III. Предпосылки к созданию флота

I. Введение.

История отечественного флота- яркая страница славной истории нашей Родины. Изучение значения флота, истории его создания очень увлекательна: согласитесь, интересно проследить чего стоило нашей стране перейти от маленького ботика до огромных атомоходов, достичь немалых успехов в военных морских сражениях, показать всю мощь на мировой арене, и все это благодаря развитому военно-морскому флоту.

В начале XVI века у огромной окруженной морями державы не было выхода к морю, именно поэтому я хотел бы рассмотреть развитие флота в период с 1695 по 1725 гг. Итак, главная цель моего реферата- оценить вклад Петра I в развитие Российского флота. Поставленные задачи:

1. Рассказать о создании флота в России при правлении Петра I (1682-1725гг).

2. Показать значимость флота для России начала XVI- конца XVIIвв.

3. Изучить влияние личных качеств Петра I на создание сильного флота и боеспособной армии.

4. Проследить технический прогресс в кораблестроении (1682-1725гг)

Среди основных методов ведения исследований стоит отметить:

· Изучение научных источников

· Анализ, полученных сведений

· Систематизация и формулировка выводов

Можно сказать, что данная тема актуальна в современном обществе, потому что показывает каких жертв стоит создание из страны, не имеющей выхода в море, великой морской державы. К тому же рассмотрение этого вопроса позволяет проследить прогресс в технической сфере развития транспорта.

II. Петр I

Чтобы представить грандиозность свершений Петра Великого, достаточно отметить, что за время его правления на российских верфях было построено более 1000 кораблей, не считая мелких судов. Численность команд на всех кораблях доходила до 26 тыс. человек.

В общем на кораблестроение и содержание флота Петром I было израсходовано около 1 млн. 200 тыс. рублей. Так, волею Петра I, в первые два десятилетия ХVШ в. Россия вошла в число великих морских держав мира.

Заслуга Петра в том, что он не ограничился созерцанием того, как зародившиеся до него процессы продолжали автоматически развиваться. Он властно вторгался во все сферы

жизни страны и отдал свой незаурядный талант ускорению развития всех начал, возникших до него. Петр как бы подстегивал события. Трудно и, пожалуй, невозможно обнаружить такие области истории России первой четверти 18 века, в которые не вторгался Петр и не оказывал на них своего влияния: военное дело, дипломатия, экономическое и социальное развитие, наука, просвещение, флот, быт, государственное устройство.

III. Предпосылки к созданию флота.



Петр I отлично понимал необходимость создания флота- стране был необходим выход к морю, без которого она обрекала себя на изоляцию, застой в экономическом и культурном развитии, зависимость внешней торговли от иностранных купцов.

В XVI-XVII веках судьбы крупнейших государств во многом определялись их морской мощью. Безопасность морского флота могли обеспечить только многочисленные боевые эскадры и укрепленные морские базы. Испания, Голландия, Великобритания, Венеция, Франция и Турция вели друг с другом упорную и кровавую борьбу на морских путях, от ее исхода зависело кто станет властителем Мирового океана, каковы будут прибыли купцов и промышленников, бюджеты государств.

А вот Россия долгое время не принимала участия в этих грандиозных сражениях. В Европе ее называли Московией и этому были свои причины: отсталость России имела сугубо исторические корни.

Россия долгое время не имела выхода к Черному и Балтийскому морям- это затрудняло развитие торговых и культурных связей русского народа с западноевропейскими странами, а также создавало угрозу к вторжению иноземных захватчиков со стороны этих территорий.

Огромная территория России в XVII веке фактически была отрезана от морских берегов, от возможности широкого использования дешевых путей сообщения. Моря, омывавшие страну с севера и востока, несмотря на колоссальную протяженность береговой линии, практически не могли быть использованы для хозяйственных нужд, ибо ресурсы Сибири, Дальнего Востока находились лишь в начальной стадии освоения. Роль единственных морских ворот выполнял Архангельск - порт на Белом море, но он замерзал на девять месяцев в году. Кроме того, морской путь в страны Западной Европы из Белого моря был в два раза длиннее, чем из Балтики. Наконец, сам Архангельск стоял вдали от экономических центров России, и доставка в порт русских товаров, как и вывоз оттуда иноземных грузов, обходились очень дорого - путь от Вологды до центра страны преодолевали гужом.

Два моря - Балтийское на западе и Черное на юге - были закрыты для внешней торговли России. Северное Причерноморье находилось в руках Турции и подвластных ей крымских татар, которые совершали опустошительные набеги на южные уезды.

Карл Маркс писал: «Ни одна великая нация не существовала и не могла существовать в таком отдаленном от моря положении, в каком первоначально находилось государство Петра Великого, никогда ни одна нация не мирилась с тем, чтобы ее морские побережья в устьях рек были от нее оторваны; Россия не могла оставить устья Невы, этого естественного выхода для продукции Северной России, в руках шведов, так же как устьев Дона, Днепра, Буга и Керченского пролива в руках кочевников-татар».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: