронный вид государственной учетной деятельности;
· создание и развитие специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти, в том числе защищенного сегмента сети Интернет и системы межведомственного электронного документооборота.
Подпрограмма «Российский рынок информационных и телекоммуникационных технологий» предусматривает:
· стимулирование отечественных разработок в сфере информационных технологий;
· подготовку квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;
· развитие экономики и финансовой сферы на основе использования информационных технологий;
· формирование социально-экономической статистики развития информационного общества;
· развитие технопарков в сфере высоких технологий.
Подпрограмма «Базовая инфраструктура информационного общества» предусматривает:
· формирование современной инфраструктуры связи и телекоммуникаций, в т.ч. создание условий для обеспечения населения современными услугами широкополосного доступа и расширение перечня универсальных услуг связи;
· повышение готовности населения и бизнеса к возможностям информационного общества, в т.ч. создание условий для повышения компьютерной грамотности населения;
· создание системы подготовки высококвалифицированных кадров в области суперкомпьютерных технологий и специализированного программного обеспечения;
· создание многоуровневой федеральной системы электронного дистанционного обучения;
· создание единой территориально распределенной системы доступа к разрабатываемым электронным образовательным ресурсам в рамках единого образовательного интернет-портала.
· преодоление высокого уровня различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества и создание базовой инфраструктуры информационного общества;
|
|
· повышение готовности населения и бизнеса к возможностям информационного общества, в т.ч. обучение использованию современных информационных технологий.
Подпрограмма «Безопасность в информационном обществе» предусматривает:
· противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы национальным интересам Российской Федерации;
· обеспечение технологической независимости Российской Федерации в отрасли информационных технологий;
· развитие технологий защиты информации, обеспечивающих неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, а также безопасность информации ограниченного доступа;
· обеспечение развития законодательства Российской Федерации и совершенствование правоприменительной практики в сфере информационных технологий.
Подпрограмма «Цифровой контент и культурное наследие» предусматривает:
· оцифровку объектов культурного наследия, включая архивные фонды;
· развитие инфраструктуры удаленного доступа к цифровому контенту в т.ч. его оптимизацию с учетом запросов и географического положения пользователя; разработку технологии защиты контента правообладателей от копирования при его просмотре с помощью размещения уникальной цифровой метки объекта авторских прав в цифровом контенте; реализацию технологии сбора статистики, а также системы биллинга для учета легального приобретения цифрового контента;
· разработку инструментов категорирования контента;
· создание единого интернет-портала для популяризации культурного наследия и традиций России, в т.ч. обеспечение распределенного доступа к различным отраслевым информационным ресурсам в сети Интернет, к данным о музейных предметах, коллекциях, к документам библиотечного фонда, государственным услугам в сфере культуры, сайтам управлений культуры субъектов Российской Федерации, учреждений культуры и т.п.;
· разработка обучающего цифрового мультимедийного и интерактивного контента, включая создание стереоскопических 3D коллекций о значимых мероприятиях в сфере культуры и культурном наследии народов России;
|
|
· создание национального библиотечного ресурса с унифицированным каталогом на базе оцифрованных фондов Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина, библиотек государственных академий наук Российской Федерации, а также государственных и муниципальных публичных библиотек;
· подключение к сети Интернет учреждений культуры, в первую очередь публичных государственных и муниципальных библиотек.
Сохранение культурного разнообразия и традиций является одной из ключевых задач тысячелетия. В этой связи существует потребность в реализации мероприятий по созданию, распространению и сохранению этой информации в электронной форме, что позволит сохранять культурное наследие для будущих поколений.
Мероприятия подпрограммы направлены на содействие производству и обеспечению доступности всего информационного контента - образовательного, научного, культурного и развлекательного. Ключевая роль отводится переводу существующего культурного наследия в цифровой формат.
Эффективность Программы оценивается по следующим параметрам:
· соответствие плановых значений показателей конечного результата выполнения Программы контрольным значениям показателей развития информационного общества в Российской Федерации;
· степень достижения запланированных результатов.
Результаты выполнения мероприятий Программы должны соответствовать задачам Стратегии.
Итоговым результатом Программы станет наличие широкого спектра возможностей использования информационных технологий в производственных, научных, образовательных и социальных целях.
