double arrow

Органы государственной власти

Глава 4

Глава 3

состоит из 2 статей и определяет участников внешнеторговой деятельности.

состоит из 6 статей, в которых определены:

- методы государственного регулирования ВТД;

- полномочия Президента РФ, Правительства РФ, Минэкономразвития – уполномоченного федерального органа исполнительной власти, который Правительство РФ в пределах своей компетенции наделило правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- порядок заключение международных торговых договоров в области внешнеэкономических связей;

- правила участия заинтересованных лиц при разработке нормативных правовых актов РФ при осуществлении ВТД и порядок их вступления в силу;

- право на обжалование решений, действий государственного органа или его должностного лица.

(Закончить «абрис» Закона).

На предыдущем занятии мы говорили о составляющих правовой базы регулирующих внешнеторговую деятельность в РФ. (В данном случае термин «регулировать» и «управлять» являются синонимами).

Так вот, процесс управления предполагает создание:

1 определенной структуры (т.е. системы органов, организаций, которые будут заниматься определенным вопросом) органов управления;

2 установление прав;

3 определение обязанностей;

4 определение ответственности;

5 установление соподчиненности и взаимодействия.

Современная структура органов управления ВЭД определяется Конституцией РФ, Законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», другими федеральными законами, Указами Президента, а также рядом нормативных правовых актов и включает три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательные Исполнительные Судебные

Федеральное Собрание

Совет Государственная Президент Правительство 1 Конституционный

Федерации Дума Суд

2 Верховный Суд

3 Высший

Арбитражный

Суд

В соответствии с Конституцией РФ установлены следующие уровни управления: общегосударственный, функционально-отраслевой, территориальный, а также можно выделить уровень предприятий – непосредственно осуществляющих ВЭД, и общественных объединений, оказывающих помощь участникам ВЭД, взаимодействующих с государственными органами власти.

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Федеральное Собрание Правительство РФ Глава государства

(Парламентские (Правительственные (Президент РФ)

комиссии) комиссии)

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ И ОТРАСЛЕВОЙ

Специализированные Федеральные Государственный

государственные министерства, аппарат

учреждения и службы, заграничных

организации агентства представительств

(ЦБ, НИИ, Информагенства)

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ

Региональные органы власти Структурные подразделения

и управления федеральных органов в регионе

Законодательное Администрация Представитель Управления, центры

Собрание региона президента РФ федеральных

министерств,

комиссий,

комитетов, служб

Структурные функциональные

и отраслевые подразделения

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ – Внешнеторговая фирма – Отдел ВЭД – Специалист по ВЭД.

Общественные объединения и организации, содействующие развитию ВЭД

ТПП РФ, ассоциации, союзы Представительства зарубежных

производителей, экспортеров, и международных организаций

инвесторов

Законодательная власть в РФ осуществляется Федеральным Собранием (Парламент РФ), который является представительным и законодательным органом. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. К ведению законодательной власти наряду с другими вопросами относится принятие законов, назначение на должность руководителей Правительства, Центрального Банка РФ.

Высшая судебная власть в РФ осуществляется Конституционным судом, Верховным судом и Высшим арбитражным судом. Судебная система РФ установлена Конституцией и Федеральным конституционным судом. Основное назначение судебной системы во внешнеэкономической деятельности – защита прав и охраняемых законом интересов предприятий и предпринимателей, как отечественных, так и зарубежных.

Наиболее разнообразной системой специализированных органов государственной власти, принимающих участие в управление внешнеэкономической деятельностью в России, обладает исполнительная власть. К федеральной исполнительной власти относятся Президент и Правительство РФ.

Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Указом

Президента и состоит из двух уровней:

- Правительство Российской Федерации;

- Федеральные органы исполнительной власти:

а) федеральные министерства;

б) иные федеральные органы исполнительной власти:

1. государственные комитеты;

2. комитеты;

3. федеральные службы;

4. департаменты;

5. др.

Внешнеэкономическая деятельность осуществляется государственными коммерческими, общественными структурами, которые в совокупности составляют внешнеэкономический комплекс страны (ВЭК).

Внешнеэкономический комплекс страны (ВЭК) включает:

- государственные органы, ведающие вопросами ВЭД (федеральные, региональные, субъектов РФ);

- хозяйствующие субъекты (юридические и физические лица);

- организации, содействующие ВЭД;

- заграничные учреждения, занимающиеся торгово-экономическими вопросами.

Внешнеэкономический комплекс страны – совокупность отраслей, подотраслей, предприятий и организаций, производящих и реализующих экспортные ресурсы всех видов, потребляющих импортные товары и (или) услуги и осуществляющие другие формы внешнеэкономических связей, а также государственные органы федерального и регионального уровня, координирующие и регламентирующие ВЭД, общественные организации, содействующие развитию ВЭД.

Особую часть внешнеэкономического комплекса страны составляет так называемый заграничный аппарат. В него входят торговые представительства, торгово-экономические отделы посольств РФ (их деятельностью руководит МЭРТ России совместно с МИД России) и представители Министерства экономического развития и торговли в постоянных представительствах РФ при международных организациях и ЕС.

За рубежом имеются представительства Федеральной таможенной службы РФ (в странах ближнего зарубежья, входящих в таможенный союз с Россией). А также представительства по вопросам туризма, транспорта, страхования и др.

В иностранных государствах действуют также представительства ряда других министерств и ведомств Российской Федерации. Многие внешнеэкономические и иные коммерческие организации создали за рубежом свои представительства, аппараты уполномоченных, а также филиалы, дочерние компании и смешанные общества. (Р.И. Хасбулатов стр.108)

В государствах с развитой рыночной экономикой большую роль во внешнеэкономической деятельности играют общественные организации. Среди них одно из ведущих мест занимают торговые палаты. Первые торговые палаты появились в ХУ1 веке, их создавали торговцы для содействия производству и ремеслу, выработке общих правил торговли. В настоящее время торговые палаты выступают гарантом соблюдения торговых правил и обычаев, организаторами хозяйственной жизни, представляют интересы деловых кругов в органах власти. (стр. 383 Воронкова, стр. 37 Ростовский)

В мире на сегодняшний день насчитывается более 100 национальных и сотни тысяч местных торгово-промышленных палат. Крупнейшая международная неправительственная организация деловых кругов мира – Международная торговая палата, членом которой является Торгово-промышленная палата РФ.

Торгово-промышленная палата РФ, образованная в октябре 1991 года, - негосударственная некоммерческая общественная организация, содействующая всем формам международного сотрудничества в России, а также развитию разнообразного международного сотрудничества.

Деятельность ТПП РФ регламентируется Законом РФ от 7 июля 1993 года № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»» и Уставом ТПП.

(Торгово-промышленная палата РФ – ведущая общественная организация, содействующая развитию внешнеэкономических связей нашей страны. Основные функции ТПП – обучение, экспертиза, оказание консультационных услуг, формирование банка данных по всем областям экономики, патентование промышленных образцов и изобретений и многое другое. (Краткое определение задач решаемых ТПП РФ).

В соответствии с Уставом Торгово-промышленная палата Российской Федерации:

- оказывает российским предприятиям и предпринимателям информационно-консультационную помощь, представляет и защищает их интересы по вопросам, вязанным с осуществлением ими хозяйственной деятельности, в том числе и за границей:

- проводит изучение и анализ предпринимательской деятельности

применения действующих в данной области нормативных актов и выносит

предложения по их совершенствованию;

- содействует развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывает

практическую помощь российским предприятиям и предпринимателям в установлении деловых связей с иностранными партнерами, проведения

партнерами, поведения операций на внешнем рынке и освоения новых форм

торгово-экономического и научно-технического сотрудничества;

- устанавливает и развивает связи с иностранными деловыми и

общественными кругами, а также с объединяющими и представляющими их организациями; участвует в работе различных международных организаций, входящих в состав смешанных торговых палат;

- оказывает российским и зарубежным фирмам, организациям,

предпринимателям и их объединениям, союзам, ассоциациям информационные и консультационные услуги по вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности, изучение рынков, осуществления внешнеэкономических и валютно-финансовых операций, а также по другим вопросам, относящимся к компетенции Палаты, содействие развитию инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства в России и за рубежом;

- оказывает содействие российским и иностранным предприятиям и

предпринимателям в патентовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров, а также содействует коммерческой реализации их прав на объекты промышленной собственности;

- содействует организации международных выставок и обеспечению

подготовки и проведения выставок российских товаров за границей;

- удостоверяет в соответствии с международной практикой сертификаты

происхождения товаров, определяет порядок удостоверения торгово-промышленными палатами сертификатов происхождения товаров, оформляет документы, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг, а также другие документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности, свидетельствует обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации, а также торговые и портовые обычаи, принятые в Российской

Федерации;

- проводит по поручению российских и иностранных предприятий

предпринимателей сертификацию, экспертизу, контроль качества, количества

и комплектации товаров.