Названные возможности будут доступны для любого гражданина вне зависимости от его возраста, состояния здоровья, региона проживания и любых других характеристик. Возможности использования информационных технологий обеспечиваются за счет создания соответствующей инфраструктуры, обеспечения цифрового контента и подготовки пользователей.
Выполнение Программы создаст условия для повышения качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных технологий.
Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сферебудет обеспечиваться постоянным мониторингом законодательства Российской Федерации, актуализацией нормативных правовых актов, приведением их в соответствие с требованиями текущих потребностей информационного общества и международными нормами права.
Следующим значимым результатом Программы станет повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг, а также снижение стоимости обеспечения государственного управления.
Реализация мероприятий по развитию государственной системы правовой информации позволит создать оптимальные условия максимально полного удовлетворения информационных потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан в использовании правовых актов на основе эффективной организации и использования информационно-правовых ресурсов с применением современных информационных технологий.
В области развития науки, технологий и техники, подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных технологий мероприятия Программы обеспечат сокращение отставания от мировых лидеров в этой сфере, развитие технологий создания баз данных, формирование национальной системы управления транспортной инфраструктурой и распространение широкополосных беспроводных сетей.
Предполагается сократить дефицит квалифицированных пользователей информационных технологий, обеспечить обучение работников навыкам использования информационных технологий и повысить уровень компьютерной грамотности государственных и муниципальных служащих.
Мероприятия Программы обеспечат профилактику ряда угроз интересам России за счет обеспечения безопасности использования национального сегмента сети Интернет, снижения уязвимости системы управления национальным доменом, сокращения возможностей нарушения доступа к российским информационным ресурсам в сети Интернет и развязывания в сети Интернет информационного противоборства.
Всестороннее применение информационных технологий приведет к новому качеству взаимодействия людей в особенности через средства электронных коммуникаций и сеть Интернет, откроет новые возможности для индивидуального развития и развития всех форм хозяйствующих субъектов и органов государственной власти и, как следствие, повысит производительность труда, эффективность и конкурентоспособность экономики.
Объем временных ресурсов, которые граждане тратят на получение государственных услуг, составляет около 25 млн. часов рабочего времени. Более 10 процентов произведенных товаров и услуг организаций малого бизнеса составляют издержки, связанные с дополнительными административными барьерами. Соответственно, для отечественной экономики эти издержки превращаются в упущенные возможности.
Интерес представляет описание в тексте Программы проявление нового качества жизни граждан, которое будет достигнуто в результате выполнения мероприятий Программы. В частности, любому гражданину, например, для того, чтобы:
· получить государственную услугу, достаточно будет 1 раз дистанционно заполнить форму запроса, а через определенное время получить необходимый документ в свой почтовый ящик или проверить наличие изменений о своей персоне в соответствующей базе данных;
· выразить свое мнение по тому или иному вопросу или сформировать группу единомышленников для воплощения какой-либо инициативы, достаточно будет зайти на соответствующий сайт в сети Интернет;
· собрать ученика в школу, достаточно будет скачать комплект учебников и сопутствующих материалов с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге;
· сдать налоговую отчетность, не нужно будет посещать налоговую инспекцию;
· получить консультацию специалиста, пациенту не нужно будет ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом;
· получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно будет воспользоваться единым номером экстренных служб по таксофону связи, расположенному в шаговой доступности;
· подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно будет воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны;
· приступить к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности, не нужно будет тратить время на дорогу, достаточно будет включить компьютер и войти в корпоративную сеть;
· заключить договор с партнером из другого региона, не нужно будет командировать к нему своего представителя, достаточно будет удостоверить документы электронной цифровой подписью;
· купить билет на поезд, не нужно будет ехать в кассу, достаточно будет дистанционно выбрать и оплатить нужный билет, а при посадке назвать контролеру свою фамилию.
Вопросы для контроля:
1.Основные признаки информационного общества
2.Проблемы развития информационного общества
3.Главная цель формирования и развития информационного общества России
4.Задачи и принципы развития информационного общества
5.Какие мероприятия предусмотрены Государственной программой «Информационное общество»
6.Как оценивается эффективность Государственной программы «Информационное общество» и ее результаты.