ТПП РФ является членом МТП, Международного совета по сотрудничеству торгово-промышленных и хозяйственных палат стран СНГ, Балтии, ЦВЕ, представляет интересы России в Исполнительном комитете Международного венского совета, а также поддерживает отношения с такими влиятельными организациями, как Ассоциация ТПП Европы (Европалата), ЮНКТАД, Всемирный экономический форум, СТС, МОТ, с 64 партнерскими организациями в разных странах.

ТПП РФ располагает сетью из 18 внешнеэкономических объединений и предприятий, в важнейшие из которых:

АО «Совинцентр» - центр международной торговли и научно-технических связей с зарубежными фирмами. Оказывает более 200 видов услуг коммерческого, делового и бытового характера. Имеет собственную гостиницу, коммерческий банк, помещения для офисов, вычислительный центр, современную систему коммуникаций.

АО «Экспоцентр» - предприятие, которое занимается организацией представительных международных выставок по широкой номенклатуре товаров, которые содействуют развитию прямых связей между российскими предприятиями и зарубежными бизнесменами.

Внешнеэкономическое объединение «Союзэкспертиза»- специализированное независимое агентство, осуществляющее по заявкам предприятий экспертизу экспортных и импортных товаров, как за рубежом, так и в России.

«Союзпатент» - занимается патентованием изобретений, промышленных образцов, регистрацией наименований фирм, товарных знаков. На сегодняшний день насчитывается свыше 50 тысяч патентов, полученных Объединением за рубежом, которые обеспечивают экспорт отечественных лицензий и наукоемкой продукции. «Союзпатент» является членом Американской ассоциации юристов в области интеллектуальной собственности и Бюро по борьбе с контрафактной продукцией при МТП.

Внешнеэкономическое рекламное агентство «Соверо» - крупная рекламная организация, выполняющая комплекс услуг по подготовке и проведению рекламных компаний по заказу заинтересованных фирм.

Внешнеэкономическое предприятие «Внешэкономсервис» - выполняет услуги по поиску покупателей и продавцов, предоставляет агентские и посреднические услуги, осуществляет экспортно-импортные операции с товарами, поставки технологического оборудования.

Внешнеэкономическое объединение «Союзрегион» - многопрофильная организация, занимающаяся экспортом и импортом сырья, машинотехнической продукции, товаров хозяйственного и культурно-бытового назначения, оказывающая содействие в реконструкции и модернизации промышленных и сельскохозяйственных предприятий, строительстве объектов.

В настоящее время ТПП представляет систему, включающую 87 ТПП субъектов Федерации и 51 местную палату, союзы предпринимателей, ассоциации; арбитражные органы – Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС), Третейский суд, Морская арбитражная комиссия, Ассоциация диспашеров.

Палата имеет 19 представительств в зарубежных странах, принимает участие в 9 российско-иностранных торговых палатах.

Международный коммерческий арбитражный суд рассматривает и выносит решения по спорам, возникающим при осуществлении внешней торговли, а также экономических, научных, технических отношений между фирмами, организациями разных стран.

Морская арбитражная комиссия занята регулирование конфликтов, возникающих из отношений по фрахтованию судов, морскому страхованию, спасению получивших повреждение судов.

Ассоциация диспашеров определяет размеры общей аварии при кораблекрушениях или происшествиях на море.

В 1992-1995 годах в РФ в целях упорядочения выхода на внешний рынок российские предприятия на добровольной основе начали объединяться в отраслевые союзы и ассоциации производителей и экспортеров, лиги по отраслевому принципу, а также по территориальному и региональному принципам; более 60 из них действует под эгидой ТПП РФ, 19 самостоятельных союзов и ассоциаций производителей и экспортеров отдельной продукции, например «Агрохим-Союз».Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров, Зерновой союз, Ассоциация операторов евроазийского рынка мяса птицы (импортеров), Зерновой союз, Ассоциация внешнеэкономических организаций, Международная Ассоциация развития свободных экономических зон.

Большинство отраслевых ассоциаций и союзов, включающих многие сотни производственных предприятий, а также внешнеторговые организации, вошли в Совет российских объединений производителей и экспортеров. Этот Совет разработал и утвердил Хартию российских экспортеров.

Основные задачи вышеперечисленных организаций:

- координация ценовой политики российских экспортеров;

- представительство и защита общих интересов на мировом рынке;

- создание системы контроля количества, качества и цены экспортных товаров;

- участие в разработке внешнеэкономической политики по основным товарным группам;

- сотрудничество в продвижении российской продукции на зарубежные рынки.

В целях придания организованного характера торговой деятельности физических лиц в 1998 году образована Гильдия российских коробейников.

На территории субъектов Федерации создаются самостоятельные общественные объединения, например, Ассоциация инвесторов Ростовской области или Московская международная бизнес-ассоциация.

Кроме того, защитой интересов, как субъектов Федерации, так и непосредственно хозяйствующих субъектов занимаются ассоциации экономического взаимодействия:

1 Ассоциация центральных областей РФ «Центральная Россия» (12 субъектов);

2 Ассоциация республик и областей Уральского региона «Большой Урал» (9 субъектов);

3 Ассоциация территорий Сибири РФ «Сибирское соглашение» (19 субъектов);

4 Ассоциация территорий Дальнего Востока и Забайкалья РФ «Дальний Восток и Забайкалье» (12 субъектов)

5 Ассоциация территорий Северо-запада РФ, «Северо-Запад»(12 субъектов);

6 Ассоциация Центрально-Черноземного района РФ, «Черноземье» (10 субъектов);

7 Ассоциация республик и областей Поволжья РФ «Большая Волга» (11 субъектов);

8 Ассоциация республик, краев и областей Северного Кавказа РФ «Северный Кавказ» (11 субъектов).

К организациям, содействующим развитию внешнеэкономической деятельности, относятся также научно-исследовательские и редакционно-издательские учреждения

Среди профилирующих научно-исследовательских институтов Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт (ВНИКИ), существующий свыше семидесяти лет и Всероссийский научно-исследовательский институт внешних связей (ВНИИВС) работающий в системе Минэкономразвития. В системе Академии наук РФ внешнеэкономической тематикой занимаются такие институты, как Институт рынка, Центр внешнеэкономических исследований,

Существенный объем публикаций по внешнеэкономической тематике приходится на такие издательства, как «Международные отношения». «Экономистъ», («Юристъ»), «Юнити», «Инфра-М», «Республика». И ряд других. В числе наиболее известных периодических изданий по внешнеэкономическим вопросам – журналы «Внешнеэкономический бюллетень», «Внешнеэкономический комплекс России», БИКИ, «Таможенные ведомости», «Таможенные вести».

Профилирующими вузами, готовящими специалистов в области внешнеэкономической деятельности, являются: Московский государственный институт международных отношений МГИМО (У), Всероссийская академия внешней торговли (ВАВТ), Высшая коммерческая школа (ВКШ), Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова и др.

Существуют и другие организации, в том числе и иностранные, призванные содействовать выходу российских участников ВЭД на мировой рынок, и информировать зарубежных партнеров о российском рынке.

На территории России действуют представительства таких международных организаций, как Программа ООН (ПРООН), Конференция ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития ЕБРР), Азиатско-Тихоокеанский экономический координационный совет (АТЭКС), Римский клуб, Международная ассамблея экономического, культурного и научного сотрудничества, Программа технического содействии Европейского союза странам СНГ и Монголии (ТАСИС) и др. (стр. 392 Воронкова о программе ТАСИС, стр. 37 Стровский).

Предмет нашего общения «Организация и управление ВЭД»Так вот, процесс управления предполагает создание:

1 определенной структуры (т.е. системы органов, организаций, которые будут заниматься определенным вопросом) органов управления;

2 установление прав, причем, речь пойдет только о правах государственных органов по вертикали и горизонтали;

3 определение обязанностей;

4 определение ответственности;

5 у становление соподчиненности и взаимодействия.

Давайте вспомним, что собой представляет структура управления ВЭД в РФ.

Внешнеэкономический комплекс страны (ВЭК) включает:

- государственные органы, ведающие вопросами ВЭД (федеральные, региональные, субъектов РФ, дать развернутую схему);

- хозяйствующие субъекты (юридические и физические лица);

- организации, содействующие ВЭД (дать развернутую схему);

- заграничные учреждения, занимающиеся торгово-экономическими вопросами;

Следующий вопрос, на котором мы остановимся – это компетенция федеральных органов, субъектов Российской Федерации, совместное ведение.

(ДОПОЛНИТЬ: компетенция федеральных органов, субъектов Российской Федерации, совместное ведение).

В соответствии с законодательством Президент РФ в области управления и регулирования имеет право:

- осуществлять общее руководство государственной внешнеэкономической политикой (в частности, подписывать законы и издавать указы);

- подписывать международные соглашения, представлять РФ на международных форумах:

- регулировать военно-техническое сотрудничество:

- определять условия вывоза драгоценных камней, металлов, расщепляющих материалов.

Президент в своей деятельности по управлению внешнеэкономической деятельностью работает в контакте с Правительством, опирается в принятии решений на деятельность ряда совещательных и контролирующих органов. К ним относятся Совет Безопасности РФ, Президентский Совет, Совет глав администраций, Экспортный Совет и другие Советы и Комиссии при Президенте – консультативные органы, осуществляющие предварительное рассмотрение вопросов и подготовку по ним предложений. Администрация Президента – рабочий орган, созданный для обеспечения деятельности Президента, реализации конституционных полномочий.

Исполнительную власть в соответствии со ст. 110 Конституции РФ осуществляет Правительство Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. В случае противоречия законодательству постановления и распоряжения Правительства могут быть отменены Президентом.

Правительство РФ во внешнеэкономической сфере выполняет следующие функции:

- проводит в стране единую внешнеэкономическую политику, осуществляет разработку соответствующих программ;

- участвует в организации и проведении международных переговоров;

- формирует экспортные и импортные режимы;

- осуществляет управление федеральной российской собственностью за рубежом;

- устанавливает размер ставок таможенного тарифа;

- принимает конкретные меры по защите внутреннего рынка от массированного ввоза иностранных товаров;

- разрабатывает и осуществляет мероприятия по реализации указов Президента РФ.

В управлении внешнеэкономической деятельностью России наибольшее значение имеют Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРТ), Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба при Минфине России, Центральный банк РФ, Федеральная таможенная служба РФ, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии при Министерстве промышленности и энергетики РФ (Государственный комитет по стандартизации и метрологии).

Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 года наделено, в частности, следующими функциями:

- выработка государственной политики по внешнеэкономической деятельности:

- нормативно-правовое регулирование в сфере ВЭД;

- нормативно-правовое регулирование таможенного дела;

- правовое регулирование инвестиционной деятельности.

Министерство выдает лицензии и иные разрешительные документы на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров, паспорта бартерных сделок.

(Подробно см. стр. 367 Воронкова)

Федеральная таможенная служба (ФТС), преобразованная из Государственного таможенного комитета, осуществляет функции контроля и надзора в области таможенного дела, агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Министерство финансов РФ должен обеспечивать проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ, по соглашению с другими ведомствами вносит в правительство предложения по изменению ввозных и вывозных пошлин. Оно регулирует систему налогообложения, в том числе при осуществлении ВЭД, определяет методические основы разработки платежного баланса.

Центральный банк России. Задачи Банка России во внешнеэкономической деятельности сводятся к тому, что он представляет интересы страны в центральных банках других стран, международных банках и иных финансово-кредитных организациях при осуществлении сотрудничества на уровне центральных банков, выдает лицензии на осуществление коммерческими банками операций в иностранной валюте и на открытие представительств иностранных банков и иных финансово-кредитных учреждений на территории РФ, определяет, совместно с Министерством финансов, условия и порядок финансирования внешнеэкономической деятельности, участвует в совершенствовании соответствующего законодательства. Центральный банк участвует в осуществлении валютного контроля при ввозе и вывозе товаров. Кроме того, Центральный Банк России управляет официальными золотовалютными резервами РФ, определяет и публикует официальный курс рубля к денежным единицам других государств. Банк России вправе осуществлять любые операции в иностранной валюте в России и за границей, которые соответствуют законодательству РФ и приняты в международной банковской практике.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии при Министерстве промышленности и энергетики РФ (Государственный комитет по стандартизации и метрологии). Главной целью его работы является обеспечение прав потребителей на безопасность потребляемой продукции. В связи с этим Госстандарт осуществляет функции надзора и контроля за продукцией, поступающей на российский рынок, на предмет её соответствия российским и международным стандартам качества и безопасности посредством:

- разработки и утверждения национальных стандартов, знаков соответствия;

- выдачи сертификатов соответствия, ведение единого реестра выданных сертификатов;

- аккредитации испытательных лабораторий (центров), осуществляющих процедуру обязательной сертификации по различным схемам.

В рамках своей компетенции безопасность продукции обеспечивают также Государственный санитарно-эпидемиологический надзор при Министерстве здравоохранении РФ; Департамент ветеринарии, Государственная служба по карантину растений при Министерстве сельского хозяйства РФ.

Определенное значение в регулировании и управлении ВЭД на уровне государства имеют и другие органы федеральной исполнительной власти:

- Министерство иностранных дел:

- Министерство по антимонопольной политике;

- отраслевые министерства (Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство транспорта, Министерство путей сообщения, Министерство промышленности и энергетики РФ).

(Субъекты ВЭД – предприятия, государственные органы, общественные организации. Объекты ВЭД – товары, услуги, технологии, капитал, которые под воздействием субъектов вовлекаются в процессы межстранового перемещения).

Международное инвестиционное сотрудничество – это помещение денежных средств в зарубежные финансовые активы (акции, облигации и другие ценные бумаги) для получения процентов и дивидендов, а также в материальные и нематериальные активы, от которых в будущем ожидается полезный эффект.

Давайте вспомним, что такое иностранные инвестиции, в каких формах могут осуществляться инвестиции. Как мы уже говорили, образование мировое хозяйство началось с международной торговли товарами и услугами между странами. К концу Х1Х века сложился мировой (всемирный) рынок товаров и услуг. Одновременно в мире усиливалось движение почти всех факторов производства – капитала, рабочей силы, предпринимательских способностей, технологий.

Одним из характерных явлений современной мировой экономики является международная миграция капиталов. Капитал обладает физической и денежной формами. Физический капитал – это инвестиционные товары, используемые для производства других товаров. Такой капитал, т.е. машины, оборудование и пр., перемещается между странами в рамках международной торговли. Когда говорят о международном движении капиталов, имеют в виду перемещение денежных капиталов. Денежный капитал или капитал в денежной форме представляет собой финансовые ресурсы (финансовые активы, финансы).

Исторически вывоз капитала сформировался как экспорт капитала небольшого числа промышленно развитых стран в страны зависимые и экономически отсталые. На протяжении десятилетий международные встречные потоки капиталов традиционно совершали движение между развитыми и развивающимися странами. Постепенно развитие мирового хозяйства превратило вывоз капитала в необходимое условие эффективности функционирования экономики любой страны. При этом вывозят капитал не только промышленно развитые, но и среднеразвитые и развивающиеся страны. Причем каждая страна является одновременно, и экспортером и импортером капитала. Движение капитала превратилось из одностороннего в перекрестное. Фактически сложился мировой рынок капиталов.

Цель перемещения капитала – извлечение предпринимательской прибыли или получение процентов на вложенный капитал.

Международные потоки капитала подразделяют на ряд форм.

В зависимости от того получает ли собственник капитала доход в форме предпринимательской прибыли или доход в виде процентов выделяют две формы перемещения капитала (т.е. вложений); предпринимательская и ссудная.

ФОРМЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КАПИТАЛА

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ССУДНАЯ

(Доход в форме предпринимательской (Доход в виде процентов)

прибыли)

Ссудный капитал – денежные средства, предоставляемые взаймы на условиях возврата и уплаты процентов, данная форма международного сотрудничества относится к международному валютно-финансовому и кредитному сотрудничеству и будет рассмотрено позже.

Предпринимательский капитал – денежные средства, прямо или косвенно вкладываются в производство с целью получения прибыли. Движение предпринимательского капитала осуществляется путем зарубежного инвестирования. Чаще всего это частный капитал, хотя государства или принадлежащие государству предприятия также могут вкладывать средства в зарубежные предприятия.

В зависимости от цели вложения капитала выделяют портфельные инвестиции и прямые инвестиции.

Портфельные инвестиции – вложение капитала в иностранные ценные бумаги. Это акции и облигации, размещенные в крупных финансовых центрах. Покупка ценных бумаг не дает инвестору права контроля над объектом инвестирования. Главная цель – получение дохода, поэтому на величину и динамику портфельных инвестиций оказывает влияние разница в норме процентных ставок, выплачиваемых по облигациям в разных странах. Портфельные инвестиции подразделяются на пакеты акций предприятий в размере не менее 10 % и долговые ценные бумаги (облигации, векселя и т.д.).

Портфельные инвестиции являются важным источником привлечения иностранного капитала для финансирования облигационных займов, выпускаемых крупнейшими корпорациями, государственными и частными банковскими учреждениями.

Прямые инвестиции – это вложения в производство, которые дают право инвестору контролировать управление на предприятиях страны, принимающей капитал. В международной практике именно такие вложения называют иностранными инвестициями.

Международное инвестиционное сотрудничество является одним из видов предпринимательской деятельности, в основе которого лежит инвестиционный процесс, предусматривающий передачу части капитала одного предприятия или физического лица другому, выделенному в самостоятельный субъект предпринимательской деятельности. На сегодня основным участником инвестиционной деятельности являются ТНК промышленно развитых стран. Более 70 % прямых капиталовложений за рубеж осуществляют пять стран - США, Великобритания, Япония, Германия, Франция.

Капитал вывозят и некоторые развивающие страны – Тайвань, Сингапур, Бразилия. С середины 70-х годов ХХ века капитал стали вывозить и страны-нефтеэкспортеры нефти Ближнего Востока. 50 крупнейших ТНК контролируют около половины всего объема заграничных прямых капиталовложений, влияние ТНК на инвестиционный процесс в мировом хозяйстве постоянно возрастает. Во многих странах мира иностранный капитал стал составной частью национальной экономики. Доля предприятий, контролируемых иностранным капиталом в общем объеме производства в обрабатывающей промышленности, составляет в Канаде, Австралии, ЮАР более 30 %, в ведущих странах ЕС – 21-28 %, в США – 10 %, в Японии – менее 1 %. В развивающихся странах не компании с иностранным капиталом приходится 40 % промышленного производства. На предприятиях, контролируемых иностранным капиталом, производится 97 % электротехнической продукции Сингапура, 82 % - Тайваня, 75 % - Южной Кореи.

Определенный прогресс в росте объемов иностранных инвестиции в настоящее время в нашей экономике наметился. За последние восемь лет размер иностранных инвестиций увеличился в семь раз. Удельный вес России в общем объеме накопленных прямых иностранных инвестиций оценивается в 0,3 % от мировых, что не соответствует ни потребностям нашей страны, ни реальным возможностям.

Одной из причин сложившейся ситуации является несовершенство инвестиционного законодательства страны. В настоящее время для нашей страны приоритетным является развитие именно инвестиционных форм международного сотрудничества.

Основополагающим в регулировании деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации является Федеральный закон от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ».

Закон определяет:

- условия и порядок создания и ликвидации компании с иностранными инвестициями;

- обязанности иностранного инвестора соблюдать антимонопольное законодательство РФ и вести добросовестную конкуренцию;

- права и обязанности федеральных органов власти субъектов РФ;

- основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции;

- гарантии на получаемые от инвестиций доходы и прибыль;

- условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

В соответствии с российским законодательством под прямыми иностранными инвестициями следует понимать:

- приобретение инвестором не менее 10 % доли в уставном капитале создаваемого или действующего предприятия (разъяснить понятия «инвестор», «уставный капитал», «доля в уставном капитале»);

- вложение капиталов в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ;

- осуществление на территории России иностранными инвесторами в качестве лизингодателя финансового лизинга оборудования, в соответствии с разделами ХУ1 – ХУ11 ТН ВЭД РФ и таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб.

Иностранным инвесторам согласно названному Закону предоставляется национальный правовой режим с некоторыми изъятиями. Национальный режим подразумевает, что права и преимущества, предоставленные местным коммерсантам, предприятиям и корпорациям распространяются на иностранных предпринимателей, торговые, промышленные и иные предприятия и корпорации. На практике это означает, что иностранцы пользуются в торгово-промышленной деятельности теми же правами, что и предприятия данной страны.

Данный закон регулирует вложение только в реальный сектор экономики в форме прямых иностранных инвестиций, и не распространяется на банковско-кредитную сферу, сферу страхования, вложение капитала в некоммерческие организации.

Закон направлен на привлечение и использование в России иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологий, управленческий опыт, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов.

(В соответствии с Законом № 160-ФЗ в качестве прямой иностранной инвестиции рассматривается концессия и лизинг).

Основными формами привлечения иностранных инвестиций в Российской Федерацииявляются прямые иностранные инвестиции в форме – концессии, международного лизинга и создания свободных экономических зон:

- концессия, т.е. отношения, возникающие в процессе использования иностранных инвестиций при поиске, разведке и добыче минерального сырья на территории РФ, континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны РФ. Правовые основы указанных отношений определяются Федеральным законом от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О Соглашениях о разделе продукции».

- международный лизинг.

- свободные экономические зоны.

Международное производственно-техническое сотрудничество – скоординированная или совместная производственно-техническая деятельность партнеров из разных стран, основанная на разделении производственных программ и взаимовыгодном сотрудничества.

Международное научно-техническое сотрудничество – совместная разработка фирмами из разных стран научно-технических проблем, взаимный обмен научными достижениями, производственным опытом и подготовка квалифицированных кадров.

Международные валютно-финансовые и кредитные отношения – совокупность операций, обеспечивающих различные виды ВЭД предприятий из разных стран международными расчетами, куплей-продажей валюты, кредитованием по заключенным внешнеэкономическим сделка, а также самостоятельные операции на мировых финансовых и валютных рынках в целях извлечения прибыли на курсовых разницах и разнице ставок по ценным бумагам и кредитам.

- научно-техническое и научно- производственное сотрудничество:

а) производственное кооперирование;

б) совместное производство на основе специализации;

в) выполнение НИОКР;

г) проведение разнообразных исследований и разработок, (например, как космические услуги по выведению с зарубежными партнерами, в том числе: на орбиту спутников иностранного производства, продажа в иностранные государства аэрофотоснимков их территорий, сделанных с отечественных спутников, создание новых материалов в условиях невесомости);

д) передачу лицензий;

е) патентование изобретений;

ж) регистрацию знаков;

з) франчайзинг.

Франчайзинг, при которой компания одной страны разрешает предприятию другой страны производить продукцию под своим фирменным наименованием, предоставляя технологию, комплектующие изделия и т. п., помощь и консультации.

- строительные и проектно-строительные услуги, включая строительство

объектов за рубежом при содействии российских организаций и на территории

нашей страны с участием иностранных фирм, чему могут предшествовать

проектно- изыскательские работы, модернизация ранее построенных объектов, предоставление инженерно-консультационных (инжиниринг);

- инвестиционное сотрудничество с иностранным партнером путем

Привлечения иностранных инвестиций (капиталовложений в российскую экономику) и инвестирование за рубежом, сюда же можно включить создание совместных предприятий, международных объединений;

- лизинг. К этому виду внешнеэкономической деятельности относится сдача

в аренду российскими арендодателями различной машинотехнической продукции, транспортных средств и иных объектов иностранным арендаторам, а также аренда российскими участниками внешнеэкономической деятельности у иностранных лизингодателей, в том числе и на условиях финансового лизинга;

- сотрудничество в области транспорта, включает международные

перевозки экспортных и импортных грузов транзитные перевозки иностранных грузов, транспортно экспедиционное обслуживание;

- сотрудничество в области связи и информатики с использованием

современных электронных средств, средств массовой информации, включая телевидение, радиовещание;

- социально-культурные услуги, которыми обмениваются российские

участники внешнеэкономической деятельности с иностранными партнерами. Сюда входит торговля, общественное питание, образование, гостиничное хозяйство, здравоохранение, спорт и т.д.;

- издательско-полиграфическая деятельность, например совместное

издание научных трудов, общеобразовательных популярных книг, публикация статей и книг российских авторов в зарубежных издательствах и иностранных авторов в России;

- иностранный туризм, экспорт и импорт туристских услуг.

Экспорт туристских услуг обеспечивает поступление доходов от пребывания иностранных туристов в нашей стране, а импорт влечет расходы на оплату выезда туристов из России и их пребывание в зарубежных странах;

- внешнеэкономическая реклама, используется в целях продвижения

российской продукции на зарубежные рынки и иностранной продукции на территории нашей страны. Она обеспечивает приток доходов от зарубежных и российских рекламодателей при размещении рекламы на телевидении и в других средствах массовой информации, использовании наружной, печатной и других видов рекламы.

Знание того, в какой именно форме осуществляется внешнеэкономическая деятельность, имеет практическое значение для её участников, так как каждая из них реализуется в соответствии с определенной нормативно-правовой базой, и не только национальной, но и международной.

Практика показывает, что предприятие, осуществляющее внешнеэкономическую деятельность в одной форме, например, экспорт товара, со временем включается и в другие формы, например, им приобретается лицензия на производство нового товара, затем создается совместное предприятие и т.п. Расширение форм внешнеэкономической деятельности, в свою очередь приводит к росту внешнеторгового оборота и, следовательно, к интеграции и глобализации национальных экономик стран мира.

В экономической литературе формы внешнеэкономической деятельности рассматриваются как традиционные – экспорт, импорт, международные перевозки и прогрессивные, к которым относятся; совместные научно-технические разработки, международный финансовый лизинг, передача технологий на основе международных лицензионных соглашений и т. п.

Провести четкую грань между видами и формами внешнеэкономической деятельности на практике довольно сложно, они характеризуются большим многообразием и подвижностью. По мере интенсификации мирохозяйственных связей появляются все новые формы внешнеэкономической деятельности.

Странам с рыночной экономикой внешнеэкономическая деятельность помогает:

а) в реализации национальных программ экономического роста;

б) в укреплении внутренней стабильности;

в) в достижении цели повышения благосостояния своих граждан.

В середине ХХ века в этих странах на смену лозунгу свободной торговли пришла и в настоящее время успешно реализуется концепция либерализации внешней торговли, что означает снижение или отмену любых барьеров на пути международной торговли и устранение всех форм дискриминационных ограничений. Либерализация внешней торговли означает:

1. реализацию комплекса государственных мероприятий по осуществлению свободного внешнеторгового оборота;

2. снижению таможенных, тарифных и иных препятствий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: